Получить штраф или срок за лайк и репост запрещенного материала вполне реально. Главный портал Костромы разобрался в механизме отслеживания и пресечения пропаганды экстремизма.
За совершение правонарушений экстремистской направленности с 16 лет у нас предусмотрена административная и уголовная ответственность. Что касается административной ответственности, она предусмотрена статьей 20.29 КоАП РФ. По ней нарушителю грозит штраф от 1 до 3 тысяч рублей, или административный арест на 15 суток, — рассказывает Виктор Кулаков, старший помощник прокурора Костромской области.
В области работает давно сложившаяся практика — на первый раз провинившихся наказывают минимальным штрафом в размере 1 тысячи рублей. Как правило, после наказания деньгами люди становятся боле осмотрительными. Практически не бывало случаев, когда лица, наученные горьким опытом, повторно размещали экстремистские посты.
Тех, кто нарушает закон систематически с целью возбудить межнациональную вражду и ненависть, приводят в чувство с помощью статьи 282 УК РФ. По ней приверженцу ультра-взглядов придется заплатить от 300 до 500 тысяч штрафа. Есть и альтернатива – денежное наказание можно заменить принудительными работами от 1 года до 4 лет или лишением свободы на 2-5 лет.
В регионе был случай, когда человеку назначили уголовное наказание в виде реального лишения свободы за экстремизм. Пока шло следствие по первому уголовному делу за размещение в сети Интернет экстремистских материалов, нарушитель публично исполнил экстремистскую песню, зная, что она находится в списке запрещенных, – приводит пример старший помощник облпрокурора. — В этом случае суд заменил назначенное ранее наказание в виде условного лишения свободы на реальное. В итоге, гражданин получил 1 год и 4 месяца лишения свободы с лишением права публичного выступления в средствах массовой информации, электронных и информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, и на публично-массовых мероприятиях, а также размещение в социальных сетях любой информации на три года.
Еще одна особенность местной правоприменительной практики – гуманное отношение к кошелькам костромичей. В других областях известны случаи, когда даже за первичное нарушение закона у человека изымали «орудие совершения преступления» — компьютер, с которого был размещен запрещенный контент. Поскольку эта мера радикальна и сильно бьёт по карманам жителей области, правоохранительные органы исходят из принципов разумности и целесообразности. К тому же лица, раз привлекшиеся к административной ответственности, как правило, не повторяют прежних ошибок.
Найти и обезвредить
Чтобы найти запрещенный материал, работники прокуратуры, Минюста, ФСБ и МВД «прочесывают» сайты и страницы пользователей сети вручную. Специальной программы, занимающейся отслеживанием таких материалов, у правоохранительных органов области не имеется. Найти экстремистский материал не составляет большого труда. Но вычислить, что это гражданин нашей области, и выйти на него – на это требуется время.
Строгость наказания зависит от того, какие цели преследовал человек, размещая радикальные материалы у себя на странице. Если это песня, выложенная на страницу «потому что просто понравилась» — скорее всего, обойдется административным штрафом. В случае с целенаправленным подогреванием «страстей» в отношении разных социальных групп нарушителю вряд ли удастся отделаться денежным наказанием.
Здесь нужно понимать, какую цель преследует субъект, размещая данные материалы. В любом случае с гражданина берутся разъяснения, опрашиваются его родители, люди из круга общения. Как правило, закоренелые экстремисты размещают материалы с целью побудить иных лиц испытывать негативные эмоции по отношению к различным социальным группам, — говорит Виктор КУЛАКОВ.
Сетевые партизаны
В отношении экстремизма регион у нас спокойный. Каждый год пресекается около 70-80 правонарушений, это если говорить про административную ответственность. Львиная доля (около 90%) экстремистских материалов «отлавливается» на просторах «ВКонтакте». Там сосредоточена их основная масса. Это объясняется возрастным цензом аудитории социальной сети. Молодежь сама по себе радикализирована, здесь сказывается и возраст, и подростковый нигилизм. К примеру, на тех же одноклассниках размещается намного меньше незаконных материалов, там общаются взрослые люди с совершенно другими интересами.
Любопытный факт: на момент написания статьи количество костромичей, подписанных на группу «MDK» в контакте, перевалило за 12 тысяч. Сообщество не раз попадало в эпицентр громких скандалов, связанных с размещением экстремистских и оскорбительных материалов. Вместе с этим, выпады «вконтактных партизанов», как правило, не идут дальше сети – по крайней мере, на территории нашего региона.
Единичные случаи были, но они не связаны с размещением материалов в интернете. В 2016 году выявили два таких преступления с нанесением побоев. Я считаю, что те времена, когда такие преступления совершались массово, прошли, – прокомментировал эксперт.
Дело тонкое
В судебной практике известны случаи, когда после взлома на странице пользователя появлялись экстремистские посты. Их замечали работники правоохранительных органов, и отвечать за проделки хакера приходилось ни в чем неповинному человеку.
Эта проблема решаема. Если человек понимает, что его незаконно пытаются привлечь к ответственности, нужно написать заявление, обращение в прокуратуру. Все факты легко проверить и отследить. А при объяснении с сотрудником правоохранительных органов лучше уточнить и заострить внимание на этом моменте, – считает Виктор Кулаков.
Стать виноватым можно и по неосторожности – бывает так, что человек постит записи, не внесенные в список запрещенных материалов, а затем песня, клип или текст попадают в список Минюста (на данный момент в него включено 4382 материала). Выходит, что законопослушный гражданин автоматически перекочевывает в группу правонарушителей. Есть, например, группа «Коррозия металла», у которой ряд песен признаны экстремистскими. В 2015 году человек разместил у себя песню, она была легальна. Но, через год ее признали экстремистской. Были случаи, когда таких лиц признавали виновными. Так что хотелось бы, чтобы люди почаще отслеживали, какие материалы вносятся в список запрещенных.
Размещение экстремистской символики в научных или художественных целях не карается законом, но в правоприменительной практике встречаются перегибы.
Действительно, в судебной практике встречаются крайности, – поясняет представитель прокуратуры. — Я знаю случай, когда редакция газеты к 9 мая разместила фотографии со свергнутыми фашистскими знаменами, и правоохранительные органы усмотрели здесь нарушение. К счастью, в Костромской области до такого не доходило. Ко всему нужно подходить взвешенно. В стремлении наложить вето на фашистскую свастику можно пойти достаточно далеко, и запретить художественные фильмы про войну, например, фильм «17 мгновений весны», а также историческую кинохронику.
Пропаганда неприятия
Снизить количество экстремистских преступлений можно одним путем – рассказывая людям о причинах появления и последствиях крайних взглядов. Прежде всего, это работа с молодежью . Здесь все зависит от грамотной пропаганды неприятия экстремизма и терроризма. В школах, вузах проводятся лекции и беседы, информация размещается в СМИ.
За прошлый год областная прокуратура провела 275 выступлений на тему экстремизма и разместила 452 объясняющих материала в местных СМИ.
Могу рассказать на личном примере, – продолжает старший помощник облпрокурора. — Выходя в школы, вузы, я замечаю, что большинство слушателей заинтересовываются этим вопросом. Люди прислушиваются. Конечно, есть отдельный процент тех, которым не интересно, но это нормально.
По мнению Виктора Кулакова, грамотный человек способен отличить экстремистский материал с первого взгляда.
Вообще, материалы экстремистского характера по сути своей довольно крайне радикального содержания. По некоторым из них у образованного и воспитанного человека должны возникать сомнения. Приведу пример: произведения Аллы Пугачевой, русские народные песни вряд ли будут признаны экстремистскими, а песни радикальных музыкальных групп и исполнителей – вполне. Если сомневаетесь в содержании контента – перестрахуйтесь, проверьте его по списку Минюста. Этот простой шаг поможет избежать проблем в будущем. В конце концов, все мы несем ответственность за поведение в сети и должны разумно подходить к тому, что размещаем на своих страницах.
Наталья ДИЕВА.