Так получилось, что в этом году, официально названном Годом театра, на 20 февраля выпадает круглая дата — 290 лет со дня рождения в Костроме Фёдора Волкова.

Историки спорят, можно ли назвать его основателем отечественного театра. Задолго до указа императрицы Елизаветы Петровны «Об учреждении русского театра», данного Сенату 30 августа 1756 г., были на Руси и скоморохи, и кукольники, давались и школьные, и придворные спектакли.

Но потомки всё равно говорили о нашем земляке: «основатель русской сцены», «первый русский актёр», «отец русского театра»…

В нашем Музее театрального костюма можно побывать на выставке, которую назвали словами великого актёра Михаила Щепкина: «Волкову всем мы обязаны…»

335289.jpg

Кострома

По нынешним меркам Кострома трёхсотлетней давности была совсем крохотной. Улицы вытягивались по Волге и вдоль дорог – на Москву, на Вологду, на Галич, на Кинешму… Сердцем города был кремль – «старый город» с Успенским собором. Место нынешних рядов и главной площади в прошлом XVII веке было ограждено ещё одной крепостной стеной – это был «новый город». Вокруг шумел посад, а на границах лежали слободы. Там, на восточной окраине, в Кузнечной слободе, брала начало река Сула. Жители этой части города звались сулянами и издавна противостояли дебрянам, жившим на противоположном конце города.

Волковы были сулянами. Их имения в XVIII веке находились по обоим берегам реки сразу за стенами нового города, где сейчас начало ул. Симановского. Хорошо известная костромичам «ямка» – один из нескольких домов, принадлежавших этой семье. За столетия первый этаж врос в землю, а линия дома и развёрнута вдоль берега Сулы, которая и сегодня течёт в подземных трубах чуть ли не двухсотлетней давности. Посетители Музея театрального костюма могут побывать и внутри, рассмотреть сводчатые потолки волковской мануфактуры и заметить ввинченное в потолок кольцо, необходимое для работы ткацких станов того времени.

«Немчин Андрей Волков» упомянут ещё в писцовой книге 1627/28 гг. Когда переписывали всё население города, родоначальник костромских Волковых охранял в кремле осадный двор Боголюба Полозова. Хорошо бы помнить, что немчином называли любого иноземца, а не только жителей Германии, которой тогда ещё не существовало.

Потомство его размножилось. Желающие могут взять только что изданную в Петербурге книгу П.П. Резепина и О.В. Гороховой «Костромское купечество», где в первом томе найдутся целых 76 представителей рода Волковых.

Печальна судьба Григория Ивановича, отца нашего героя. По утверждению историков, которые обходятся без ссылок на достоверные источники информации, на масленицу 1735 г. все участники кулачных боёв провалились под весенний лёд и утонули… Неизвестно, успел ли Григорий увидеть своего младшенького. Все пятеро братьев – Федор, Алексей, Гаврила, Иван и Григорий – враз осиротели.

План Костромы XVIII века.jpg

Ярославль

Вдова Григория Ивановича, Матрёна Яковлевна, вышла замуж в соседний Ярославль. Разница между супругами была велика – Фёдор Васильевич Полушкин был старше неё на 29 лет! Ему было уже за шестьдесят. Но у него были серные и купоросные заводы, а от первого брака – только дочь, Матрёна Кирпичева. В новом же союзе он получал сразу пятерых наследников.

Старший пасынок, которому исполнилось лишь семь, уже обещал многое. Вероятно, именно поэтому пожилой неграмотный заводчик не скупился, нанял домашних учителей, а в 1741 г. отправил двенадцатилетнего Фёдора в Москву, где тот «находился в науках» до 1748 г.

Московская исследовательница Л.М. Старикова подтвердила сомнения предшественников: в Славяно-греко-латинской академии Федор Волков не учился. По ведомостям не числился, да и уезжать в Ярославль надолго не мог бы, а он уезжал, документы это подтверждают. Так что, скорее всего, учился коммерческим наукам он при каком-нибудь заводе, фабрике или конторе.

Старая столица в ту пору кипела театральными страстями. Давала представление немецкая комедия. Современники свидетельствовали, что Федор в Москве в совершенстве изучил немецкий язык, — не театральные ли впечатления тому способствовали? Кроме того, спектакли давались в той самой академии и в двух духовных семинариях, да русские любительские труппы «охотников» тоже представляли комедии. Так что театральных впечатлений ему должно было хватить уже в ту поездку.

Между тем отчиму всё труднее было управляться с заводами, в 1745 г. ему же было под семьдесят, для того времени – глубокая старость. Одно из предприятий располагалось близ Ярославля, а другое – у Макарьево-Унженского монастыря. К этому времени Фёдор уже два года вёл заводскую отчётность, подписывал документы за отчима. Пасынки стали его компаньонами, для чего были переведены из костромского в ярославское купечество. В 1748 г. Полушкин умер, и Федору Григорьевичу пришлось вернуться из Московского учения, чтобы вместе с братьями вступить во владение заводами. Правда, уже в 1750 г. он отошёл от дел. К этому времени относятся первые документальные свидетельства о существовании в Ярославле театра.

Современники сообщали, что первые спектакли труппа Волкова, в которую, кроме Федора, входили его братья Гавриил и Григорий, играла в доме Полушкина. Потом, по некоторым данным, было построено и отдельное здание. Были у этого предприятия и покровители, и недоброжелатели. Но в 1752 г. слухи о ярославских спектаклях дошли до столицы, и актёры были вызваны в Петербург со всем скарбом, для которого были выделены 19 подвод.

Петербург

К этому времени здесь была создана «дворянская академия» — Сухопутный шляхетный корпус, при которой ставились спектакли по пьесам недавнего выпускника А.П. Сумарокова. Те же актёры приглашались ко двору, а на время ледохода их даже селили в Зимнем дворце. Но кадеты отправлялись по местам службы, тогда-то и были приглашены ярославские актёры.

Ярославцев разместили в Царском селе, а для спектаклей выделили здание немецкого театра. Часть их позже вернулась домой, но наиболее талантливые, подучившись в корпусе, составили ядро профессиональной труппы. Федор Волков, чьё образование было признано достаточным, вместе с придворной труппой итальянских и французских актёров уехал в Москву. Они вернулись, когда 30 августа 1756 г. вышел указ Елизаветы Петровны о создании «для представления трагедий и комедий» театра, для которого был отдан каменный дом на Васильевском острове. Это и был первый государственный общедоступный профессиональный постоянно действующий русский театр. Его директором был назначен А.П. Сумароков, но вскоре он отошёл от дел, а его место занял Ф.Г. Волков.

Между тем правление «весёлой императрицы» подходило к завершению. На Рождество 1761 года её царствие и её жизнь оборвались. На престол взошёл её племянник Петр III. 28 июня следующего года произошёл дворцовый переворот, одним из участников которого стал наш герой.

Ранним утром супруга императора Екатерина Алексеевна примчалась из Петергофа в Петербург. Её сопровождали братья Орловы, Алексей и Григорий. Через третьи руки до нас дошёл рассказ о дальнейших событиях: «прискакала она в Измайловскую церковь для принятия присяги. Второпях забыли об одном: об изготовлении манифеста для прочтения перед присягою. Не знали, что и делать. При таком замешательстве кто-то в числе присутствующих, одетый в синий сюртук, выходит из толпы и предлагает окружавшим царицу помочь этому делу и произнести манифест. Соглашаются. Он вынимает из кармана белый лист бумаги и, словно по писанному, читает экспромтом манифест, точно заранее изготовленный. Императрица и все официальные слушатели в восхищении от этого чтения. Под синим сюртуком был Волков».

Этими сведениями можно было бы и пренебречь, но их подтверждают другие воспоминания. А.М. Тургенев передавал такие слухи: «При Екатерине первый секретный, немногим известный, деловой человек был актёр Федор Волков, быть может, первый основатель всего величия императрицы».

Ещё более весомым подтверждением можно считать тот факт, что Фёдору и Григорию Волковым было пожаловано дворянство и соответствующий герб. Л.М. Старикова расшифровала сложные геральдические символы. Она убеждена, что это ещё одно подтверждение участия нашего земляка в воцарении императрицы: он, «участвуя в перевороте, продолжал как бы разыгрывать роль тираноборца из очередной трагедии, когда, спасая Россию от недостойного монарха, вверял её в руки Минерве (воинственной богине государственной мудрости)». Актёру было тогда 33 года.

Москва

Екатерина 2.jpg
                                                                                    Императрица Екатерина II

Между тем и его короткая жизнь близилась к завершению. В начале следующего 1763 г. в Москве Фёдором Волковым в честь воцарения Екатерины II было организовано пышное зрелище. Афиша сообщала: января 30, «февраля 1 и 2… по улицам Большой Немецкой, по обоим Басманным, по Мясницкой и Покровке от 10 часов утра за полдни будет ездить большой маскарад, названный “торжествующая Минерва”, в котором явится гнусность пороков и слава добродетели. По возвращении оного к горам начнут кататься и на сделанном на то театре представят народу разные игралища, пляски, комедии кукольные, гокус покус и разные телодвижения…»

Желавшие развлечься могли приходить «во всю неделю масленицы, с утра и до ночи, в маске и без маски, кто как похочет, всякого звания люди». Придумал действо Фёдор Волков, при этом он не побоялся привлечь к написанию текстов попавшего в опалу А.П. Сумарокова. Организовывая на морозе тысячную толпу участников «общенародного зрелища», актёр простудился и 4 апреля 1763 г. умер. Масленичные гуляния оказались для него роковыми, как и для его отца.

Императрица выделила на похороны и поминовение соратника огромную по тем временам сумму 1350 рублей. Позже она поддерживала оставшихся в живых братьев Волковых.

Всего 34 года жизни – а память о нём жива и сейчас. В 1877 г. ярославский поэт, журналист и краевед Л.Н. Трефолев писал: «Фёдор Григорьевич Волков, бессмертный основатель русского театра, родился 9-го февраля 1729 года в Костроме. Но ярославцы не должны уступать его своим соседям-костромичам. Нет! Волков наш, всецело наш, ярославец». Что ж, надо признать – ярославцы хранят память о нашем земляке. Их театр носит его имя, перед театром стоит памятник… Теперь уже и нам пора отстаивать право называться родиной Волкова.

В доме Волковых сегодня музей, где работает выставка, посвященная первому русскому актёру. Мы ждём всех, кто захочет вспомнить об этой короткой и яркой жизни.

Лариса Силонова, методист Музея театрального костюма.

 

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...