Зоя Михайловна Юсова — труженик тыла, в прошлом председатель ветеранской организации 4-й поликлиники и — врач от Бога. Она проработала акушером-гинекологом 58 лет: пережила тяготы Великой Отечественной войны, справилась с трудностями послевоенного времени и помогла появиться на свет тысячам детей. В преддверии Дня Победы мы решили вспомнить о нелегком военном времени и узнать о том, чем отличалась советская медицина от нынешней.

После войны женщины отказывались рожать в больницах

— Зоя Михайловна, вы — ребенок войны. Как жилось в эти годы?

— В семье у нас было четверо детей. Папу мобилизовали на фронт. Он воевал на Смоленщине. Мама осталась одна с нами. Жизнь была тяжелая. На человека выдавали пайку хлеба в 100 граммов. Старшие братья работали на судостроительном заводе. Приходили голодные, а мы с сестрой уже весь хлеб съели. Маме приходилось готовить суп из очисток и печь лепешки из комбикорма. Пешком ходили к деду и бабке в деревню поесть. У них там хозяйство было.

— Когда началась война, вам было 11 лет, вы были школьницей. Учиться не бросили?

— Нет, школы не закрывали. И мы ходили заниматься, хоть и тяжело было, но учились.

— День окончания войны, наверное, запомнился на всю жизнь?

— Да, это был ясный, солнечный день. Все люди просто начали выбегать из домов и кричать: «Ура! Кончилась война!» Потом начался митинг, на него вышел весь город.

— После окончания 7 классов вы поступили в фельдшерско-акушерскую школу.

— Там было 3 направления: «фельдшер», «медицинская сестра» и «акушерка». Я выбрала акушерство, потому что любила и медицину, и детей. Закончила школу в 50-м году. Потом 2 года проработала в глухой деревне в фельдшерско-акушерском пункте. Должна была наблюдать за роженицами и отвозить их рожать в район. Но они рожать в больнице не хотели.

— Боялись?

— Да нет, скорее не хотели хозяйство бросать. Это же был основной прокорм для семьи. Вот и рожали на дому.

— Часто в таких условиях роды принимали?

— Приходилось. Первые роды, которые я принимала, как раз были на дому. Приехали ночью за мной на лошади, пыль столбом, осень была. Я боялась страшно, но все прошло хорошо. Девочка родилась.

— Первые роды, конечно, вы запомнили навсегда. Были еще какие-нибудь случаи, которые остались в памяти?

— Конечно, и не один. Вот, помню, пришли домой к роженице, у нее открылось кровотечение ночью. Это уже было, когда я работала в районной больнице. Нужно было делать кесарево сечение, а тут вдруг отключили электричество. Пришлось проводить операцию при свете тусклой керосиновой лампы, акушерка светила. Удачно, родился мальчик на 1200 граммов, остался жить.

— Вообще рожали много?

— Нет. Мужчин-то мало было, на войне погибли.

— А как дела с медикаментами обстояли?

— Ой, плохо, снабжение плохое было. Какие-то простые лекарства фельдшер сам готовил: микстуры, капли, мази.

— Врачей, наверное, тоже не хватало?

— У нас в больнице был один врач. Да и тот приходил только на обход. В основном работали мы, 4 акушерки. Тяжело было. Да и знаний мне не хватало. Поэтому решила пойти учиться в институт.

— С вашим опытом, наверное, с первого раза удалось поступить?

— Нет, только на второй год. Был очень большой конкурс. Тогда, после войны, профессия врача пользовалась огромной популярностью.

— И после окончания института вас отправили в Костромскую область, где вы и проработали, получается, больше 40 лет?

— Да. Сначала работала в Нее, а потом, после повышения квалификации, меня перевели в Кострому. К тому времени я уже умела делать все возможные операции. Набила руку хорошо, рожали в Нее в 60-е много. А в Костроме не хватало специалистов, вот меня и пригласили.

Пол ребенка может определить по сердцебиению

— В Костроме вы возглавили отделение преждевременных родов при 3-й городской больнице. Тогда в Костроме было три роддома?

— Даже четыре. Было еще отделение для женщин с сердечными патологиями. Его закрыли первым. Потом и 3-ю горбольницу закрыли, отделение отдали детской больнице.

— Сейчас существует такая тенденция: перед родами женщины договариваются с врачом о том, что рожать будут у него. Раньше такое было?

— Нет. Но вот рожать в определенной больнице могли попроситься. Я это по своему опыту знаю. Ведь наше отделение было самым оснащенным, да и специалисты работали лучшие. Поэтому многие договаривались рожать у нас.

— Не кажется ли вам, что люди договариваются с врачами, потому что не доверяют?

— Согласна. И это происходит не только в акушерстве. Но еще я думаю, если врач хороший, то он в любом случае свою работу качественно сделает.

— И вы свою тоже делали качественно. Ведь не простые роды принимали, а преждевременные. Сколько детишек вам удалось спасти?

— Тысячи. Примерно 200 детей в год рождалось, начиная с 500 граммов. 700-граммовых нам удавалось выхаживать. Хотя раньше ребенок, родившийся до килограмма и умерший в первую неделю, считался выкидышем.

— Ничего себе! В те годы ведь не было практически никакого оборудования!

— Медицина сильно развилась. А в советское время даже кресло, на котором женщины рожали, было не мягким, а железным, неудобным. И УЗИ не было.

— Как же вы обходились без УЗИ? Сейчас вот беременным его минимум 3 раза делают.

— Вот, обходились. Трубкой слушали. У меня, например, так ухо настроено, что я могу пол плода определить по сердцебиению. Ни разу за свою практику не ошиблась с полом младенца.

Сейчас рожают крупнячков

— А роженицы изменились?

— Да. Женщины сейчас менее физически развиты. Поэтому им сложно тужиться, сложнее родить самой.

— Дети тоже как-то отличаются от тех, что рождались, например, после войны?

— Сейчас детки крупные рождаются. После войны были 3000-3600, а сейчас все около 4 килограммов. И это не от хорошей жизни, а просто от того, что мамочки много мучного едят.

— А детей в роддомах тогда оставляли?

— Нет, крайне редко, в основном, женщины, страдающие от алкогольной зависимости.

— После родильного отделения вы еще много лет проработали в женской консультации 4-й поликлиники. Ушли на пенсию совсем недавно, когда вам исполнилось 80 лет. Можно сказать, вы половине города помогли появиться на свет.

— Когда работала, бывает, летом выйду из поликлиники, а меня окружат, начнут рассказывать и про детей, и про внуков. Многие не забывают, бывает, звонят.

— И вы всех помните?

— Если лицо увижу, вспомню, обязательно. Ведь я столько сил вкладывала в работу.

— Накануне 9 Мая вас, наверное, поздравлениями завалят!

— Да, вот уже пригласили в школу, медаль к юбилею Победы буду получать как труженик тыла. Из совета ветеранов звонили, который я возглавляла, работая в 4-й поликлинике.

— Я думаю, многие наши читатели сейчас вспоминают вас и тоже присоединяются к поздравлением с наступающим Днем Победы. А вы бы что пожелали женщинам, будущим мамам?

— Рожать! Если уж решила, то все трудности преодолеешь!

Беседовала Мария ГОРЕВА.

Фото автора.

ДОСЬЕ:

Зоя Михайловна Юсова родилась 20 ноября 1930 года, была третьим ребенком в семье рабочего в г. Ярославле.

Закончила 7 классов ярославской школы №21. Во время войны работала в колхозе села Сопелки Селищенского р-на Ярославской области. В 1950 году окончила медицинское училище (фельдшерско-акушерскую школу) в Ярославле и была направлена на работу на ФАП в Рязанский район Ярославской области. Через 2 года вернулась в Ярославль, в родильное отделение.

В 1958 году поступила в институт. В 1964 закончила и была направлена в Нею для работы акушером-гинекологом. В Кострому переехала в 1970-м и отработала 40 лет. В настоящее время является пенсионеркой.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...