Градостроительная политика нуждается в корректировке

В предыдущей статье «Город будет расти, но в каком направлении? уже обсуждалась проблема активного массового жилищного строительства на правом берегу Волги, что привело к ухудшению ситуации на единственном в городе автопешеходном мосту. Тогда костромичей интересовали причины перекоса в жилищном строитель­стве: почему именно в Заволжье? И как власти города плани­руют решить транспортную проблему?

Мнения специалистов  областной и городской администрации костромичей не устроили.

Первыми на сложившуюся ситуацию откликнулось пред­ставители Общественной палаты Костромской области. 6 октября 2016 года состоялось ее заседание, где рассматривались предложения по формированию городских территорий для освоения посредством комплексной застройки в соответствии с Генеральным планом г. Костромы. Выслушав все заинтересованные стороны и  проведя анализ сложившейся ситуации в градостроительной сфере города, комиссия приня­ла решение о необходимости возвращения к первоначальной концепции Генерального плана г. Костромы — идее компактного города с комплексным освоением территории.

1(1).png

21 ноября 2016 года состоялась полуторачасовая встреча представителей проектного института «Костромапроект» с главой города Костромы Ю. В.Журиным.  Основным вопросом обсужде­ния стали градостроительные проблемы, связанные с перенаселением заволжского района  и транспортными проблемами в рай­оне автопешеходного моста, вызванные изменением концепции развития города, изложенной в Генплане 2008 года.

3.png

В своем выступлении Юрий Журин сказал: 

« Я рассчитывал, что процессы, заложенные в Генеральном плане, будут рабо­тать как положено. Но структура градостроительного совета с этим не справилась. Еще два года назад появилась идея создания архитектурно — исторического совета при Думе города Костромы. Это будет площадка, которую необходимо исполь­зовать в разрешении градостроительных проблем.

Генеральный план корректируется без учета реальности, под короткие цели. Нужно думать о развитии берегов, о за­нятости населения, проживающего на правом берегу.

Сегодня в утренние и  вечерние часы трафик потоков автомобилей отличается  друг от друга почти в 4 раза. Мост свидетельствует о том, что за последние годы на правом берегу сформировалась «спальня». А это критично. Мы должны ре­ально смотреть на вещи и работать на перспективу. Второго моста нам не видать, на мои взгляд, как минимум лет десять».

Не откладывая тему в долгий ящик, глава города Костромы Ю. Журин 30 ноября 2016 года провел первое заседание Об­щественного совета по вопросам историко – архитектурного облика города Костромы при главе города Костромы. В работе совета приняли участие представители областной и городской администраций, Думы г. Костромы, члены Костромского отделения Союза архитекторов России, представители проектных институтов «Костромапроект» и «Костромагорстрой», а так же проектной организации ООО « Коллеги».

Основной темой обсуждения стала концепция Генерального плана го рода Костромы 2008 года и ее реализация. Авторскую позицию коллектива разработчиков — специалистов института «Костромапроект» представил председатель Костромской организации Союза архитекто­ров России, заместитель начальника отдела экспертизы про­ектной документации ГАУ КО «Государственная экспертиза Костромской области», тогда, при разработке Генплана, главный архитектор проекта Александр Серобаба.

серобаба.png

Александр СЕРОБАБА

«В 2005 году началась рабо­та по обновлению Генераль­ного плана, который был раз­работан в 1988 году. Работы начал и выполнил в полном объеме институт «Костромапроект» с привлечением веду­щих специалистов города. Ге­неральный план был разрабо­тан и одобрен администраци­ями города и области.

К 2005 году стало ясно, что в связи с изменившимися экономическими условиями в стране основные позиции Генерального плана 1988 года не соответствова­ли реалиям времени. Генеральный план 2008 года унаследовал на­правления перспективного развития города, заложенные в планах 1968, 1988 годов. Администрацией города была утверждена численность населения города в 320 тыс. человек, с целью резервирова­ния территорий для жилищного строительства. Разработчиками была принята норма обеспеченности жилищным фондом — 25 кв. м на каждого костромича. Это была реальная цифра, чтобы ее выпол­нить к 2025 году, необходимо было построить дополнительно к уже имеющемуся жилому фонду — 5,8 млн кв. м — еще 2,7 млн кв. м жилой площади. Для этого ежегодно необходимо было вводить 130-150 тыс. кв. м жилой площади. Нужно отметить, что 65% от 2,7 млн кв. м намечалось построить на реконструированных территориях. Основ­ная доля строительства приходилась на кварталы по улицам Ив. Суса­нина, Калиновской, Шагова, Ленина, Полянской, Галичской. И город должен был быть в этом заинтересован, ведь сегодня эти кварталы застроены ветхой и малоценной жилой застройкой. На новых терри­ториях индивидуальное строительство предполагалось вести в рай­оне п. Волжский, а массовое жилищное строительство — на месте Ва­сильевских очистных сооружений, перенос которых был намечен в связи с предполагаемым строительством нового дюкера. Таким об­разом, основное строительство предполагалось вести на левом бе­регу. Для правого берега была указана контрольная цифра увеличе­ния населения с 45 тыс. до 60 тыс. человек.

Что же мы имеем сегодня, после внесения кардинальных из­менений в Генеральный план? Основное количество строитель­ства после территориально-градостроительных преобразований перекочевало на правый берег, а на левом берегу осталась тер­ритория индивидуальной застройки — п. Волжский, и робко наме­чается вынос Васильевских очистных сооружений. Реконструкция существующих территорий не предусматривается. К чему это привело, мы все сегодня видим. И как результат, правый берег превращен в «спальню», что недопустимо! Разработчики Гене­рального плана 2008 года, а именно институт «Костромапроект», неоднократно поднимали этот вопрос, но не были услышаны.

Генеральный план 2014 года (корректировка концепции 2008 года) предусматривает большой рост территории города: пло­щадь города в 2005 году на момент разработки Генерального плана составляла 1435 га, а площадь города по Генплану 2008 г. к 2025 году планировалось увеличить на 180 га, что составило бы 1615 га. Что имеем сейчас?

Площадь города в 2014 году уже приблизилась к 2000 га, а к 2030 г. планируется ее расширить до 3400 га, что составит увели­чение территории города в 2,4 раза по сравнению с первоначальной концепцией. И это в городе, где численность населения остается на прежнем уровне, где нет притока рабочей силы, где нет рабочих мест.

Самый лучший город — это компактный город. Отступив от кон­цепции, нарушив преемственность в развитии города, мы сегодня пожинаем плоды этой безответственности. Необходимо вернуть­ся к основной идее развития г. Костромы, заложенной в Генераль­ном плане 2008 года, к идее компактного города».

Выступление Александра Серобабы положило начало бурной дискуссии. Практически все участники заседания высказали свое мнение, в котором поддержали позицию А. Серобабы, зая­вив о необходимости переломить ситуацию и вернуться к реа­лизации Генплана 2008 года.

Андрей ФИЛИППОВ,
главный архитектор проект­ного института «Костромапроект», высказал свою обеспокоенность в том, что градостроительная поли­тика зашла в тупик, и предложил конкретный план по исправлению сложившейся ситуации.

Юрий ЖУРИН:
«Сегодня мы имеем клубок про­блем, которые годами не решались. Необходимо определить последова­тельность их решения и вводить некоторые огра­ничения в реализацию Ге­нерального плана. Конеч­но, по многим территори­ям обратного пути нет, но нужно искать решения».

якимов.png

Владимир ЯКИМОВ,
член Кост­ромской организации Союза архи­текторов России, член Обществен­ной палаты при Думе города Кост­ромы: «Проблема Генерального плана и того, что получилось, нахо­дится в плоскости конфликта инте­ресов. Генеральный план 2008 года планировал в основном вести строительство за счет реконструк­ции территории — это интерес города, а реализация того, что получилось, — освоение новых территорий Заволжья — это интерес инвесторов. Это конфликт «чья взяла». Ос­воение новых территорий для инвесторов очень привле­кательно. А освоение городских территорий под комп­лексное строительство — это сложная проблема и юри­дически, и финансово. Все пошли по легкому пути. Не­обходимо выработать механизм кнута и пряника для ин­весторов, чтобы их интерес распространялся не только на свободные территории, но и на освоенные. Как его вы­работать, как привлечь? Если хотя бы частично удастся решить, то это благо для города. Если не удастся, то пой­дем тем же путем, как сейчас».

Участники заседания отметили, что в Генеральном плане 2008 года есть логика развития города, и он наи­более адаптирован к местным условиям, нужно только выработать новые подходы к его реализации.

афанасьев.png

Однако Александр АФАНА­СЬЕВ, начальник управления архитектуры и градострои­тельства администрации го­рода Костромы, главный архи­тектор г. Костромы, был кате­горически против идеи ком­пактного города, горячо отста­ивал свою позицию.

«Форми­ровать компактный город на месте исторического поселе­ния федерального значения нельзя. Возможны только реконструкция и модернизация существующих кварталов через разработку исторических регламентов». 

Озвучивая основные, на его взгляд, стра­тегические направления развития существующего Гене­рального плана г. Костромы, он вновь заявил о необхо­димости включения в черту г. Костромы территории Кос­тромского района, с уточнением на этих территориях функциональных зон.     

горев.png

Уже после заседания совета свою позицию по обсуждаемой теме высказал Алексей ГОРЕВ, заместитель директора департамента строительства, архитектуры и градостроительства, главный архитектор Костромской области:

«Как бы мы ни запре­щали, город будет расти в сторону Ярославля, так как здесь проходит серьезная и очень удобная магистраль в сто­рону Ярославля. 60 минут до Ярославля, 20 минут от Бакшеевского сельского поселения до Костромы. Давайте это понимать. Что плохого в линейном городе? Линейный город — это хорошие, удобные коммуникации. Что касается при­нятия решения о пуске скоростного трамвая с правого бе­рега на левый, то это предложение появилось потому, что у нас железнодорожный мост для решения транспортной про­блемы города не задействован. Это предложение обсужда­лось и было внесено в Генплан 2014 года, который разраба­тывали представители серьезной организации, имеющей богатый опыт в разработке градостроительной документа­ции и состав специалистов различного профиля.

К подземным и наземным пешеходным переходам я хоро­шо отношусь, так как это прежде всего безопасность горожан. А на перекрестке Подлипаева-Советская это очень важно». 

Необходимо отметить, что за последнее время админист­рация города уже ознакомила горожан с двумя вариантами решения транспортной проблемы в районе автопешеходного моста: пуск из Заволжья по железнодорожным путям пас­сажирского скоростного трамвая (корректировка Генплана, 2014 год) и строительство крестообразного подземного пе­рехода в районе ул. Подлипаева/Советская (9 ноября 2016 года вопрос обсуждался на заседании Общественного сове­та Думы г. Костромы). А что по этому поводу думают костро­мичи? 

БЛИЦ-ОПРОС

Мы обратились к жителям Заволжья с предложением: «Дайте оценку сложившейся в Заволжье ситуации», а также попросили предложить варианты ее решения. Итак, «если бы я был градона­чальником».

Сергей, 40 лет: «Если бы я был градоначальником, я бы преж­де всего прекратил массовую застройку на правом берегу Вол­ги и не искал других путей решения проблемы. Сначала велись разговоры про второй мост. И все верили, надеялись, так как не понимали, что речь идет не про второй городской мост, ко­торый по старому генплану должен был быть продолжением ул. Индустриальной. А про другой мост — на объездной дороге, ко­торая, став федеральной, должна пройти мимо города, в объезд, и по нему в основном пойдет транзитный и тяжеловес­ный транспорт. Все разговоры про мост я считаю бредовыми. В такой экономической ситуации, как сегодня, смешно на это надеяться. Проблема Заволжья — в его массовой застройке. Обсуждать идею пуска скоростного ж/д трамвая для разгрузки моста я не буду! У нас уже есть реверсивное движение. Вы ког­да им последний раз пользовались?»

Елена, 47 лет: «Коль вы мне позволили стать градоначальником, то для решения транспортного беспредела предложила бы огра­ничить все строительство в Заволжье. Я считаю это первопричи­ной автомобильного хаоса. Считаю, что никакие железнодорож­ные трамваи ситуации не спасут. Кто-нибудь из предлагающих просчитывал логистику? Как люди будут добираться до железно­дорожных путей? Сколько единиц транспорта и какого размера будет перевозить людей к остановке трамвая, и как эти автобусы будут пересекать поток транспорта на ул. Магистральной? На чем люди будут добираться из разных концов Заволжья и с прилегаю­щих территорий к остановкам общественного транспорта, откуда их повезут до ж/д трамвая, затем на левый берег и уже оттуда, от ж/д вокзала, до работы, школы, детского сада, секции, кружка, медицинского центра ?.. Подземный переход хорошо, но решит ли это проблему? Опять в людей хотят вселить надежду».

Владимир. 42 годаМой коллега ут­ром до работы из Судиславля до Ка­раваева доезжает быстрее, чем я из- за Волги в Караваево. Очень обидно, что эта транспортная проблема со­здана людьми, наделенными влас­тью. Жаль, что ничего не меняется и некоторые по-прежнему живут по принципу«после нас — хоть потоп». Неужели в таком городе, как наш, больше негде строить? Удивляют и те, кто надеется на строительство второго моста! Если уж в советские времена не построили, то теперь и ждать нечего. Очнитесь, господа, и начните думать о людях. Если бы я был градоначальником, то строил бы только на левом берегу, преображал центральную часть города и приле­гающие кварталы. Снес бы все вет­хое жилье. Посмотрите на соседние города, их не узнать, а что со своим городом делаем мы? У нас что, нет своих профессионалов, которые могли бы помочь? Ведь если я не умею оперировать я же не лезу к операционному столу! А обсуждать предложение пустить железнодо­рожный трамвай или метро смешно. Может, лучше канатную дорогу? И дешевле, и модно, и прикольно!» 

Юрий, 33 года: «На днях плотно стояла практически вся Лесная и прилегающие к ней улицы в направле­нии Заволжья. Наблюдая за потоком, я прикинул, что если бы избавиться от фур, то как быстро я мог бы про­ехать? По моим подсчетам, расстояние от Лесной до ул. Ермакова я проехал бы всего лишь минут на де­сять быстрее. Так что проблема не в большегрузном транспорте, а в том, какое количество многоэтажных домов построено и сколько людей заселилось в эти дома. Квартиры покупают небедные люди, практичес­ки у всех есть машина, а то и две. А где парковки? Их тоже нет. Городские власти искусственно создали эту проблему, а .теперь ищут выход. А выход один — пре­кратите строить на нашем берегу. Неужели больше негде в Костроме строить? Где наши архитекторы? А вот если бы я был градоначальником, то прежде все­го очистил бы город от развалюх и на их месте пост­роил новые дома. Обещают пустить по ж/д путям трамвай, якобы он снимет нагрузку с моста. Я в это не верю. Вагоны до Питера отменили, и никто ничего сделать не смог. А тут по железнодорожным путям пу­стят метро, а разрешение у РЖД спросили?»

Ольга, 35 лет: «Как мы все устали от утренней и вечерней толкучки. Я удивляюсь, большин­ство людей в курсе ежедневных пробок, но все равно берут жилье в Заволжье, а потом него­дуют. Мне таких людей сложно понять. Но я не понимаю и городские власти. Зачем вы это де­лаете? Зачем превращаете людей в непонят­но кого? В этой толкучке мы теряем человечес­кий облик. Если бы я была градоначальником, я бы на всех, кто виноват в этой проблеме, по­дала в суд. Как хочется найти здравомысляще­го человека, который бы все это остановил. На­сколько я знаю, у нас же есть свой проектный институт, пусть поможет, поправит. Сколько можно надеяться на кого-то, если есть свои специалисты». 

На взгляд обывателей, предлагаемые меры вряд ли кардинально решат проблему, так как они из разряда полумер, которые дают жителям Заволжья лишь призрачную надежду на улучшение ситуации. Но активное массовое строительство на правом бе­регу Волги не позволит им, а впрочем, и всем костромичам вздохнуть свободно.

Зачем все время изобретать велосипед? Может, лучше вернуться к Генплану, над которым работали костромские профессионалы, ведущие проектировщики нашей области? Может, хватит надеяться на кого-то, «вот приедет барин, барин нас рассудит». Может, лучше довериться им, костромским разработчикам Ген­плана-2008, которые тоже имеют большой опыт работы и высокую квалификацию. Они еще и неравнодушны к своему городу. И как все костромичи, хотят проводить больше времени со своими родными и близкими, а не стоять в городских пробках. И в компактном городе им не нужен был скоростной трамвай.

А вот если бы строительный запал последних восьми лет был направлен в нуж­ное русло, то как бы преобразился сегодня наш город! Этот потенциал помог бы решить и многие инженерные проблемы старых сетей левобережья, и Заволжье бы так бурно не застраивалось — реку Волгу не перепрыгнешь. Общественность города обеспокоена положением дел в области жилищного строительства. Чего не скажешь об официальных лицах, которые по-прежнему настаивают на увели­чении площади застройки города и на включении для этих целей территории Костромского района в границы города. Складывается впечатление, что их стрем­ление к формированию линейного города больше походит на желание максималь­но приблизить Кострому к Ярославлю, с учетом удобной магистрали, а отнюдь не на готовность решать внутренние транспортные проблемы.

Возможно, что когда-нибудь истина победит и мнение наших костромских про­фессионалов будет в приоритете, а при принятии градостроительных решений все будут помнить, что город — это живой организм, который развивается на основе своих законов и правил, и их нарушение ведет к хаосу. Будем надеяться, что вос­торжествует здравый смысл и мы вернемся к основным критериям создания ком­фортных и благоприятных условий жизни, заложенным еще в 2008 году в Гене­ральном плане. Будем надеяться?!  

Представители Общественной палаты Кост­ромской области и Общественного совета по воп­росам историко-архитектурного облика города Костромы при главе города Костромы были еди­нодушны в своем решении вернуться к положе­ниям Генерального плана г. Костромы 2008 года с целью его актуализации и возврата к стратегии развития города, предусмотренной предыдущи­ми генпланами. Для этого, по их мнению, необ­ходимо:

·        разработать мероприятия по выносу Васи­льевских очистных сооружений и освоению дан­ной территории под жилую застройку;

·        завершить строительство начатых много­этажных жилых домов на территории микрорай­онов «Новый город» и Малышково, не осуществ­лять в данном районе новое проектирование и строительство жилых домов;

·        массовое многоэтажное жилищное строи­тельство перевести на левый берег, как за счет освоения свободных территорий, так и за счет реконструкции территорий с аварийной, ветхой и малоценной застройкой в кварталах за преде­лами исторического центра города;

·        в центральной части города вести строи­тельство малоэтажными эксклюзивными здани­ями в сочетании с существующей исторической застройкой, с разработкой проектов комплекс­ной планировки кварталов как центральной, так и других частей города;

·        актуализировать, при необходимости раз­работать проекты планировки территорий за чет­вертым полукольцом (Полянская — Калиновская — Ив. Сусанина) с целью комплексной реконструк­ции кварталов. 

Отраслевой журнал Строительство Верхней Волги, №4 (55) 2016 год

Саморегулируемая  организация  Союз Строителей  Верхней Волги


 

 

 

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...