Каждую весну в Костромской области пропадают дети. Большая часть из них уходит из дома по вполне внятным причинам, в части случаев бродяжничество входят в привычку. K1NEWS.RU расспросил Нину Юрьевну Лукину, заведующую детским отделением Костромской областной психиатрической больницы о том, почему костромские дети покидают родной дом, как родители портят отношения с подростками и можно ли сделать жилище местом, куда хочется возвращаться.
— Правда ли, что весна – проблемное в психологическом плане время не только для взрослых, но и для детей?
Конечно. Весна – это обострение всех психических заболеваний – хронических, и так называемых дебютов. Очень распространенная проблема в это время года для детей – уходы из дома, бродяжничество.
— Почему и от чего уходят подростки?
Выдающиеся психиатры связывают это с несколькими причинами – в частности, речь идет о реакциях протеста, отказа, имитации, эмансипации, полового влечения и так далее. Протест- это реакция ребенка, которого что–то не устраивает в семье, его к чему- то принуждают, не замечают хорошего, постоянно упрекают – и в состоянии аффекта он уходит. Если родители не смогут как-то смягчить свое поведение по отношению к ребенку, он может просто начать уходить от любой проблемы, побеги могут стать привычными.
— То есть, таким образом дети избегают трудностей?
Абсолютно верно. То же самое происходит с отказом – например, подростку предстоит трудная контрольная работа, он что-то наобещал своим сверстникам, прогулял много занятий, и за это его ждет наказание… И он выбирает самый легкий способ – защищается, убегая от проблемы.
Имитация- реакция , при которой, например, один ребенок из благополучной семьи наблюдает, как растет его сосед – он гуляет, когда хочет, не делает домашние задания, и главное, он свободен. Конечно, у ребенка с жестким регламентирующим воспитанием это не может не вызывать зависти. И тогда он просто пытается скопировать противоположный образ жизни, иногда в паре со своим «кумиром», иногда нет.
Есть и более сложные вещи – например, влечение к бродяжничеству. Оно имеет свои механизмы. Такие дети могут бродить не останавливаясь днями и ночами, могут путешествовать по городам, они забывают о еде, сне и возвращаются домой только тогда, когда окончательно истощатся. Иногда влечение к бродяжничеству сопровождается употреблением ПАВ, клубных наркотиков.
Бродяжничество может возникнуть в рамках психических заболеваний. У детей, подростков возникает патологическое фантазирование, бредовое перевоплощение. Например, у меня был на лечении подросток, который представлял себя великим детективом, сыщиком, бродил по городу в темных очках. Бродяжничество может сочетаться маниакальным аффектом, эротическими фантазиями у девочек.
— Какой возраст считается самым «побегоопасным»? Есть ли какие-то пики?
Дети дошкольного возраста пропадают чаще всего по недосмотру, у них редко встречается бродяжничество. Настоящие уходы появляются ближе к подростковому возрасту – в 10-13 лет. Потом дети, как правило, начинают мудреть, учиться справляться с эмоциями. Если ребенок убежал в 13-16 лет, это нередко связано с серьезными психическими проблемами.
— Есть какие-то тревожные звоночки в поведении ребенка, по которым можно определить его посыл к побегу?
Из массы случаев очень сложно выделить какие-то конкретные «маячки». Каждый ребенок уникален в своем роде, и сигнализирует о своей душевной неустроенности по-своему. Есть случаи, когда в семье 100% доверие, пошел подросток мусор выносить, и пропал на месяц – такие «громы среди ясного неба» тоже бывают.
Если ребенок начинает задерживаться после школы, не приходить домой в обещанное время, нужно обязательно выяснить причину этих задержек, возможно, ему просто хочется быть более самостоятельным, но велик риск того, что его как раз затягивает бродяжничество, ведь все начинается с малого.
— Законный вопрос: можно ли создать такие условия, из которых никому никуда не захочется уходить?
Как человек с жизненным опытом, не как психиатр, могу сказать, что главная задача – это сделать дом «тылом», а не местом «войны». Возможно, я занимаюсь демагогией, но нужно быть ближе к ребенку, понимать его, чувствовать. Если в семье нет человека, которому он может выговорить всё, то любой уход покажется неожиданным.
На самом деле, сделать дом местом, в которое ребенок захочет возвращаться не так уж сложно: у подростка должна быть своя приватная зона – уголок или комната, куда никто не может войти без стука; человек, которому он доверяет и увлечение, сформированное именно внутри семьи – какая-то настольная игра, хобби, и тому подобное.
— Часто ли родители грешат «токсичным» поведением?
Часто. Некоторые родители любят попрекать детей, вешать на них огромное количество обязанностей, пытаться выстроить нового человека по своему образу и подобию.
Приведу пример: молодая семья, мачеха, отец, ребенку 9 лет. Родители приходят ко мне с жалобами, что мальчик « ничего не понимает, курит, пьет». Вызываю ребенка, спрашиваю, «почему он домой не приходит?». – « Не хочу, мачеха меня постоянно попрекает: ешь много, чавкаешь, ботинки грязные, не вертись»… Мы часто не замечаем, как давим на своих родных. Иногда это происходит под благовидным предлогом, что «человека из него хотят сделать», и из прочих благих намерений. Куда они ведут, мы все знаем…
Еще пример: семья учителей, очень правильная, многодетная. На старшего ребенка навесили множество «взрослых» обязанностей – обстирать малышей, погулять с сестрой, забрать братика из детского сада… Молодой человек оказался полностью лишен подростковой жизни, и последовал закономерный ответ – он начал просто уходить от проблемы. Я долго объясняла маме, что это она с мужем приняла решение завести много детей, а подросток на это не «подписывался», он хочет жить обычной жизнью, свойственной его возрасту. Это, кстати очень распространенная модель родительского поведения.
Всем родителям советую поведенческую терапию, она научит замечать хорошее в ребенке, корректировать свое поведение. Сейчас я все чаще замечаю, что отцы и матери, наученные горьким опытом, прислушиваются к советам специалистов, так постепенно и формируется цивилизованное отношение к ребенку.
— Как думаете, наказывать детей физически в 21 веке – это нормально?
Это первый запрет, о котором должна знать семья. Я каждый раз с удивлением узнаю, что еще существуют родители, которые считают, что пороть ребенка абсолютно нормально. Как специалист заверяю – это может спровоцировать протестную реакции, побеги и вызвать агрессивное, асоциальное поведение. Если маленький человек сделал что-то плохое, нужно поговорить, докопаться до причины, очень действенный метод — компенсировать плохие дела хорошими. Провинился – сделай три добрых дела. Можно даже тетрадь для отметки «хороших дел» завести. Главное, не наносить душевных ран, «не вколачивать» вину. Впрочем, легко советовать. На практике все сложнее.
— В истории нашей страны наблюдались пики бродяжничества?
В 1990-е. Тогда детей изымали из семей, развозили, распределяли по детским домам на 50 человек, не считаясь с их привязанностями, желаниями. Были массовые побеги из школ-интернатов, детских домов. Почему-то многих детей направляли к психиатрам, объясняя уходы заболеваниями. Но это было социальное явление. Сейчас отношение к детям изменилось, пропажа ребенка — не обыденное явление. При любом уходе сразу предпринимаются срочные меры для поиска.
Правда, сейчас есть другие факторы – недостаток внимания, родительская безответственность. Незабота – тоже вариант жестокого обращения с детьми. Родители заняты зарабатыванием денег, времени на участие в судьбе ребенка нет.
— Вы говорили, что зачастую родственники не обращаются за помощью к психиатру, боясь испортить биографию ребенка.
Существует много мифов о психиатрической службе. Психиатрия у нас в стране стигматизирована. Мы понимаем уровень щепетильности этой темы, и также знаем, что ребенку нужно выучиться и получить специальность, и идем навстречу. В большинстве случаев диагнозы вообще никак не могут ограничить будущую жизнь ребенка. Кроме этого, мы применяем «реабилитационные диагнозы», когда думаем о более серьезном заболевании, но устанавливаем более легкий вариант. В конце концов, если кто-то боится сразу обратиться к психиатру, можно просто поговорить с ребенком, или обратиться к школьным психологам, в Центр психотерапии, чтобы не испортить отношения в семье, главное слышать, слушать и любить друг друга. Баланс трудно достигаем, но возможен.