Кострома онлайн-купеческая или что костромичи покупают интернет-магазинах?

На сегодняшний день электронная коммерция – большой и быстрорастущий рынок в России. Несколько десятков тысяч интернет-магазинов обслуживают потребности десятков миллионов российских онлайн-покупателей. По некоторым экспертным оценкам электронная коммерция уже составляет более 1 % ВВП России.

Распространенность онлайн-покупок растет вместе с ростом города. В небольших городах доля онлайн-покупателей среди активной интернет-аудитории составляет немногим более 63%. В Москве доля онлайн-покупателей – уже превышает 80%.

Такая дифференциация связана как с запоздалым (по сравнению с крупными городами) распространением интернета в малых городах, так и с относительно низким локальным уровнем сервиса и местных, и федеральных интернет-магазинов.

Распространенность онлайн-покупок практически не зависит от региона России. Доля онлайн-покупателей в разных федеральных округах кроме Центрального и Северо-Западного (в них статистику искажают Москва и Санкт- Петербург) колеблется от 64 % до 69 % и зависит прежде всего от доли интернет-аудитории, проживающей в крупных городах (рис.1).

01.jpg

Рис. 1. Доля онлайн покупателей в России.

В настоящий момент среди россиян на рынке интернет-торговли наблюдается бум продаж товаров для дома подобный тому, который можно было наблюдать в США три-четыре года назад. В обоих случаях рост сегмента эксперты объясняют отсутствием явного лидера в отрасли, большим спросом на данную товарную категории и большим количеством небольших интернет-магазинов, которые вышли на рынок, понимая этот спрос. То же самое можно наблюдать и в сегментах «косметика и парфюмерия» и «зоотовары». На этих онлайн-рынках отсутствует крупный монополист, вследствие чего появляется большое количество мелких ритейлеров (рис. 2).

02.jpg

Рис. 2. Структура рынка Интернет торговли в России.

В связи с этим для предпринимателя, осуществляющего торговлю схожим товаров в адрес костромичей, должны представлять особый интерес следующие вопросы: кому продавать? Что продавать? Как продавать?

К 20 летнему юбилею интернет-активности костромичей вмарте 2014 года совместно с агентством маркетинговых исследований BrandCare© (www.brandcare.ru) было проведено исследование. В нем приняли участие 423 человека (анализу подверглись мнения 300 респондентов, исключив ответы респондентов, выходящих за половозрастные квоты, которые определялись по лекалу типичного среднероссийского интернет-пользователя, взятого из аналитики федеральных исследовательских фабрик с адаптацией на региональную совокупность).

Более 75% ответивших костромичей совершали дистанционные покупки в течение последнего года, более половины делали это всего 2-4 раза в год. При этом мужчины, как ни странно, являются более активными «онлайн-шоперами» (74%), чем женщины (63%).

По общероссийским данным, женщины, наоборот, являются более активными онлайн-покупателями. Однако, распространенность онлайн-покупок среди женщин выше только в возрастных группах до 45 лет. Среди активных интернет-пользователей зрелого возраста покупки онлайн более характерны для мужчин. Такая особенность распределения долей онлайн покупателей в зависимости от пола и возраста продиктована прежде всего неравномерным ростом самой интернет аудитории. 10 лет назад интернет-аудитория была значительно более «мужской», чем сейчас. По мере «взросления» аудитории особенности распространения интернета будут играть все меньшую роль, и распространенность онлайн покупок среди людей зрелого возраста, по нашим прогнозам, будет также выше у женщин, чем у мужчин.

Половозрастная структура аудитории онлайн-покупателей, очевидно, сильно зависит от товарной категории и регионального менталитета. К примеру, в Костроме (схожие данные и по России) большинство онлайн-покупателей электроники, компьютеров и смартфоновсреди мужчин. А среди онлайн-покупателей одежды и обуви удельный вес женщин. Костромички предпочитают проверить качество товара, «пощупать» или примерить товар (одежду, обувь, аксессуары и т.д.) перед покупкой, в то время как мужчины больше склонные доверять экспертным обзорам (рис. 3).

У каждой возрастной группы есть и свои фобии. Так, респонденты в возрасте 14-17 лет больше всего боятся мошенничества при оплате товара, в возрасте 18-24 и 35-44 невозможности проверить качество товара перед заказом. Для респондентов в возрасте 25-34 важно «пощупать» товара перед покупкой, а для возрастной группы 45+ проще купить товар в оффлайн магазине, поскольку покупка через дистанционные магазины представляется им сложной.

03.jpg

Рис. 3. Факторы, влияющие на отказ от совершения покупки

через дистанционные магазины.

Наиболее востребованными каналами дистанционных продаж являются Интернет магазин и заказ товара через группы в социальных сетях (рис. 4), что обусловлено емкостью рынка товарных сегментов и представленностью в них онлайн-ритейлов. Например, если сфокусироваться на розничного потребителя, через интернет-магазины и социальные группы преимущественно покупают цифровую технику и одежду, через каталоги – косметику и парфюмерию, через телефон – продукты питания, билеты.

04.jpg

Рис. 4. Наиболее востребованные каналы дистанционных продаж.

Очевидно, что ограниченный ассортимент костромских офф-лайн ритейлов обуславливает важность широкого ассортимента для большинства (56 %) костромичей при выборе дистанционного магазина, возможность все купить в одном месте (рис. 5).В то время как для большинства Россиян гораздо важнее более низкие цены.

05.jpg

Рис. 5. Факторы, влияющие на выбор дистанционного магазина.

Большинство костромичей (71 %) предпочитают оплачивать свои покупки банковской картой или наличными деньгами при получении товара (64 %) (рис. 6).

06.jpg

Рис. 6. Рейтинг способов оплаты товара в дистанционном магазине.

Костромичи в среднем тратят около 4 000 рублей при совершении дистанционных покупок, при этом средний чек у мужчин почти в 2 раза больше, чем у женщин.

07.jpg

Рис. 7. Средний чек костромичей в дистанционном магазине (рублей).

Преимущество оффлайн магазинов костромичи видят в приобретении строительных материалов и мебели, а преимуществом дистанционных магазинов – в покупке косметики, парфюмерии, электроники, мобильных телефонов, смартфонов и планшетов (рис. 8).

08.jpg

Рис. 8. Соотношение он-лайн и офф-лайн покупок костромичей

(«другое» — книги, образовательные программы, компьютерные игры).

Почти половина костромичей отметили, что не стали бы покупать дистанционно ювелирные украшения, крупную бытовую технику и мебель (рис. 9).

09.jpg

Рис. 9. Категории товаров, которые костромичи не станут покупать дистанционно.

Основными причинами отказа от покупки данных товаров являются следующие варианты ответов: «необходимо лично проверить товар перед его покупкой, «пощупать»» (77 %), и «товары этих категорий сложно и неудобно покупать дистанционно» (50 %). Те маркетологи, кто начнет первым работать с этими потребительскими барьерами, имеют возможность преуспеть на рынке онлайн-торговли этих продуктов.

65 % костромичей не смогли самостоятельно вспомнить никаких местных дистанционных магазинов, 22 % перепутали федеральные магазины с костромскими компаниями. Низкий уровень знания и смешение в восприятии магазинов говорит о том, что многие местные компании мало понимают важность данного канала сбыта, не нацелены на розничного потребителя, используют свои магазины только лишь для поддержания имиджа. Местные компании слабо «отстраиваются» от федеральных сетей и не доносят своих отличительных преимуществ. Те компании, кто увидит потенциал емкости регионального рынка, имеют возможность преуспеть в онлайн-торговли.

Рейтинг дистанционных магазинов местных компаний, по мнению ответивших костромичей по таким параметрам, как «знание с подсказкой/покупка» и «покупка/удовлетворенность» представлен на рисунках 10 и 11.

Руководитель — Катерина Виноградова 

(аспирант КГУ им Н.А. Некрасова)

Статью можно дочитать, пройдя по ссылке http://www.brandcare.ru/news/kostroma-on-lajn-kupecheskaja-ili-distancionnye-pokupki-kostromichej-statja.htm

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...