Об этом событии, а также о многих других важных и актуальных вещах наш корреспондент беседует с главным врачом МЦ «Мирт», нейрохирургом и вертебрологом, кандидатом медицинских наук А.Б.Кибиревым.

 

– Давайте, Андрей Борисович, поговорим, прежде всего, о главном предмете заботы врача-вертебролога, каковым вы, в том числе, являетесь. При всем моем уважении к позвоночнику, как к собственному, так и к чужим, этот фрагмент тела, а точнее скелета представляет собой, по-видимому, лишь набор костей…

– Действительно, позвоночник – одна из наиболее важных составляющих скелета человека – формируется из костей, но он является, прежде всего, опорой всего нашего организма. Помимо этого в нем заключен спинной мозг, который управляет нашим телом и отвечает, в частности, за работу ног, движения рук, повороты туловища и головы.

– И все же позвоночник представляется штукой достаточно крепкой, потому с ним, кажется, мало что может случиться. Это же не сердце и не голова…

– Конечно, это не сердце. Но, во-первых, спинной мозг является продолжением мозга головного. А во-вторых, позвоночник – достаточно сложная структура, которая состоит далеко не из одних костей, но также из позвоночных дисков, хрящей, связок, суставов, нервов, сосудов. И вся эта структура живет своей жизнью и естественно может так или иначе заболевать, претерпевать патологические изменения…

– Какого рода?

– Это могут быть дегенеративные изменения в силу возраста, ввиду процессов старения. Кроме того, целый ряд профессий провоцирует развитие заболеваний опорно-двигательного аппарата. Так остеохондроз, например, свойственен бухгалтерам ввиду их сидячей работы, то же самое касается водителей, которым к тому же добавляют проблем вибрации и тряска. Возможны  патологии, которые произошли из-за переломов, ушибов либо вывихов позвоночника, полученных, скажем, в результате ДТП, или растяжения различных связок вследствие бытовых травм или падений…

– Не секрет, что абсолютно здоровых людей не бывает…

– Верно, – улыбается Андрей Борисович, – есть «недообследованные»…

– И с точки зрения состояния позвоночника таковых тоже, видимо, нет?

– Почему же, редко, но встречаются…

– Это я к тому, что все обладатели, или «носители» позвоночников являются вашими потенциальными пациентами?

– Можно сказать, что, увы, в 99% случаев.

– Давайте представим такую ситуацию. Человек ощутил дискомфорт, который связывает с состоянием позвоночника. Он пришел к вам, ему провели ту или иную диагностику. Если ничего не обнаружили – все хорошо, иди домой, а если плохо – начинаем лечение. Правильно я понимаю?

– Все это так, но не совсем. Если у человека есть проблемы: головная или спинальная боль, расстройство функций ходьбы или отдельных движений, тремор, потеря чувствительности конечностей, то это уже не норма, и мы обязательно установим причину этих проявлений. Для этого мы располагаем сильной и полноценной диагностической базой. Это и магнитно-резонансная и компьютерная томография, ультразвуковая, рентгеновская и функциональная диагностика, недавно мы стали применять денситометрию, метод, позволяющий измерить плотность костной ткани. А для выявления нарушений уже непосредственно нервных структур применим нейромиографию и тепловизионная диагностику. Вот на основании всего этого мы получаем исчерпывающее представление о состоянии позвоночника у пациента, можем определить заболевание и, исходя из диагноза, выстроить стратегию и тактику лечения.

– Врачи некоторых специальностей советуют с определенной периодичностью  осуществлять диагностику «подведомственных» им органов. Рекомендуете ли вы совершать подобное по отношению к позвоночнику?

– На мой взгляд, это не имеет смысла. Если у человека нет симптомов и жалоб, то просто так делать МРТ, абы посмотреть, нет ли там чего, наверное, не стоит.

– Ну, томография сегодня давно не тот метод исследования, который можно отнести к дорогостоящим. Это уже достаточно обычная вещь…

– Дело даже не в этом. Просто основным показателем здоровья позвоночника является ощущение самого человека. Естественно, если человеку комфортно, нет настораживающей симптоматики, неприятных ощущений, слабости в руке или ноге, ну какие вопросы могут быть? Живите спокойно и счастливо. А вот если это появляется, тогда к нам.

– Как вы отмечали выше, люди немолодые более подвержены патологиям, связанным с позвоночником. Но зато они, пожалуй, привычны или менее чувствительны к боли. В конце концов, можно надеяться, что боль отступит перед обезболивающими или даже пройдет сама собой…

– Безусловно, обострения чаще всего удается купировать, либо с помощью болеутоляющих средств, а то и благодаря времени, которое, как известно, лечит. То есть человек приспосабливается к тем или другим неприятным ощущениям, меняет походку, ограничивает движения, избегая боли. Но это достаточно длительный процесс, порою очень мучительный, да и дорогостоящий с точки зрения затрат на лекарства. Не говоря уже о том, что человек в это время не может работать, выключается из активной жизни.

– Итак, все-таки лечение! Мне, как возможному пациенту, видится, что здесь важен, так сказать, «принцип достаточности». То есть начинаем с консервативного лечения, при необходимости переходим к малоинвазивному и, наконец, крайняя мера – оперативное вмешательство…

– В целом верно, хотя все зависит от конкретного заболевания и степени развития патологии. Притом, очень важно правильно выбрать момент, когда следует перейти от консервативных методов (лечебной физкультуры, кинезитерапии, приема каких-либо препаратов и др.) к оперативному, только тогда лечение будет эффективным. То есть, если консервативное лечение не помогает, пациент попадает к ортопедам и нейрохирургам. Впрочем, на сегодняшний день хирургия позвоночника стала дсовсем ругой. 30 лет тому назад (а я, как врач, еще застал это время), операции на позвоночнике требовали широкого доступа и соответствующих разрезов, были связаны исключительно с резекцией (удалением) одной или двух дужек позвонков, выпавшего секвестра. При этом проводились они только тогда, когда человек уже не мог ходить. Сейчас же на первый план, в том числе и в нашем центре, вышла малоинвазивная, пункционная хирургия, когда операция производится уже внутри самого диска, через небольшой прокол или разрез, но под большим увеличением с применением микроскопа.

– Позвольте, Андрей Борисович, перейти к главной теме нашей беседы. Припоминается первый закон робототехники, сформулированный некогда писателем-фантастом Айзеком Азимовым, который звучит, кажется, так: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред». Не прокомментируете ли?

– Пожалуй, этот «книжный закон» достаточно точно выражает суть и предназначение медицинской робототехники.

– Но где в такой тонкой, деликатной и, прямо скажем, небезопасной для здоровья сфере, как хирургия может или должен заканчиваться человек и начинаться робот? Не является ли это проблемой?

– Здесь надо понимать, что робот в данном случае не заменяет, не подменяет человека, а лишь дополняет его. Робот советует, предлагает план хирургического вмешательства и является квалифицированным помощником, но он не выполняет операцию в обычном понимании слова, это просто еще один инструмент в арсенале врача, хотя, следует признать, весьма совершенный. Это прибор, который позволяет осуществить спинальную навигацию, причем в сложных ситуациях, когда «в голове» очень трудно  построить 3d модель операции, а ведь еще нужно попасть винтом в очень ограниченный участок позвонка к тому же под нужным углом. Имеются и особо трудные случаи, например, при сколиозах, различных деформациях позвоночного столба. Вот здесь робот незаменим. Для обычной же, рутинной операции это, конечно, во всех смыслах дорогое удовольствие. Поэтому использование робота в ежедневной хирургии, наверное, просто нереально. Но хорошо уже то, что он есть (в том числе и в нашем центре) и его можно применять, когда он нужен и без него нелегко обойтись.

– Первая «роботизированная» операция выполнена в «Мирте» совсем недавно, кажется, в конце августа-месяца?..

– С тех пор мы успешно провели уже пять операций с использованием робота, в их числе были и достаточно непростые случаи, хотя, не скрою, для начала мы старались подбирать не самых трудных пациентов. Но в результате анализа этих инвазий лишь укрепилось понимание того, этот аппарат незаменим именно в сложных ситуациях ввиду хотя бы того, что в самый ответственный момент минимизирует пресловутый «человеческий фактор», чем практически исключает врачебную ошибку. Это касается, например, установки различных имплантов, фиксаторов для «разболтанного» позвоночника или при его переломах – винтов, пластин, скоб, пружин, протезов, межпозвонковых кейджей, изготавливаемых из титана, пластмассы или других современных материалов, инертных по отношению к человеческому организму. И, безусловно, проведение таких, достаточно малоинвазивных операций сокращает сроки заживления прооперированного участка и облегчает реабилитацию, состоящую в укреплении мышечного корсета и связок.

– Думается, Андрей Борисович, я узнал и понял достаточно для того, чтобы попытаться констатировать – нет такой проблемы, связанной с позвоночником, которая не может быть решена в этих стенах!

– Ну, мы стараемся! Если же какую-то проблему не можем решить самостоятельно, приглашаем ведущих врачей из соседних регионов или из столицы. Оперировали у нас и немцы – родоначальники эндоскопической хирургии позвоночника.

– Если не ошибаюсь, вечнозеленый «Мирт» растет на обоих берегах Волги?

– Основная база нашего медицинского центра находится здесь в здании,  что в Инженерном переулке, 18. Но мы располагаем сильным и многопрофильным филиалом, что на Никитской, 35, а на Свердлова, 8 имеется еще одно наше подразделение – диагностический центр, оснащенный самыми современными томографами — магнитно-резонансным и компьютерным. Помимо этого, надеюсь, что уже в этом году мы откроем новую поликлинику на Галичской…

Пожелаем же А.Б.Кибиреву и его коллегам безоговорочных успехов, как в их благородной деятельности в целом, так и в учреждении нового филиала в частности. Ведь жизненный опыт подсказывает, что абсолютно нелишне иметь в соседях, да и в друзьях квалифицированных и профессиональных эскулапов.

 

Медицинский центр «МИРТ»
Сайт: http://mirt-med.ru/ 

Поликлиника №1
156001, г. Кострома, пер. Инженерный д. 18
Пн-Пт: с 8:00 до 20:00 Сб: с 8:00 до 15:00 Вс: с 8:00 до 15:00 (работает томография КТ, МРТ, рентген и ведет прием дежурный травматолог-ортопед по предварительной записи)
Тел. +7 (4942) 334-911 

Поликлиника №2
156005, г. Кострома, ул. Никитская, д. 35
Пн-Пт: с 8.00 до 20.00 Сб, вс: с 8.00 до 15.0
Тел. +7 (4942) 334-911 

Центр МРТ
156000, г. Кострома, ул. Свердлова, д. 8
Ежедневно с 8.00 до 23.00
Тел.: +7 (4942) 334-911, 46-77-88, +7 (930) 386-77-88 

 

Лицензии ООО МЦ «Мирт»

Лицензия на осуществление медицинской деятельности №ФС-44-01-000001-18 05.02.2018г.
Лицензия на осуществление медицинской деятельности №ЛО-44-01-000896 от 25.08.2016г. 

Лицензии ООО «Мирт-МРТ»

Лицензия на осуществление медицинской деятельности №ЛО-44-01-000965 от 12.09.2017 г. 

Лицензии ООО «Мирт-ФАРМ»

Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности №ЛО-44-02-000447 от 07.09.2016г. 

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА 

Олег ДЕ-РИБАС

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...