Апрель — не только пора вскрытия рек и прилета ласточек (хотя погода у нас нынче такая, что перелетным птицам благоразумнее пока не спешить с передислокацией – «СК»), но и время публикации сведений о доходах и имуществе чиновников и депутатов. Поэтому корреспондент «СК» Алексей УХАНКОВ в очередной раз занялся неблагородным, но очень интересным делом — подсчетом денег в чужих карманах.
На официальном сайте областной думы размещены декларации за 2014 год 27 депутатов из нынешних 34 (два депутатских кресла в настоящее время вакантны в связи с избранием в прошлом году Татьяны Тележкиной главой Судиславского района и недавним уходом в профессиональные бизнес-омбудсмены Сергея Галичева). 7 депутатов (Александр Глебов, Алексей Жердев, Сергей Калашник, Михаил Козлов, Сергей Новиков, Сергей Петухов и Евгений Трепов) сведений о доходах и имуществе пока не представили вовсе, а Илья Лямин продекларировал доход, но не представил данных об имуществе.
Самым богатым депутатом на этот раз стал Флун Гумеров, заработавший 129 миллионов 323 тысячи 418 рублей 50 копеек (годом ранее его доход составлял чуть более 40 млн рублей). Господин Гумеров оставил позади прошлогоднего лидера — Владимира Михайлова, даже несмотря на то, что доход господина Михайлова в 2014 году увеличился в сравнении с 2013 годом почти на 30 млн рублей и составил 97 миллионов 738 тысяч 492 рубля 28 копеек.
Из отчитавшихся о доходах депутатов 10 обогнали по сумме полученного дохода губернатора Сергея Ситникова (глава региона заработал в прошлом году 2,154 млн рублей), а 4 народных избранника оказались богаче президента Владимира Путина, чей доход составил 7,654 млн рублей.
При этом только у семи региональных парламентариев сумма годового дохода не достигла миллиона, а звание «самый бедный депутат» досталось Александру Перегудину, задекларировавшему доход в 433 тысячи 244 рубля 4 копейки.
В еще одной номинации – «самая круглая сумма годового дохода» – с результатом 900000 рублей победил Анатолий Краев (в 2013 году его доход был точно таким же, поэтому господин Краев является еще и обладателем самого стабильного дохода).
Среди «вторых половинок» областных депутатов лидерами по богатству стали супруга Алексея Ситникова (почти 9,5 млн рублей, кстати, госпожа Ситникова годом ранее также первенствовала в рейтинге жен депутатов), супруга Максима Постникова (почти 3 млн рублей) и супруга Владимира Дьяконова (более 2 млн рублей).
Из депутатов Государственной думы, избранных от Костромской области, самым богатым по итогам прошлого года оказался справедливоросс Андрей Озеров, заработавший более 50 млн рублей. Остальные три федеральных народных избранника, единоросс Валерий Гальченко, либерал-демократ Сергей Сироткин и коммунист Алексей Пономарев продекларировали доход в 4 с «хвостиком» миллиона рублей (самый маленький «хвостик» оказался у господина Сироткина). Интересно отметить, что у трех из четырех парламентариев (исключением стал товарищ Пономарев) доходы за отчетный период существенно выросли.
Что касается костромских сенаторов, то представитель в Совете Федерации от администрации области Николай Журавлев заработал в 2014 году чуть более 10 млн рублей. Его коллега Александр Тер-Аванесов, представляющий в верхней палате российского парламента Костромскую областную думу, оказался куда менее успешен — его доход составил лишь 3 миллиона 875 тысяч 999 рублей.
Если брать вторую часть депутатских деклараций, их движимое и недвижимое имущество, то можно отметить следующее.
У дюжины областных депутатов нет собственного легкового автомобиля (при этом у «безлошадных» Флуна Гумерова и Владимира Михайлова есть водный транспорт, у Максима Гутермана — мотовездеход, а у Александра Мизгирева — автоприцеп-роспуск). Шесть декларантов имеют по два и более легковых авто. Самый большой автопарк у Алексея Шарова — он владеет шестью легковыми, одним грузовым автомобилем и таким экзотическим транспортным средством, как снегоболотоход.
Из недвижимого имущества костромских парламентариев можно отметить 7 земельных участков, 5 нежилых зданий, 2 жилых дома, гараж и квартиру Флуна Гумерова и 4 квартиры (в том числе одна — в Турции) его супруги. Хозяином пяти нежилых строений и двух земельных участков является Дмитрий Зафиров (при этом никакой жилой недвижимости у него в собственности нет). 4 нежилых здания, две квартиры и земельный участок принадлежат Александру Мизгиреву. 8 земельных участков, 4 гаража и 3 нежилых здания — таков «джентльменский набор» Ихтияра Мирзоева (как и в случае с господином Зафировым, отсутствует жилая недвижимость). 3 земельных участка и 3 жилых дома имеются у Владимира Михайлова. 4 земельных участка, 3 квартиры, жилой дом и гараж принадлежат Александру Плюснину. 5 земельных участков, 3 квартиры, две дачи, жилой дом и гараж фигурируют в декларации Сергея Самарина. 4 нежилых строения, 3 земельных участка и жилой дом есть у Алексея Шарова.
Зато у Алексея Ситникова в собственности из недвижимости значатся только земельный участок и дача, а у Владимира Дьяконова, судя по декларации, нет вообще никакого имущества — ни движимого, ни недвижимого.