Градостроительная политика нуждается в корректировке
В предыдущей статье «Город будет расти, но в каком направлении? уже обсуждалась проблема активного массового жилищного строительства на правом берегу Волги, что привело к ухудшению ситуации на единственном в городе автопешеходном мосту. Тогда костромичей интересовали причины перекоса в жилищном строительстве: почему именно в Заволжье? И как власти города планируют решить транспортную проблему?
Мнения специалистов областной и городской администрации костромичей не устроили.
Первыми на сложившуюся ситуацию откликнулось представители Общественной палаты Костромской области. 6 октября 2016 года состоялось ее заседание, где рассматривались предложения по формированию городских территорий для освоения посредством комплексной застройки в соответствии с Генеральным планом г. Костромы. Выслушав все заинтересованные стороны и проведя анализ сложившейся ситуации в градостроительной сфере города, комиссия приняла решение о необходимости возвращения к первоначальной концепции Генерального плана г. Костромы — идее компактного города с комплексным освоением территории.
21 ноября 2016 года состоялась полуторачасовая встреча представителей проектного института «Костромапроект» с главой города Костромы Ю. В.Журиным. Основным вопросом обсуждения стали градостроительные проблемы, связанные с перенаселением заволжского района и транспортными проблемами в районе автопешеходного моста, вызванные изменением концепции развития города, изложенной в Генплане 2008 года.
В своем выступлении Юрий Журин сказал:
« Я рассчитывал, что процессы, заложенные в Генеральном плане, будут работать как положено. Но структура градостроительного совета с этим не справилась. Еще два года назад появилась идея создания архитектурно — исторического совета при Думе города Костромы. Это будет площадка, которую необходимо использовать в разрешении градостроительных проблем.
Генеральный план корректируется без учета реальности, под короткие цели. Нужно думать о развитии берегов, о занятости населения, проживающего на правом берегу.
Сегодня в утренние и вечерние часы трафик потоков автомобилей отличается друг от друга почти в 4 раза. Мост свидетельствует о том, что за последние годы на правом берегу сформировалась «спальня». А это критично. Мы должны реально смотреть на вещи и работать на перспективу. Второго моста нам не видать, на мои взгляд, как минимум лет десять».
Не откладывая тему в долгий ящик, глава города Костромы Ю. Журин 30 ноября 2016 года провел первое заседание Общественного совета по вопросам историко – архитектурного облика города Костромы при главе города Костромы. В работе совета приняли участие представители областной и городской администраций, Думы г. Костромы, члены Костромского отделения Союза архитекторов России, представители проектных институтов «Костромапроект» и «Костромагорстрой», а так же проектной организации ООО « Коллеги».
Основной темой обсуждения стала концепция Генерального плана го рода Костромы 2008 года и ее реализация. Авторскую позицию коллектива разработчиков — специалистов института «Костромапроект» представил председатель Костромской организации Союза архитекторов России, заместитель начальника отдела экспертизы проектной документации ГАУ КО «Государственная экспертиза Костромской области», тогда, при разработке Генплана, главный архитектор проекта Александр Серобаба.
Александр СЕРОБАБА:
«В 2005 году началась работа по обновлению Генерального плана, который был разработан в 1988 году. Работы начал и выполнил в полном объеме институт «Костромапроект» с привлечением ведущих специалистов города. Генеральный план был разработан и одобрен администрациями города и области.
К 2005 году стало ясно, что в связи с изменившимися экономическими условиями в стране основные позиции Генерального плана 1988 года не соответствовали реалиям времени. Генеральный план 2008 года унаследовал направления перспективного развития города, заложенные в планах 1968, 1988 годов. Администрацией города была утверждена численность населения города в 320 тыс. человек, с целью резервирования территорий для жилищного строительства. Разработчиками была принята норма обеспеченности жилищным фондом — 25 кв. м на каждого костромича. Это была реальная цифра, чтобы ее выполнить к 2025 году, необходимо было построить дополнительно к уже имеющемуся жилому фонду — 5,8 млн кв. м — еще 2,7 млн кв. м жилой площади. Для этого ежегодно необходимо было вводить 130-150 тыс. кв. м жилой площади. Нужно отметить, что 65% от 2,7 млн кв. м намечалось построить на реконструированных территориях. Основная доля строительства приходилась на кварталы по улицам Ив. Сусанина, Калиновской, Шагова, Ленина, Полянской, Галичской. И город должен был быть в этом заинтересован, ведь сегодня эти кварталы застроены ветхой и малоценной жилой застройкой. На новых территориях индивидуальное строительство предполагалось вести в районе п. Волжский, а массовое жилищное строительство — на месте Васильевских очистных сооружений, перенос которых был намечен в связи с предполагаемым строительством нового дюкера. Таким образом, основное строительство предполагалось вести на левом берегу. Для правого берега была указана контрольная цифра увеличения населения с 45 тыс. до 60 тыс. человек.
Что же мы имеем сегодня, после внесения кардинальных изменений в Генеральный план? Основное количество строительства после территориально-градостроительных преобразований перекочевало на правый берег, а на левом берегу осталась территория индивидуальной застройки — п. Волжский, и робко намечается вынос Васильевских очистных сооружений. Реконструкция существующих территорий не предусматривается. К чему это привело, мы все сегодня видим. И как результат, правый берег превращен в «спальню», что недопустимо! Разработчики Генерального плана 2008 года, а именно институт «Костромапроект», неоднократно поднимали этот вопрос, но не были услышаны.
Генеральный план 2014 года (корректировка концепции 2008 года) предусматривает большой рост территории города: площадь города в 2005 году на момент разработки Генерального плана составляла 1435 га, а площадь города по Генплану 2008 г. к 2025 году планировалось увеличить на 180 га, что составило бы 1615 га. Что имеем сейчас?
Площадь города в 2014 году уже приблизилась к 2000 га, а к 2030 г. планируется ее расширить до 3400 га, что составит увеличение территории города в 2,4 раза по сравнению с первоначальной концепцией. И это в городе, где численность населения остается на прежнем уровне, где нет притока рабочей силы, где нет рабочих мест.
Самый лучший город — это компактный город. Отступив от концепции, нарушив преемственность в развитии города, мы сегодня пожинаем плоды этой безответственности. Необходимо вернуться к основной идее развития г. Костромы, заложенной в Генеральном плане 2008 года, к идее компактного города».
Выступление Александра Серобабы положило начало бурной дискуссии. Практически все участники заседания высказали свое мнение, в котором поддержали позицию А. Серобабы, заявив о необходимости переломить ситуацию и вернуться к реализации Генплана 2008 года.
Андрей ФИЛИППОВ,
главный архитектор проектного института «Костромапроект», высказал свою обеспокоенность в том, что градостроительная политика зашла в тупик, и предложил конкретный план по исправлению сложившейся ситуации.
Юрий ЖУРИН:
«Сегодня мы имеем клубок проблем, которые годами не решались. Необходимо определить последовательность их решения и вводить некоторые ограничения в реализацию Генерального плана. Конечно, по многим территориям обратного пути нет, но нужно искать решения».
Владимир ЯКИМОВ,
член Костромской организации Союза архитекторов России, член Общественной палаты при Думе города Костромы: «Проблема Генерального плана и того, что получилось, находится в плоскости конфликта интересов. Генеральный план 2008 года планировал в основном вести строительство за счет реконструкции территории — это интерес города, а реализация того, что получилось, — освоение новых территорий Заволжья — это интерес инвесторов. Это конфликт «чья взяла». Освоение новых территорий для инвесторов очень привлекательно. А освоение городских территорий под комплексное строительство — это сложная проблема и юридически, и финансово. Все пошли по легкому пути. Необходимо выработать механизм кнута и пряника для инвесторов, чтобы их интерес распространялся не только на свободные территории, но и на освоенные. Как его выработать, как привлечь? Если хотя бы частично удастся решить, то это благо для города. Если не удастся, то пойдем тем же путем, как сейчас».
Участники заседания отметили, что в Генеральном плане 2008 года есть логика развития города, и он наиболее адаптирован к местным условиям, нужно только выработать новые подходы к его реализации.
Однако Александр АФАНАСЬЕВ, начальник управления архитектуры и градостроительства администрации города Костромы, главный архитектор г. Костромы, был категорически против идеи компактного города, горячо отстаивал свою позицию.
«Формировать компактный город на месте исторического поселения федерального значения нельзя. Возможны только реконструкция и модернизация существующих кварталов через разработку исторических регламентов».
Озвучивая основные, на его взгляд, стратегические направления развития существующего Генерального плана г. Костромы, он вновь заявил о необходимости включения в черту г. Костромы территории Костромского района, с уточнением на этих территориях функциональных зон.
Уже после заседания совета свою позицию по обсуждаемой теме высказал Алексей ГОРЕВ, заместитель директора департамента строительства, архитектуры и градостроительства, главный архитектор Костромской области:
«Как бы мы ни запрещали, город будет расти в сторону Ярославля, так как здесь проходит серьезная и очень удобная магистраль в сторону Ярославля. 60 минут до Ярославля, 20 минут от Бакшеевского сельского поселения до Костромы. Давайте это понимать. Что плохого в линейном городе? Линейный город — это хорошие, удобные коммуникации. Что касается принятия решения о пуске скоростного трамвая с правого берега на левый, то это предложение появилось потому, что у нас железнодорожный мост для решения транспортной проблемы города не задействован. Это предложение обсуждалось и было внесено в Генплан 2014 года, который разрабатывали представители серьезной организации, имеющей богатый опыт в разработке градостроительной документации и состав специалистов различного профиля.
К подземным и наземным пешеходным переходам я хорошо отношусь, так как это прежде всего безопасность горожан. А на перекрестке Подлипаева-Советская это очень важно».
Необходимо отметить, что за последнее время администрация города уже ознакомила горожан с двумя вариантами решения транспортной проблемы в районе автопешеходного моста: пуск из Заволжья по железнодорожным путям пассажирского скоростного трамвая (корректировка Генплана, 2014 год) и строительство крестообразного подземного перехода в районе ул. Подлипаева/Советская (9 ноября 2016 года вопрос обсуждался на заседании Общественного совета Думы г. Костромы). А что по этому поводу думают костромичи?
БЛИЦ-ОПРОС
Мы обратились к жителям Заволжья с предложением: «Дайте оценку сложившейся в Заволжье ситуации», а также попросили предложить варианты ее решения. Итак, «если бы я был градоначальником».
Сергей, 40 лет: «Если бы я был градоначальником, я бы прежде всего прекратил массовую застройку на правом берегу Волги и не искал других путей решения проблемы. Сначала велись разговоры про второй мост. И все верили, надеялись, так как не понимали, что речь идет не про второй городской мост, который по старому генплану должен был быть продолжением ул. Индустриальной. А про другой мост — на объездной дороге, которая, став федеральной, должна пройти мимо города, в объезд, и по нему в основном пойдет транзитный и тяжеловесный транспорт. Все разговоры про мост я считаю бредовыми. В такой экономической ситуации, как сегодня, смешно на это надеяться. Проблема Заволжья — в его массовой застройке. Обсуждать идею пуска скоростного ж/д трамвая для разгрузки моста я не буду! У нас уже есть реверсивное движение. Вы когда им последний раз пользовались?»
Елена, 47 лет: «Коль вы мне позволили стать градоначальником, то для решения транспортного беспредела предложила бы ограничить все строительство в Заволжье. Я считаю это первопричиной автомобильного хаоса. Считаю, что никакие железнодорожные трамваи ситуации не спасут. Кто-нибудь из предлагающих просчитывал логистику? Как люди будут добираться до железнодорожных путей? Сколько единиц транспорта и какого размера будет перевозить людей к остановке трамвая, и как эти автобусы будут пересекать поток транспорта на ул. Магистральной? На чем люди будут добираться из разных концов Заволжья и с прилегающих территорий к остановкам общественного транспорта, откуда их повезут до ж/д трамвая, затем на левый берег и уже оттуда, от ж/д вокзала, до работы, школы, детского сада, секции, кружка, медицинского центра ?.. Подземный переход хорошо, но решит ли это проблему? Опять в людей хотят вселить надежду».
Владимир. 42 года:«Мой коллега утром до работы из Судиславля до Караваева доезжает быстрее, чем я из- за Волги в Караваево. Очень обидно, что эта транспортная проблема создана людьми, наделенными властью. Жаль, что ничего не меняется и некоторые по-прежнему живут по принципу«после нас — хоть потоп». Неужели в таком городе, как наш, больше негде строить? Удивляют и те, кто надеется на строительство второго моста! Если уж в советские времена не построили, то теперь и ждать нечего. Очнитесь, господа, и начните думать о людях. Если бы я был градоначальником, то строил бы только на левом берегу, преображал центральную часть города и прилегающие кварталы. Снес бы все ветхое жилье. Посмотрите на соседние города, их не узнать, а что со своим городом делаем мы? У нас что, нет своих профессионалов, которые могли бы помочь? Ведь если я не умею оперировать я же не лезу к операционному столу! А обсуждать предложение пустить железнодорожный трамвай или метро смешно. Может, лучше канатную дорогу? И дешевле, и модно, и прикольно!»
Юрий, 33 года: «На днях плотно стояла практически вся Лесная и прилегающие к ней улицы в направлении Заволжья. Наблюдая за потоком, я прикинул, что если бы избавиться от фур, то как быстро я мог бы проехать? По моим подсчетам, расстояние от Лесной до ул. Ермакова я проехал бы всего лишь минут на десять быстрее. Так что проблема не в большегрузном транспорте, а в том, какое количество многоэтажных домов построено и сколько людей заселилось в эти дома. Квартиры покупают небедные люди, практически у всех есть машина, а то и две. А где парковки? Их тоже нет. Городские власти искусственно создали эту проблему, а .теперь ищут выход. А выход один — прекратите строить на нашем берегу. Неужели больше негде в Костроме строить? Где наши архитекторы? А вот если бы я был градоначальником, то прежде всего очистил бы город от развалюх и на их месте построил новые дома. Обещают пустить по ж/д путям трамвай, якобы он снимет нагрузку с моста. Я в это не верю. Вагоны до Питера отменили, и никто ничего сделать не смог. А тут по железнодорожным путям пустят метро, а разрешение у РЖД спросили?»
Ольга, 35 лет: «Как мы все устали от утренней и вечерней толкучки. Я удивляюсь, большинство людей в курсе ежедневных пробок, но все равно берут жилье в Заволжье, а потом негодуют. Мне таких людей сложно понять. Но я не понимаю и городские власти. Зачем вы это делаете? Зачем превращаете людей в непонятно кого? В этой толкучке мы теряем человеческий облик. Если бы я была градоначальником, я бы на всех, кто виноват в этой проблеме, подала в суд. Как хочется найти здравомыслящего человека, который бы все это остановил. Насколько я знаю, у нас же есть свой проектный институт, пусть поможет, поправит. Сколько можно надеяться на кого-то, если есть свои специалисты».
На взгляд обывателей, предлагаемые меры вряд ли кардинально решат проблему, так как они из разряда полумер, которые дают жителям Заволжья лишь призрачную надежду на улучшение ситуации. Но активное массовое строительство на правом берегу Волги не позволит им, а впрочем, и всем костромичам вздохнуть свободно.
Зачем все время изобретать велосипед? Может, лучше вернуться к Генплану, над которым работали костромские профессионалы, ведущие проектировщики нашей области? Может, хватит надеяться на кого-то, «вот приедет барин, барин нас рассудит». Может, лучше довериться им, костромским разработчикам Генплана-2008, которые тоже имеют большой опыт работы и высокую квалификацию. Они еще и неравнодушны к своему городу. И как все костромичи, хотят проводить больше времени со своими родными и близкими, а не стоять в городских пробках. И в компактном городе им не нужен был скоростной трамвай.
А вот если бы строительный запал последних восьми лет был направлен в нужное русло, то как бы преобразился сегодня наш город! Этот потенциал помог бы решить и многие инженерные проблемы старых сетей левобережья, и Заволжье бы так бурно не застраивалось — реку Волгу не перепрыгнешь. Общественность города обеспокоена положением дел в области жилищного строительства. Чего не скажешь об официальных лицах, которые по-прежнему настаивают на увеличении площади застройки города и на включении для этих целей территории Костромского района в границы города. Складывается впечатление, что их стремление к формированию линейного города больше походит на желание максимально приблизить Кострому к Ярославлю, с учетом удобной магистрали, а отнюдь не на готовность решать внутренние транспортные проблемы.
Возможно, что когда-нибудь истина победит и мнение наших костромских профессионалов будет в приоритете, а при принятии градостроительных решений все будут помнить, что город — это живой организм, который развивается на основе своих законов и правил, и их нарушение ведет к хаосу. Будем надеяться, что восторжествует здравый смысл и мы вернемся к основным критериям создания комфортных и благоприятных условий жизни, заложенным еще в 2008 году в Генеральном плане. Будем надеяться?!
Представители Общественной палаты Костромской области и Общественного совета по вопросам историко-архитектурного облика города Костромы при главе города Костромы были единодушны в своем решении вернуться к положениям Генерального плана г. Костромы 2008 года с целью его актуализации и возврата к стратегии развития города, предусмотренной предыдущими генпланами. Для этого, по их мнению, необходимо:
· разработать мероприятия по выносу Васильевских очистных сооружений и освоению данной территории под жилую застройку;
· завершить строительство начатых многоэтажных жилых домов на территории микрорайонов «Новый город» и Малышково, не осуществлять в данном районе новое проектирование и строительство жилых домов;
· массовое многоэтажное жилищное строительство перевести на левый берег, как за счет освоения свободных территорий, так и за счет реконструкции территорий с аварийной, ветхой и малоценной застройкой в кварталах за пределами исторического центра города;
· в центральной части города вести строительство малоэтажными эксклюзивными зданиями в сочетании с существующей исторической застройкой, с разработкой проектов комплексной планировки кварталов как центральной, так и других частей города;
· актуализировать, при необходимости разработать проекты планировки территорий за четвертым полукольцом (Полянская — Калиновская — Ив. Сусанина) с целью комплексной реконструкции кварталов.
Отраслевой журнал Строительство Верхней Волги, №4 (55) 2016 год
Саморегулируемая организация Союз Строителей Верхней Волги