Мой собеседник – «Заслуженный мелиоратор Российской Федерации», «Почетный работник агропромышленного комплекса России», кавалер «Ордена Почета» и высшей награды нашей области – ордена «Труд. Доблесть. Честь» – человек, что общеизвестно, рассудительный и глубокомысленный. Он убедителен, спокоен, а еще – улыбчив, чем дает понять – все проблемы решаемы, а ведь, положа руку на сердце, у какого руководителя их сейчас нет?
– О многом сегодня приходится говорить в прошедшем времени, – начинает разговор Николай Николаевич. – Когда мало чего имеется, надо размышлять о том, что будет, но помнить, сравнивать с тем, что было. Так вот, не говоря уже о созданной нашим управлением мощной базе стройиндустрии, к 1990 году, примерно за три десятилетия деятельности, были введены в эксплуатацию 120 тыс. гектаров осушенных земель, на 250 тыс. га выполнены культуртехнические работы. Протяженность открытой осушительной сети достигла 4555 км, закрытая мелиоративная сеть в виде дренажных линий составляет 50157 км. В советский период у нас трудилось только механизаторов до 2000 человек, сейчас же списочная численность «Костромамелиоводхоза» – около 150 сотрудников. То есть, радужных перспектив не предвидится. Речь может идти только о сохранении того потенциала, который создан за предыдущие годы. Именно этим мы, собственно, и занимаемся по мере своих сил, возможностей и, полагаю, небезуспешно.
– В недавние годы вы приобрели несколько единиц техники, а как обстоят дела в этом?
– А в этом, увы, нуль. Но зато ничего и не потеряли, не списали. Мы, вообще, отказываемся от оборудования только в крайнем случае, когда оно полностью не подлежит ремонту. Теоретически и практически из нескольких десятков состоящей у нас на балансе техники, большая часть подлежит списанию. Но у нас очень неплохо работают ребята-ремонтники в Галиче, где функционирует производственный филиал ФГБУ.
– А на земле и под землей удалось сделать что-нибудь полезное?
– В прошлом году с привлечением подрядчиков отремонтировали мелиоративную систему в Макарьевском районе, и намерены продолжить работу, восстановить там вторую систему. А еще ежегодно мы стабильно вновь вводим в оборот около 500-600 гектаров за счет приведения в порядок системы осушения земель – чистим каналы, коллектор, дрены и все вновь начинает работать. Кроме того запроектировали, и будем строить в следующем году осушительную систему в Костромском районе, что добавит к сельскохозяйственным площадям местного кооператива около 600 «свежих» гектаров.
– Вновь пошли цифры. А как без них? Давайте еще…
– Хотите цифру? Вот она. Практически все, что сегодня сеют аграрии нашей области, а сеют они на 177 тысячах гектаров, приходится на некогда мелиорированные нами земли. Потому что эти земли все еще остаются лучшими в области, несмотря на наши скромные возможности и, скажем так, вынужденное бездействие. Но дело не в цифрах, а в подходах. В частности, что касается вклада Костромской области в мелиорацию, то за последние десять лет мы не получили ни рубля, хотя (и это хорошо само по себе!) есть понимание и моральная поддержка. Финансовое же состояние местных хозяйств не позволяет оплачивать затраты на мелиорацию, хотя получать эти работы от государства желают практически все. Снова и на всех уровнях буду повторять: по моему глубокому убеждению, мелиорация – есть дело государственное, с преобладанием комплексного решения по закреплению кадров на селе. Опять же именно государству следует брать под свою ответственность все сооружения и системы, если серьезно и надолго хотим решить вопросы аграрной сферы, заложить базу для подъема сельского хозяйства.
– По-видимому, Николай Николаевич, самое время поговорить о законотворчестве. Как развивается инициатива ряда губернаторов (в том числе и нашего) касательно будущей федеральной программы возрождения Нечерноземья? И еще – как себя чувствует новый «Закон о мелиорации»?
– Инициатива есть, программы пока нет. Это дело небыстрое. Проходят совещания – в Думе, в Совете Федерации – приглашался на них и я. Но пока все остается на уровне разговоров и консультаций.
Что касается «Закона о мелиорации». Это очень важная и нужная вещь, документ определил бы принадлежность мелиоративных систем, поскольку сегодня они, по сути, бесхозные. Но что сделала группа депутатов? Включили в проект закона дополнение – за счет средств, выделенных непосредственно на мелиорацию, предложили производить реконструкцию лесозащитных полос. Предусматривается двойная задача – во-первых, защита от вырубки, второе – полосы надо обновлять, потому что деревья уже старые. На юге-то лесозащита нужна, там зерновой край, которому традиционно уделяется больше внимание в финансовом и в любых других планах.. И если примут закон в дополненном виде мелиораторы будут выполнять это в целом полезное дело. Но не мы, ведь мы живем в нечерноземной зоне, у нас, наоборот, все зарастает, не знаем, как избавиться. А зарастает почему? Много, очень много невостребованных земель. А ведь мелиорацию нельзя рассматривать саму по себе, а только в контексте развития сельского хозяйства.
– Ну а закон-то уже принят, подписан?
– Нет. Он все еще «бродит» по кабинетам, вот уже более 10 лет.
– Десятилетие прожили без закона, может, и еще как-нибудь перебьемся? Или его отсутствие настолько плохо?
– Плохо, а применительно к Нечерноземью, без него вообще невозможно. На юге земли востребованы, там за них бьются, а наши просторы мало кому нужны, земельный фонд «размывается», поля приходят в упадок.
– Оптимизм? – переспрашивает Николай Солодчук. – Конечно, имеется, как же без него? Дело в том, что мелиорация в том или ином виде была, есть и будет. Пока существует жизнь на земле, люди будут заниматься мелиорацией! Никуда от нее не денемся – на колхозном ли поле или на личном участке. Поэтому мы никогда без работы не останемся, другое дело хотелось бы, чтобы ее было побольше!..
По итогам 2018 года за добросовестный труд, образцовое выполнение должностных обязанностей и личный вклад в развитие мелиорации земель Костромской области награждены следующие работники ФГБУ «Управление Костромамелиоводхоз»:
Минсельхозом России
удостоены звания «Почетный работник агропромышленного комплекса России»:
– Симонов Сергей Валерьевич, машинист экскаватора филиала «Галичское МУЭМС и ВС»;
– Соколова Алеся Александровна, главный мелиоратор службы эксплуатации мелиоративных систем филиала «Галичское МУЭМС и ВС».
Благодарностью Минсельхоза России отмечен труд Дорофеева Виктора Евгеньевича, водителя ФГБУ.
Благодарственное письмо Председателя Костромской областной Думы вручено Курину Александру Павловичу, главному механику службы эксплуатации мелиоративных систем филиала «Галичское МУЭМС и ВС».
НП «Союз водников и мелиораторов» наградил юбилейными медалями «За заслуги в мелиорации земель»:
– Кирсанова Александра Николаевича, техника филиала «Галичское МУЭМС и ВС»;
– Вихарева Сергея Александровича, инженера филиала «Галичское МУЭМС и ВС»;
– Кабанова Валерия Александровича, пенсионера (главного инженера ФГБУ).
Наградами департамента агропромышленного комплекса Костромской области отмечены:
Почетной грамотой:
– Курин Александр Павлович, главный механик службы эксплуатации мелиоративных систем филиала «Галичское МУЭМС и ВС»;
– Смирнова Наталья Юрьевна, заведующая складом филиала «Галичское МУЭМС и ВС»;
– Соколова Алеся Александровна, главный мелиоратор службы эксплуатации мелиоративных систем филиала «Галичское МУЭМС и ВС».
Благодарственными письмами:
– Белов Николай Иванович, машинист бульдозера филиала «Галичское МУЭМС и ВС»;
– Киселёва Нина Александровна – ведущий инженер филиала «Галичское МУЭМС и ВС».
Позвольте же, земляки-мелиораторы, самым искренним образом присоединиться к словам благодарности, уважения и признательности, которые уже прозвучали или еще прозвучат в ваш адрес в связи с профессиональным праздником. Приветствуем ваш плодотворный и самоотверженный труд! Счастья и успеха, друзья!
Подготовил Олег ДЕ-РИБАС