Ситуация с вырубкой деревьев рядом с рынком «Солнечный» в Давыдовском микрорайоне Костромы длится не первый месяц. И, несмотря на протесты жителей и членов областного общественного экологического движения «Во имя жизни», рощу у всех на глазах, не имея на то законных оснований, практически дорубили. Осталось лишь небольшое количество деревьев вдоль периметра. Но, похоже, и их судьба решена – «топор и плаха»… Кем решена? А вот это-то как раз большой вопрос.

А началась эта история еще в марте. Жители Давыдовского микрорайона обратились в Общественную палату области с просьбой вмешаться: «Рубят березовую рощу! Помогите!» Строители обнесли зеленую зону высоким металлическим забором, чтоб не шокировать граждан, и пустили березы под топор. Предполагается, что на этом месте будет построена вторая очередь рынка «Солнечный».

Общественная палата была тогда только создана, структура не сформирована, заниматься этим вопросом было некому. А потому оттуда позвонили костромским «зеленым», чтобы те подключились к проблеме. Эколог-общественник Валентина Ямщикова связалась с главой администрации Костромы Виктором Емцем, выяснила у него, что разрешения на рубку деревьев мэрия не давала, и обратилась с жалобой в природоохранную прокуратуру.

Из мэрии вскоре Валентине Николаевне сообщили: земельный участок под рубку деревьев не выделен, но рубить начали. «Мы остановили рубку!» – заверили г-жу Ямщикову чиновники. Но через несколько дней Валентине Николаевне позвонили жители Давыдовского: «Деревья опять рубят!» Ямщикова вызвала полицию. Причем, как заметила Валентина Николаевна, конфликт здесь приобретал еще и дополнительный негативный оттенок. Обратившиеся к ней жители видели во всем этом еще и национальный момент. «Там какие-то кавказцы рубят наши русские березки!» – возмущались костромичи.

Полиция выехала на место. Рубщики сотрудникам правоохранительных органов разрешительных документов представить не смогли, поскольку разбежались, орудия производства их были конфискованы, началась, в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом, проверка. Но по ее результатам в возбуждении уголовного дела было отказано – «в виду отсутствия события преступления». «Событие» – в данном случае не пеньки от берез, которые в наличии, а то, что у сотрудников полиции нет данных о наличии (или отсутствии) разрешения на рубку зеленых насаждений на этом земельном участке. Логики во всем этом мало, но буква закона у нас порой идет вопреки всякому здравому смыслу.

Природоохранная прокуратура провела свою проверку и установила: на пересечении улиц Жилой и Профсоюзной неустановленные лица без разрешительных документов возвели металлическое ограждение и уже вырубили 362 дерева, восстановительная стоимость которых составляет 911404 рубля. Был получен ответ из департамента имущественных отношений Костромской области, в котором сказано: решения о предоставлении этого земельного участка не было. Прокуратура потребовала демонтировать ограждение, кроме того, «ввиду ненадлежащего исполнения полномочий в части охраны зеленых насаждений в границах города Костромы начальнику управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации Костромы внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, в котором поставлен вопрос о дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц». Материалы проверки природоохранной прокуратуры направлены в УВД.

На следующий день после этого ответа прокуратуры костромские экологи-общественники пригласили на «место преступления» чиновников администрации Костромы. Прибыл первый заместитель г-на Емца Олег Болоховец и начальник управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Алексей Логутов. Забор стоял на месте, на территории работала техника, находились рабочие, а вот деревьев… деревьев почти не осталось. Как-либо прокомментировать случившееся г-н Болоховец отказался, сказав неопределенное: «Надо разбираться». «А я все это могу назвать зеленой зачисткой Костромы», – сказала Валентина Ямщикова.

Лес рубят – щепки летят. Ничего подобного. Лес рубят – а наказания никто не несет. Тут, похоже, другая поговорка больше подходит: «А Васька слушает да ест» – «событие преступления» отсутствует, заказчики – что более чем удивительно – неизвестны, а исполнители – исчезают, словно их никогда и не было. Осталась лишь огромная проплешина вместо прекрасной рощи. Теперь с одной стороны Давыдовского – и без того не самого зеленого района города – будет еще один рынок, автостанция, с другой – дилерский центр «Ниссан», под который уже вырублен лес, плюс оживленная автотрасса – в общем, дышите глубже, дорогие костромичи! По идее, там, где лес незаконно вырублен, там он и должен быть восстановлен. На деле же можно ожидать такой расклад: те, кто вырубил рощу, вскоре потребуют узаконить права на это место. И если им пойдут навстречу – значит, дадут добро и другим беспредельщикам действовать так же нагло.

Валентина Ямщикова после отъезда господ чиновников подошла к рабочим и спросила: «А вам-то самим не жалко рубить такую красоту?» – «Жалко! Как не жалко, – ответил один из рубщиков, – но мы же люди подневольные. Если не мы, то другие это сделают!» Его коллеги были более агрессивно настроены: «Вы, что ли, мою семью кормить будете?! Мы этим на жизнь зарабатываем!» Впрочем, пока мы были на территории, рабочие деревья не рубили, но как только мы вышли за забор, тут же упала очередная береза.

Удивительно, но на оставшихся деревьях, несмотря на близко работающую технику, пел соловей. Думается, это был его последний «концерт» на этом месте…

Зинаида НИКОЛАЕВА.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...