Как порой может измениться судьба человека, если ему когда-то повезло с учителем! Любой из нас вспомнит «своего» математика, физика, англичанку – вспомнит и улыбнется. Ученикам героинь этой праздничной публикации – точно повезло. Эти педагоги – настоящая  гордость нашего региона – каждая в этом году стала победителем федеральных и областных грантов. Каждая – признанный мастер нелегкого учительского дела. Все они очень разные: кто-то живет в областном центре, кто-то – в глубинке. Иностранный язык, начальная школа, физкультура, география… Спокойные и заводные, строгие и душевные; у каждой из них – свой подход к детям и свои методы работы. И каждая заслужила звание «Учитель года».


Лучшие педагоги региона рссказали о том, как выглядят сегодня ученики, к чему стремятся, сложно ли им дается учеба и какие вузы они выбирают.

 

Елена Владимировна Мизеркова, учитель начальных классов Октябрьской СОШ Мантуровского района.

мизеркова.jpg

— Ваш любимый «школьный» фильм?

Сложно сразу вспомнить, но мне кажется, все старые фильмы про школу –  априори хорошие. Другое дело, что в них правда переплетена с вымыслом и не всему можно верить.

— Сельская или городская школа?

— Опыта работы в городской школе у меня нет, но я привыкла к сельской, и мне здесь очень нравится работать. Каждого ребенка можно спросить, и не один раз за урок. Вот сейчас у меня десять ребят в классе – немного. Думаю,  и для учителя, и для учеников это большой плюс. Моим детям нравится отвечать, отличаться, и им хочется, чтобы каждого спрашивали чаще. С другой стороны, наша школа – самая большая из районных. Считаю, у нас неплохие возможности!

— Вы строгий учитель?

— Это нужно у детей спрашивать, наверное. Но в работе, думаю, и без строгости никак, и без ласки, доброты не обойтись!

— Часто сегодня дети выглядят обеспеченнее учителя?

— Наши дети в школу ходят в форме, разряженных нет. Это очень удобно и практично. И потом, для сельских школ этот вопрос, думаю, не очень актуален.

— Как вы относитесь к ЕГЭ?

— Напрямую, конечно, я детей к ЕГЭ не готовлю, но в любом случае, база, основа закладывается в начальной школе. А просто в общечеловеческом отношении – одобряю. У меня дочь недавно сдавала единый госэкзамен. Считаю, это непросто, но удобно – один раз сдал экзамены и можешь выбирать вуз. Опять же, у детей из глубинки появился шанс поступить в столичный вуз.

— Понятно ли уже в начальной школе, кто вырастет из ребенка?

— Почти всегда. Но жизненный успех зависит от многих факторов. Если ребенок умненький, ответственный, он так и в старших классах, и в институте к учебе будет относиться. 

— Школа – воспитывает или обучает?

— Все вместе. Воспитательным моментам место есть всегда, и этот процесс неотделим от учебы – даже в переменку одна-две фразы учителя могут повлиять на поведение детей.

— Программы начальной школы сильно со временем меняются?

— Конечно, буквы и цифры, то есть основы, которым мы учим детей, остаются неизменными. Но сегодня программа так построена, что мы ориентируем детей на самостоятельное получение знаний. Педагог направляет, а ребенок должен развивать инициативу, свое собственное любопытство к учебному процессу. И от нас требуют, чтобы мы вели уроки по-другому – не втолковывали в детские головы знания, а заинтересовывали их! Наша задача – привить любовь к самому процессу обучения, а не заставить их вызубрить таблицу умножения любой ценой.

— А дети со временем меняются?

— Дети есть дети! Они все разные. Есть шустрые, есть спокойные. Может быть, сейчас чуть раскрепощеннее стали.

— Самое теплое воспоминание о вашей учебе в школе?

Это мои учителя. Первая учительница не здесь. Я из Пермской области. Классным руководителем уже в Мантурове была Чанова Светлана Леонидовна, химию преподавала. После нее — Соколова Валентина Федоровна. Да всех своих наставников вспоминаю с теплом и уважением. Можно сказать, дали путевку в жизнь. И они знают, что я пошла по их стопам.

— Самое сложное для вас в профессии педагога?

— Трудный вопрос… Как-то со временем привыкаешь, втягиваешься в процесс и особых сложностей не испытываешь. Лучше я назову, за что люблю эту профессию, – за работу с детьми. Они и вдохновляют, и радуют, и энергию дарят.

Анастасия Сергеевна Коротышова, педагог немецкого языка, СОШ№3, г. Кострома.

Коротышова.jpg

— У вас есть любимый фильм о школе?

— Из современных фильмов о  школе на память скорее приходят те, где какие-то темные стороны человека отражены… Из того, что снято давно, могу назвать фильм «Чучело». Но не могу всем рекомендую его смотреть – он очень тяжелый. Хотя заставляет сильно задуматься о психологии толпы, о том, как жить, когда ты не такой, как все.

— У вас есть любимая учительская «присказка»?

— Как говорят мои дети, есть, и ужасная! «Готовимся к самостоятельной работе, она не очень сложная!» Как правило, все совсем наоборот. А еще, поскольку я учитель немецкого, немецкий вариант слова «итак» — «аlso».

— Случается, что ученики выглядят обеспеченнее вас?

— Да, случается. В прошлом году, например, у меня был телефон по их меркам, очень древний, с кнопочками. И мне нужно было их сфотографировать. Дети очень удивились, что такое ископаемое вообще может фотографировать. Но еще больше они удивились, когда у нас получились фотографии хорошего качества. А еще я им объяснила, почему  он меня устраивает, привела свои аргументы – и они со мной согласились, поняли. А еще я всегда в таких случаях стараюсь объяснить, что не все могут себе позволить какие-то дорогие вещи, гаджеты, но это не повод считать себя лучше, а уж тем более умнее или важнее других.

— Школа – это воспитание или образование?

— Обязательно воспитание. Учитель – не энциклопедия, не инструмент для выдачи знаний, это воспитатель. Он учит учиться.

— Ваше отношение к ЕГЭ.

— Это наша система, нужно принять это как должное. Мы уже знаем, как с этим работать, знаем, к чему готовить наших учеников. А их задача — готовиться к нему заранее. ЕГЭ, а особенно по иностранному языку, – не та вещь, когда тебе попался тот самый единственный билет, который ты выучил, и ты получил пятерку. Нужна системность знаний. Это за месяц не выучишь. 

— У вас были стобалльники по ЕГЭ?

— Сдать иняз на сто баллов – это очень и очень сложно, таких результатов в области нет в принципе. Но могу с гордостью сказать, что мои дети, в частности, выпускники этого года, сдали предмет очень хорошо – на 94 и 95 баллов.

— Грядущий обязательный экзамен по инязу – хорошо?

— Это сложный вопрос. Вообще, обязательный экзамен предполагает усиленное изучение предмета всеми, а это здорово. Но тут вопрос упирается во множество проблем. Первая – вопрос кадров. Например, в районах часто не хватает педагогов по иностранному, это я точно знаю. Часто педагог совмещает, например, преподавание физкультуры и иностранного. А куда денешься – школа обязана учить детей иностранному языку, вот и учит, кто как может… С другой стороны, не все дети предрасположены к владению иностранным языком.

 — Школа, в которой вы преподаете, — особая?

— Наша школа – с углубленным изучением немецкого языка, и особое у нас – отношение к инязу. Дети начинают учить иностранный с первого класса, а в старших классах помимо шести обязательных уроков в неделю есть четыре дополнительных часа. А кроме этого есть факультативы.

— Как вы заставляете детей заговорить на чужом языке?

Акцент в нашей школе – на коммуникации. У нас огромное количество внеклассных мероприятий на языке. На уроке мы говорим только на немецком языке, а на русский переходим только если требуется объяснить, например, правило. Кроме того, у нас много программ по обмену, когда детки едут в Германию. Оттуда они возвращаются с языком очень хорошего уровня, может, грамматика будет хромать, но запасы лексики очень пополняются! А еще в нашей школе всегда преподавал носитель языка – он со всеми учениками, независимо от их знаний, говорит только на немецком. В таких условиях хочешь-не хочешь —  заговоришь!

— Вы строгий учитель?

Да, думаю, да. Мои ученики меня не побаиваются, но уважают.

— Самое яркое воспоминание о ваших школьных днях?

Участие в олимпиадах и успех. А еще – когда все искренне радуются твоим победам и не завидуют. Это самые теплые воспоминания, то, что позволило поверить в себя, в свои силы.

— За что любите профессию педагога?

— Потому что это работа с детьми. Я считаю, у меня это получается, я могу детей научить, дать им знания, и мне это по-настоящему интересно. Удовольствие мне приносит и воспитательный процесс, и работа с родителями… Школа – это же такой сложный механизм, и мне нравится быть его частью!

Светлана Николаевна Якунина, преподаватель физической культуры, Караваевская СОШ.

Якунина физра.jpg

— Некоторые считают физкультуру «побочной» дисциплиной. Ну, порезвились дети и опять — за серьезный мыслительный процесс.

— Такое мнение уже не актуально. Все прекрасно понимают, что режим школьников очень плотный. Да и вне уроков они мало двигаются, просиживая за компьютерами. Наша цель — больше динамики, движения, здорового образа жизни. Но… Наши желания не всегда совпадают с возможностями. Это я об комплектованных спортивных залах, периодичности уроков физкультуры. Сейчас их — три в неделю. При этом, мы достаточно успешно популяризируем спорт. Проводим много соревнований, особенно семейных. Конкретно в нашей школе с инвентарем все хорошо. Директор закупает. Вот зал бы попросторней. А если совсем помечтать, не помешал бы и бассейн.

— Какие виды спорта лично любите? (Улыбается.) Я многоборка. Полиатлон, лыжи, кросс. Но легкая атлетика — моя жизнь! Имею первый взрослый разряд. Все упражнения ребятам показываю сама. И на тренировках бегаю с ними. И секции веду. Вот устроили мы кросс. Все видят — Светлана Николаевна в первых рядах. И, естественно, подтягиваются. Учитель же должен быть примером во всем. И тогда дети к нему потянутся.

— А если ребенок очень старается, но вот  не дано ему быть атлетом…

— Конечно, делаю скидки. Прекрасно понимаю, что не все могут быть чемпионами. Но если ты проявляешь усердие, делаешь хоть и маленькие шажочки вперед, если есть прирост результата, обязательно поставлю хорошую оценку! Ну а со спортсмена другой спрос. У кого-то одна планка, у кого-то — другая. Вообще же моя цель, не устаю повторять, — здоровье. И важно, чтобы это понимали все. В том числе и родители. А школьников, помимо обязательных упражнений, можно заинтересовать игрой на свежем воздухе: волейболом, футболом. Зимой все очень любят лыжи. У нас же парк недалеко. Детки там катаются всю третью четверть! 

— В вашей семье дружат со спортом?

— Конечно! У нас двое детей. Все любят спорт! А с мужем вот уже двенадцать лет участвуем в областных спортивных играх. И в зимних, и в летних.

Наталья Алексеевна Полянина, учитель английского языка школы №2 г. Волгореченска.

Полянина английский.jpg

— У вас есть любимый фильм о школе?

Наверное, «Приключения Электроника» — но он и про школу, и нет. Добрый и до сих пор актуальный!

— Часто сталкиваетесь с ситуацией, когда дети выглядят обеспеченнее, ярче  педагога?

Самый яркий человек в моем классе – я сама. Я люблю одеваться ярко, на мне всегда какой-то интересный аксессуар – шарф, платок. Если бы можно было ходить в школу в шортах – я бы ходила. Быть яркой – мое кредо по жизни!

— Каждое ваше движение современные школьники могут заснять на телефон. Боитесь?

Нет! Что мне скрывать? Подозреваю, что они бы это проделывали, если бы у них было время. Но на уроке мои ученики обычно заняты другим, а именно – бесконечными разговорами по-английски. Если говорить серьезно, то в плане безопасности в современных школах делается все возможное, чтобы предотвратить возможные происшествия. Может, это и чрезмерно, но мы в такое время живем, что в вопросах безопасности лучше перестраховаться!

— Как вы относитесь к ЕГЭ?

Сейчас меня волнует не сам единый госэкзамен, а то, что через несколько лет его планируют сделать обязательным для всех. Я убеждена, что если будет введен для всей страны в том виде, в котором существует сейчас, повсеместно – большая часть выпускников останется без аттестатов. Сейчас экзамен очень и очень сложный, сдать на сто баллов его практически нереально, те, кто способен сдать его достойно, должны владеть языком почти на профессиональном уровне. Единственный выход, который мне видится из данной ситуации, – разбить его, как ЕГЭ по математике, – на базовую и профильную части. Это, конечно, будет смешно – кто-то будет рассказывать алфавит и вспоминать лексику за пятый класс, а кто-то сложнейшие обороты переводить. Но по-другому невозможно – давайте трезво взглянем на уровень преподавания языка по стране, на нехватку педагогов, на огромное количество сельских школ, в которых нехватка педагогов по инязу…

— В сегодняшней школе есть какой-то простор для учителя или все жестко ограничено образовательными стандартами?

Наш предмет настолько неофициален, что в нем в принципе не может быть рамок. Поэтому что бы ни диктовал учебник и программа, моя задача – научить говорить. Я своим детям всегда говорю: «Если вы из моего кабинета выйдете, владея английским языком, – я буду считать мою задачу выполненной!» Как правило, с моими учениками так и бывает. И их четверки, пятерки и даже тройки – оправданны, мне ни за одну свою оценку в аттестате не стыдно перед педагогами вузов, в которые они уходят.

— Как преодолеть психологический барьер и научить детей именно говорить на иностранном?

— Это, действительно, главное — грамматика грамматикой, но наша задача – научить говорить. Я стараюсь дать им почувствовать, что язык – не набор каких-то там суффиксов и глаголов, он живой. Подергаешь его за хвостик – он начинает отзываться. И потом – о чем людям хочется разговаривать? Конечно, о себе, о том, что им интересно, что их волнует. Почему приедешь за границу – и тут же начинаешь запоминать фразы типа «Сколько стоит?», «Как пройти?»? Да потому что они нужны тебе, они тебя интересуют сейчас. Так и в классе – они охотно рассказывают о себе, своих увлечениях, на каждом уроке мы обсуждаем по-английски новости. И еще важен опыт погружения в языковую среду. Я стараюсь своим ученикам такой опыт дать – организовываю языковые туры, поездки по обмену. Мы плотно сотрудничаем с британским университетом в Дареме, ездим на Мальту.

— За что любите свою профессию?

— Знаю точно, что это – дело моей жизни. Люблю праздники, в том числе и День учителя, – знаете, все эти обещания вдруг вспомнивших о нас представителей власти, фразы «Ну куда мы без вас?», вручение бумажек без конвертов… Но есть вещи, которые мне по-настоящему приятны. Я рада, что многие мои ученики для поступления выбирают языковые вузы или специальности, где английский язык – один из профильных. Я всем говорю, что язык в чистом виде сейчас не очень нужен. Но он необходим в современном мире. Таможенное дело, например, крупный бизнес, международные специальности – например интернет-технологии. Все это требует знания языка. В прошлом году, например, один мой выпускник, имеющий по языку итоговую четверку, поступил в академию химзащиты в Кострому. Из 180 первокурсников он вошел в число десяти ребят, которых будут готовить как военных переводчиков. Вот то, что меня по-настоящему радует!

Лариса Владимировна Смирнова, преподаватель географии СОШ №13 им. Р.А. Наумова, г. Буй.

Смирнова Географичка.JPG

В то время, когда мы готовили этот материал, Лариса Смирнова находилась в Москве. Она представляет родную буйскую школу и всю Костромскую область на всероссийском конкурсе «Учитель России». Надо сказать, что в мероприятиях подобного уровня она участвует далеко не первый раз – и всегда с успехом. Так, в прошлом году Лариса Смирнова стала «Самым креативным педагогом» страны, а в 2017-м она признана лучшим учителем области! О Ларисе Владимировне нам с гордостью рассказали в школе, где она преподает.

Директор буйской школы №13 Надежда ШМИДТ считает Ларису Владимировну одним из ценнейших своих сотрудников: «Знаете, географию многие считают предметом непрестижным, а уровень ее преподавания – традиционно слабым. Где угодно, но только не в нашей школе. Благодаря Ларисе Владимировне наши дети по географии подготовлены очень хорошо. Этот педагог живет своим предметом, у нее глаза горят».

Как нам рассказали ее коллеги — педагоги из Буя, Лариса Владимировна не только учит других, но и продолжает учиться сама. Участие в конференциях, семинарах, практикумах она считает для себя обязательным. Например, в прошлом году Лариса Смирнова приняла участие во всероссийском съезде учителей географии. Коллеги считают, что Лариса Смирнова не только профессионально растет сама, но и подтягивает до своего уровня среду, в которой живет и работает.

«Лариса Владимировна дважды выигрывала федеральные гранты, один раз – областной. Она действительно сильный, целеустремленный и по-хорошему амбициозный педагог! То, что именно она в этом году представляет нашу область, – вполне закономерно. Мы очень гордимся ее успехами и уверены – она не остановится на достигнутом!»
— подчеркнула Надежда ШМИДТ.

Ольга СИДНЕВА.

 Дмитрий ТИШИНКОВ.

«Народная газета»

№40 (919) от 4.10.17.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...