Начнем с определения. Суицид (от лат. sui caedere — убивать себя) – самоубийство, осмысленное причинение себе вреда с целью лишиться жизни.

Психика ребенка формируется постепенно. Чтобы человек совершил суицид, необходимо достаточное развитие его волевой, эмоциональной сферы, — говорит Нина ЛУКИНА, заведующая детским отделением.В детстве суицид – это казуистика, так как недостаточно знаний, представлений о бесконечности – ты уйдешь сейчас из жизни и больше никогда не вернешься. Но к 11-12 годам эти функции формируются и попытки суицида возможны.

Самый опасный возраст – подростковый, особенно юношеский, считают специалисты. Как раз в этот период детей привлекает все, что связано с неизвестностью. Например, вопросы жизни и смерти. Подростки начинают задумываться о смысле жизни, читают Ницше, Камю – писателей, описывающих суицидальные наклонности. И поэзию они читать начинают соответствующую.

Подростки, как правило, максималисты. У них психика по типу – всё или ничего. Человек, который выбирает между жизнью и смертью, думает: «Или будет все так, как я хочу, или никак». Поэтому подростковый возраст – фактор риска суицида. Даже, если нет психического расстройства. Во всем мире наблюдается пик суицидов именно в этом возрасте. Интересно, что подобный пик наблюдается и после 40 лет. Возраст 11-15 лет — особый, нужно быть особенно внимательными к подросткам.

Родители часто не замечают депрессии у детей, так как те не могут передать свои чувства, — говорит Нина ЛУКИНА.На вопрос «Как ты себя чувствуешь?» они отвечают —  «Хорошо». Хотя видно, что ребенок подавлен. Если раньше он был покладистым, хорошо учился, но вдруг стал раздражительным, стоит бить тревогу. Мы часто в клинике слышим от подростков, что они ненавидят жизнь. В семье должен быть человек, который близок к ребенку. Тот, с кем можно поговорить по душам. Невнимание со стороны взрослых может привести к срыву. Должен быть и доступ к компьютеру ребенка.

Социальные сети поглотили подростков. Там они находят так называемые «группы смерти», которые учат тому, как совершить суицид. 

Приведу пример. Девочка пятнадцати лет познакомилась с молодым человеком. Ему было за 20 лет. Он ей давал советы, как шаг за шагом уйти из жизни, — вспоминает Нина ЛУКИНА. — Родители не вникали в их отношения. Радовались, что у дочки появился хороший, спокойный мальчик. Он и в гости к ним приходил. А в итоге всё чуть не завершилось трагедией. А другую девочку сняли с крыши. Она быстро нашла в Интернете соответствующую литературу. Поделилась в социальной сети суицидальными мыслями, и ей тут же дали совет, как уйти из жизни – выпить феназепан и прыгнуть с крыши. Девочка таблетки выпила, но спрыгнуть вниз смелости не хватило. Ей дали еще совет – выпить пива, мол, заснешь и сама сползешь с крыши. Мама вовремя увидела всё это, девочку спасли. Я не понимаю мотивации людей, которые подталкивают детей к смерти. Они за счет других пытаются поднять свой авторитет. Доходит до того, что дети получают прямые угрозы, когда отказываются от суицида. «Кураторы» обещают преследовать его родственников.

Считается, что плохие социальные условия, незанятость – это фактор суицида больше у взрослых. А в отношении детей он имеет меньшее значение. Практика показывает, что дети из обеспеченных семей также совершают суицидальные попытки. Важна внутрисемейная атмосфера – внимание родителей к ребенку.

В нашей стране почему-то боятся психиатров. Бывают случаи, когда ребенок попадает с суицидальной попыткой в реанимацию, его врачи спасают, но родителю все равно не обращаются за психологической помощью. Это большая проблема.

Приводят ребенка и говорят «Только не назначайте психотропные препараты». А какие нужно? Мы лечим психику. Сейчас выпускают антидепрессанты нового поколения, которые не дают побочного эффекта. Важно, чтобы они были в широкой практике, считает Нина Юрьевна.На Западе какое-то время показатели суицидов зашкаливали, но, когда началась пропаганда антидепрессантов, они снизились в разы.

В России действует закон о психиатрической помощи. Детям до 14 лет психиатры могут оказывать помощь только после обращения родителей. А с 15 лет подросток решает сам, стоит ему идти к врачу или нет. Кстати, направление к психиатру дает педиатр или невролог.

 

В Костромской области работает «телефон доверия» 47-17-57

 

Немного статистики. Счет суицидам ведет бюро судебно-медицинских
экспертиз. В Костромской области в год около четырех подростков пытаются
покончить с жизнью. Этот показатель значительно ниже по сравнению с другими
регионами страны. Одни из самых высоких показателей в Бурятии, Якутии,
Удмуртии. А меньше всего суицидов совершают на Северном Кавказе. Надо сказать,
что у представителей мужского пола чаще всего завершенные суициды, у девушек
больше – попыток.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...