Парковочные войны идут во многих дворах. Потому что машин много – стоянок мало, ведь спальные районы, спланированные еще в советское время, не рассчитаны на то, чтоб здесь еще и автомобили «ночевали». Потому автовладельцы правдами и неправдами пытаются отвоевать себе место под солнцем. Закон, регулирующий этот вопрос, весьма несовершенен, а власти, похоже, давно утратили контроль над этой острой проблемой, предоставляя гражданам самим разбираться между собой. И они разбираются – кто как может, доходит даже до кулачных боев. В итоге добрые соседи становятся заклятыми врагами, а конфликтами между ними занимается полиция и суд.
Кто успел, того и тапки
Жительница дома №12а по ул. Боровой в Костроме Татьяна Кротова показывает копию протокола общего собрания от 11.06.13 г. В повестке – организация и благоустройство парковочных мест у этого дома. В документе сказано: для организации на придомовой территории парковки граждане Тлиф, Безверхая, Мандрыка, Егоров и др. предложили детскую площадку разделить на три части, «т.к. она не полностью используется по своему назначению». Другие пункты протокола тоже весьма любопытны, а порой просто противоречат друг другу. Так, в одном сказано: «На квартиру выделяется одно парковочное место» (при этом разметкой определено 20 мест, а не по числу всех квартир, и одна квартира получила два места), а в другом: «Для кого не выделены парковочные места, должны сами определяться, где их устанавливать (есть платные стоянки, гаражи и т.д.)» В общем, кто успел, того и тапки.
Еще в документе записано, что из 57 квартир собственников в голосовании участвовало 38 (или 66,7% от общего числа голосов). Причем жители ни одной из этих 38 квартир не были против парковки, хотя у половины из них нет своего авто. Приходилось, конечно, бывать на собраниях по устройству парковок, но такого единодушия никогда не встречалось. Как-то мало среди «безлошадных» желающих лицезреть денно и нощно под окнами чужие авто.
Все лучшее – машинам?
В итоге детскую площадку длиною в 67 метров поделили на три части. Середину — ребятне, боковые — под парковку. Части получились далеко не равные – все лучшее отдали отнюдь не детям. От игровой зоны остался пятачок. Находится он в нарушение норм впритык к стоянке. Вот — машина, а в метре дети резвятся.
Татьяна Кротова, Ирина Дмитриева и некоторые из их соседей утверждают: небольшая группа автовладельцев все решила без них и в свою пользу. Потому что об общем собрании всех жильцов дома не уведомили, о том, что появится автостоянка, не проинформировали. В протоколе общего собрания всего две подписи – председателя и секретаря, листа голосования нет.
Раньше тут все было в зелени. Рос кустарник, была большая детская площадка, аттракционы, вешала для сушки белья. Не осталось почти ничего. Одни машины, дышать нечем, — говорит Т.Н. Кротова,
— а у дома должна быть охранная зона, поскольку это касается здоровья людей. На маленький клочок земли, оставшийся от детской площадки, воткнули песочницу и карусели. А рядом – машины. Вдоль участка проходит теплотрасса, с нее защитную сетку при устройстве парковки сняли, обещали новую, но ее так и нет. А ведь и у сетей должна быть охранная зона, опасно, когда они у самой детской площадки.
Эта площадка опасна для детей, — считает Ирина Дмитриева, – все кусты на ней были выкорчеваны, кроме одного. Из-за него ребята не видят, если выезжает машина. Жительница 12-го дома рассказывала: дважды была свидетелем того, как ребенок выскакивал из-за куста, не зная, что машина выезжает с парковки. Только по счастливой случайности не произошло беды. Это надо дойти до такого цинизма — у детей отобрать 2/3 площадки и подарить их машинам! Когда об этом говорим автовладельцам, они отвечают: «Вы нам завидуете». Да нам все равно, хоть вертолет покупайте, только ставьте его в гараж!
Сюжет фильма «Гараж» не актуален
Самое главное, у большинства тех, кто ставит машины на парковки, есть гаражи, а у кого-то два, — говорит нынешний старший по дому Вениамин Кротов, — гаражный кооператив недалеко, но им, видимо, удобнее ставить машину под окнами. О других людях не думают. Я в 1982-м приехал сюда, моя машина была единственной во дворе. В марте въехал, а в апреле купил гараж. Машина всегда чистая, сухая, под защитой. У нас большой кооператив – 1218 гаражей. Там сейчас продается более 30 боксов. И если человек купил машину за миллион, думаю, он может еще 100 тысяч найти, чтобы приобрести гараж. Или построить новый гаражный кооператив, благо место есть. Или поставить машину на платную стоянку. Но не отравлять жизнь соседям.
К сожалению, у нового поколения автолюбителей отношение к своему «железному коню» не такое трепетное, как раньше, когда на машину долго копили деньги, а потом за ней ухаживали, как за ребенком, берегли, чтобы в достойном виде передать наследникам. За обладание гаражом (вспомните одноименный фильм) бились аки львы. Но психология времени одноразовых вещей коснулась и этого. Живем так, словно природные ресурсы безграничны. И не понимаем, что наше минутное удобство (а точнее, лень дойти до гаража) может обернуться боком не только другим людям, но и самим себе – санитарные нормы ведь не с потолка взяты. Они, как и правила дорожного движения, писаны кровью. Просто в случае с ПДД это явно, а когда речь идет об экологии, печальные последствия проявляются спустя годы. Но в эпоху одноразовых вещей многие живут одним днем…
Не для всех
Несмотря на то что парковка – такое же общее имущество дома, как подвалы и лифты, пользуются ею только избранные. Из-за этого тоже идут войны. Парковаться не разрешают не только случайным визитерам, но и новым жильцам. Когда нынешний житель дома Илья покупал квартиру, прежний хозяин обещал ему и парковочное место, которое числилось за ним. Но на парковку Илью не пустили. Тогдашняя старшая по дому Л.В. Никишина пояснила: существует очередь, и место отдали тому, кто раньше подал заявление.
А уж когда пытаются припарковаться гости, вообще скандал. К одной из соседок — Светлане, рассказывают жители, приехал сын с женой и ребенком. Ребенок тогда болел, а Светлана – медик по профессии, потому сын со снохой хотели показать ей малыша, посоветоваться. Машину оставили у дома, но когда собрались назад, оказалось, их транспортное средство заблокировано другим авто. Ноябрь, холодно, больной ребенок. Отец звонит владелице машины, а та хоть и была дома, не открывает дверь. Видимо, решила проучить тех, кто паркуется на «ее месте»… И такие ситуации – сплошь и рядом.
Несколько раз просили на собрании: «Уберите машины!» — рассказывает Ирина Дмитриева, — зачем нам вся эта грязь, чернота, машинное масло? Когда зимой автомобили прогревают, особенно те, что на солярке, черный дым и страшный запах на весь двор. Не спасают даже пластиковые окна от запаха и дребезжания, ощущение, что танк заводят. Раньше, когда снег с тротуара убирали, его от дома отбрасывали, а теперь к стене скидывают, из-за чего у нас в подвале круглый год вода, фундамент размывается. Говорим: «Давайте это обсудим». А они: «А что с тобой обсуждать? У тебя же нет машины!» Да я такой же жилец дома, как и другие. А Татьяне Николаевне вообще в ответ кукиш показали». «Да мало этого, — дополняет Т.Н. Кротова, – так еще крикнули: «Сдохни!» Я только рассмеялась. Что можно ответить человеку, который не умеет себя вести?
Санитарные нормы никто не отменял
Не договорившись мирным путем, противники парковки обратились в разные инстанции. Но воз и ныне там. Несмотря на то что в ответе администрации Костромы от 10.08.2017 написано: «По информации управления архитектуры и градостроительства согласования ограждения земельного участка не проводилось, проект благоустройства территории отсутствует, разрешение на рубку зеленых насаждений на указанном участке не выдавалось. По информации ООО УК «Жилсервис», протокол общего собрания по вопросу устройства парковки в УК не направлялся». И хотя санитарные нормы никто не отменял, никаких действий не предпринято. Власти ссылаются на то, что раз земля отмежевана, то они вмешиваться не имеют права, т.к. занимаются лишь муниципальными землями.
Власти так нацеливают население: если земля отмежевана, то жители могут сами решить что им важнее — парковка или детская площадка. Но при этом забывают сказать: парковка может быть размещена только с соблюдением всех градостроительных и санитарных норм, — напоминает эколог-общественник Т.И. Добрецова, — по СанПиНу: если на территории паркуется от 1 до 10 машин, то от окон жилых домов расстояние должно быть не менее 10 м, от торца — 10 м, от детской площадки — 25 м. Если паркуется до 50 машин, от окон должно быть не менее 15 м, от торца -10 м, от детской площадки — 50 м.
«Позиция властей удивляет, — возмущается Ирина Дмитриева, — почему такие скандалы вплоть до драк бывают? Потому что чиновникам все равно: пусть люди хоть перестреляют друг друга! Они не хотят навести в этом деле порядок». «Дайте народу землю – пусть строят стоянки, гаражи, но только соблюдая нормы и правила», — призывает Татьяна Кротова.
Другая сторона
Устав убеждать автовладельцев и жаловаться в инстанции, шестеро жителей этого дома обратились в суд. Они потребовали признать протокол собрания недействительным, потому что подозревают: никакого собрания не было, был сговор автовладельцев. Ответчик – прежняя старшая по дому Л.В. Никишина — исковые требования не признает. Как сообщила Лидия Васильевна «КНГ», объявление об общем собрании было вывешено в доступном месте, поэтому ей удивительно, что кто-то его не видел. Кворум, по ее словам, также был, голоса подсчитаны правильно, все сделано законно. «У нас было прямое голосование – поднятием рук, а секретарь собрания подсчитала голоса, — говорит Лидия Васильевна, — никаких листов голосования с подписями участников в этом случае быть не должно». Если и были при проведении собрания допущены какие-то нарушения, то, считает Л.В. Никишина, несущественные, а решение собрания не повлекло за собой причинение каких-либо убытков истцам. Ответчица считает, что заявителями пропущен срок исковой давности, поскольку событие случилось более четырех лет назад. В то, что жители узнали о решении организовать парковку сравнительно недавно, она не верит. Состоялось первое судебное заседание, на нем Л.В. Никишина попросила суд привлечь в качестве соответчиков всех участников общего собрания, проголосовавших за парковку. Теперь – стенкой на стенку – соседи встретятся в суде…
Не по-детски
Юридически, наверное, правильно – начать с оспаривания протокола собрания. Но меня больше взволновало другое: как можно в здравом уме, в нарушение всех существующих норм ставить парковку впритык к детской площадке? Это и вредно, и опасно. «Почему так близко к машинам площадка?» – поинтересовалась я у Л.В. Никишиной. Она ответила: «Машины на парковке в основном «ночуют», а дети играют тут только днем». Но как-то сомнительно, что автовладельцы дожидаются, когда ребятня отправится спать, чтобы загнать в «стойло» под окна соседей своего «железного коня»…
Зинаида НИКОЛАЕВА.
«Народная газета».
Фото автора.