И курица – птица, и Болгария – еще какая заграница. Времена, когда мы называли эту страну «шестнадцатой республикой СССР», давно прошли. Болгария вошла в Евросоюз, установила для россиян визовый режим, который, увы, несколько удорожил туристические путевки, но при этом центробежные силы в местной политике оказались не столь сильными и разрушительными, как в некоторых странах бывшего социалистического лагеря, вроде Польши. Болгары по-прежнему открыты для контактов, дружелюбны и благодарны России за освобождение от турецкого ига. В этом мы убедились, путешествуя по этой стране.
Братья-славяне
Большая часть населения Болгарии — славяне, доброжелательно относящиеся к русским. Особенно те, кто хорошо помнит времена Советского Союза и прежнее советско-болгарское братство. Когда мы с дочерью в первый день пребывания заблудились в курортном городке Солнечный берег, то обратились к местному мужчине. Узнав, что мы из России, он перешел на ломаный русский язык. Не зная ответа на наш вопрос, стал звонить кому-то по телефону, расспрашивать, чтобы помочь нам. Собеседник тоже, правда, не знал нужный нам адрес наверняка, но вдвоем они «вычислили» приблизительный район поиска, и пожилой болгарин показал рукой, куда нам двигаться: «Там, там». Это место оказалось действительно «там».
«Здрасти, страхотна булка!»
Хоть и считается, что все славянские языки схожи, а болгарский из них самый простой для восприятия россиянина, но на практике все иначе. В целом этот язык для нас непонятен. Лишь изредка мелькают знакомые слова, да и то, как это потом выясняется, толкуются они порой совсем по-другому. Но есть и то, что легко поймешь без переводчика: наше «да» — и по-болгарски «да», «нет» — «не», «до завтра» — «до утре», «хорошо» — «добре», «спасибо» — «благодаря», «понятно» — «ясно», «привет» — «здрасти»…
Общеизвестна и такая необычная особенность болгарского языка. Когда жители этой страны говорят «да», они отрицательно мотают головой, а при «нет» — кивают. Почему так заведено, объясняет древняя легенда. Болгария 500 лет находилась под турецким игом, турки хотели сделать болгар единоверцами — заставляли верить в Мухаммеда и отказаться от Христа. Они приставляли нож к горлу и спрашивали: «Веришь во Христа?» Если болгарин кивал головой, он натыкался на подставленный нож и погибал. Если отрицательно мотал головой – оставался жив. Болгары приспособились и стали делать наоборот: кивали при отрицании и мотали головой при согласии. Так они выжили и сохранили православную веру.
Есть и другие странности. Если про девушку говорят: «Страхотна булка» — ей не обижаться надо, а радоваться, это означает – красивая девушка, невеста. «Страхотна» — красивая, «булка» – невеста. Да, а «стул» в Болгарии – это «стол». Смотрите, не перепутайте!
«Нет, и в церкви все не так…»
Во время туристической поездки в Софию и Пловдив наш гид, мужчина лет пятидесяти, рассказал как само собой разумеющееся, что болгары помнят и ценят, что именно Россия освободила их от 500-летнего турецкого ига. Это было 150 лет назад. В честь этого в Софии в центре города поставлен памятник русскому царю-освободителю Александру II. Освободитель — везде освободитель: в России он освободил крестьян от крепостного рабства, а в Болгарии – болгар от турецкого ига. Взор Александра II обращен к другому русскому памятнику, расположенному неподалеку — храму Александра Невского. Этот собор также был построен на российские деньги – в честь освобождения болгар от туретчины. Сейчас он передан Болгарской православной церкви. Неподалеку от этого огромного по размерам храма стоит небольшая церковь Николая Угодника – она принадлежит Московскому патриархату, и сюда всегда привозят российских туристов – вроде как кусочек России на чужбине. В Софии нам удалось посетить три действующих православных храма, но откровенно говоря, обстановка там сильно отличается от русских храмов. Да, есть в болгарских церквях стенная роспись и иконы, но свечку поставить некуда, нет подсвечников перед ликами святых. Устроены два поддона с песком, в который и надо втыкать свечки. На одном написано: «За здравие», на другом — «За упокой». Поставить свечку за что-то другое – некуда. Да и порядки в храмах не наши — весьма вольные – ходи хоть в шляпе, хоть без, никто слова не скажет. Женщины в шортах и без головных уборов – сплошь и рядом.
Пей не колу
В Пловдиве, самом древнем городе Европы, нас поразили сохранившиеся старинные улочки, дошедший до наших дней римский колизей, который и сейчас используется для проведения концертов, раскопки Филиппополиса прямо в самом центре и многое другое. А еще необычный фонтан — из кока-колы. День 15 сентября, когда мы посетили Пловдив, в Болгарии – первый учебный день в школах, наше 1 сентября. К этому празднику школьникам всего города местный меценат и сделал подарок — фонтан из кока-колы. И цвет, и запах не вызывали сомнений – это кока-кола. Дети — любопытный народ, черпали жидкость из фонтана и пили. И плевались, и смеялись. Мы тоже попробовали на язык – нет, не кола! Видимо, просто ароматизатор, который добавляется в воду.
Стоит над горою Алеша
Для нас, русских, главной достопримечательностью Пловдива, конечно, был и остается памятник советскому солдату-освободителю. Алеша – в Болгарии русский солдат. Он стоит на высокой горе и виден издалека. Нас к нему не повезли, потому что это отдельная экскурсия, показали лишь издали. Гид же, отвечая на наш обеспокоенный вопрос: «Не грозит ли Алеше снос, как происходит с советскими памятниками в Польше и Украине?», рассказал, что время от времени такая тема поднимается некоторыми, как он выразился, «глупыми демократами». Но их идея не находит поддержки ни среди населения, ни во властных структурах. Однако силы, которые хотят сноса русских памятников, в Болгарии есть. Например, памятник Александру II время от времени заливают краской, раскрашивая его то под Бэтмэна, то под Человека-паука…
Качество жизни
Что касается уровня жизни, то в Болгарии он схож с российским. Страна в целом не производит впечатление богатой. Только дороги там лучше, чем в России, хоть болгары и критикуют их состояние. Средняя зарплата, если перевести на российские деньги, составляет 28 тысяч рублей. Но вот медицина и высшее образование исключительно платные. А цены в магазинах приблизительно такие же, как в России. Что-то даже дешевле. Минеральная вода 1,5 литра – примерно 30 рублей, банка сметаны – 45, килограмм бананов – 70, бутылка пива – 80, банка отличного мёда (450 грамм) – 230 рублей, бутылка хорошего местного вина – 270 рублей. Недорога, но качественна болгарская натуральная косметика, основу которой составляет розовое масло и его производные. Вообще запахом розы в Болгарии, кажется, пропахло все…
Здесь нет чехарды с ценами, как сейчас в России. Помните, как это было когда-то в Советском Союзе – одинаковые ценники на всей территории страны? Вот и в центре Софии цены в уличных кафе такие же, как в Пловдиве или Солнечном береге. Если чашка кофе стоит 30 рублей, то она везде так стоит. В России не так. Попробуй, найди в центре Москвы чашку кофе за 100 рублей. Поэтому, наверное, уличных кафе в Болгарии много и все они пользуются популярностью у посетителей самых разных возрастов – и молодых, и весьма преклонного возраста. А это, согласитесь, все же свидетельство иного качества жизни…
Отличается в лучшую сторону и сервис для отдыхающих. В отличие от Крыма, Сочи, в Болгарии нет навязывания услуг на пляже в виде ежеминутных громогласных объявлений в динамик о катаниях на «банане», катамаране и пр. Нет на болгарском пляже и разносчиков сладкой кукурузы, вареных раков и тому подобного. Здесь люди без помех и напрягов отдыхают, загорают, ведут себя свободно. Многие женщины загорают топлес – что, конечно, несколько непривычно для российского туриста. Распространены в Болгарии и нудистские пляжи. Туроператоры даже специально предупреждают: приходя с детьми на незнакомую территорию для купания, предварительно осмотритесь — не нудисты ли тут кинули якорь, чтоб не шокировать ребятню видом голых дядь и теть.
Вместо послесловия
Наш сведущий и весьма эрудированный гид, который многие годы водит российские группы, лишь на один из наших вопросов не смог ответить. Когда спросили: «Почему Болгария не входит в шенгенскую зону Евросоюза, хотя и является его членом?» «Сам не понимаю, почему», — недоуменно сказал он.
А я понял, отчего такое происходит. Мне кажется, что пока в Болгарии не появится русофобских настроений, пока болгары будут хорошо относиться к России и русским, то не видать им шенгенской зоны. Но это уже чистой воды политика. Хотя, как мы видим, туризм от нее зависим напрямую…
Николай НИКОЛАЕВ.