На параде колясок на семью Вагиных невозможно было не обратить внимание. Словно сошли с полотна Венецианова! В белых льняных нарядах, женщины (мама и бабушка) в старинных головных уборах, детки – в веночках, папа – подпоясанный красивым шнуром, с берестяным пестерем за спиной. А Анечка – ну, cельская мадонна с младенцем, даже современный слинг, в котором посапывал новорожденный сын, напоминал том, что это тканевое приспособление для переноски ребенка известно с древнерусских времен. Тогда они так и сказали: «Мы – православная семья, приехали на парад из Судиславля».
Строили с любовью и фантазией
И вот, как обещали, мы у них в гостях – в Судиславле, на улице Заозерной. Новенький бревенчатый дом с добротной мансардой и просторной террасой. На лужайке – детский городок с горкой, домиком, спортивными снарядами. Все здесь продумано заботливым папой до мелочей, чтоб никто не поранился. А традиционные деревянные качели посажены не на чурбачок, а на крепкую металлическую пружину – какая прелесть полета! А сколь уютна и нарядна детская комната о пяти углах. Дом Вагиных – вообще особый разговор. Строили по своему проекту, с любовью и фантазией. Кухня должна быть просторной, потому что хозяйка здесь волей-неволей много времени коротает. Кирпичная печь – миниатюра русской печи, именуется шведкой. Сложили ее, когда в доме еще не было газового отопления. Как уютно с ней! Второй мансардный этаж еще не доделан, но вскоре и там будет обитаемое пространство. И все это построено руками трудолюбивого хозяина и его дружной родни.
Леониду Вагину, заместителю директора судиславского лесничества, всего-то 31 год, а выглядит и того моложе. Больше 25 не дашь. Тем не менее, этот молодой мужчина уже и дом построил, и посадил несметное количество деревьев и имеет троих детей. С Анечкой знакомы девять лет, а вместе – семь. Своего зятя Татьяна Александровна Румянцева зовет по имени-отчеству – Леонид Васильевич. И в знак особого уважения, и по профессиональной привычке. Его еще знает студентом технологического университета – проходил в их лесничестве практику. Тогда не только она, мастер, но и все работники поняли: толковый будет специалист! А вот знакомство ее шестнадцатилетней дочки со студентом-практикантом состоялось вовсе не в Судиславле, а в Костроме, куда Аня приехала вместе с матерью навестить старшего брата. Тот тоже учился на лесомеханическом факультете и жили в одном студенческом общежитии. Рассказывает: «Мы поехали домой, у дверей общежития столкнулись с парнем. Мама говорит: «Вот Леня – со мной работал». Так и познакомились. Он тогда тоже домой собрался. На автостанции Леня встретился с девушкой. Смотрю, расцвел весь, и девушка улыбается. У меня тогда как будто внутри все упало от огорчения! Знала его всего полчаса, а так расстроилась. А оказалось, это его младшая сестра Люба. Как я не догадалась, они так похожи! Леня мне сразу понравился – очень симпатичный, воспитанный. От него ведь слова бранного никогда не услышишь».
Самый лучший зять
Шесть лет разницы – мелочь. Но ведь школьница! Аня ждала любимого из армии, куда его призвали после института. За это время успела получить профессию оператора ЭВМ и референта. «Как исполнилось мне восемнадцать лет, Леня взял меня за ручку и повел в загс подавать заявление».
— Татьяна Александровна, не жаль было так рано дочь замуж выдавать?
— Ничего не рано, я сама в девятнадцать вышла, а в двадцать родила. А потерять такого парня хорошего – не жалко? Нет не рано! У меня, можно сказать, самый лучший зять.
Татьяна Александровна начинает рассказывать, что удивлялась тому, как много ее зять успевает. Поначалу, пока дом не построили, молодые жили у нее. «Он и на работе пропадает, и в огороде сажает, и с детьми занимается. Это уж из такой он семьи хорошей, там все дети такие».
О семье Вагиных из деревни Жвалово, что недалеко от Судиславля, действительно, никто худого слова не скажет. А только уважительные. Отец Василий Иванович всю жизнь в колхозе водителем, мать Галина Яковлевна – ветеринар. Удивительная была женщина – боец, стержень семьи, все успевала, и духом никогда не падала, даже в трудные 90-е. Тяжелая болезнь унесла ее, когда Лене было только четырнадцать. Отец больше не женился, всего себя посвятил детям. Все выросли, получили образование, у троих из пяти – высшее. И в основном как-то на «отлично» учились. А про трудолюбие и упоминать не стоит. Как без него, если многодетная семья всегда держала полный двор скотины и образцово-показательный огород с садом. Татьяна Павловна: «Отец у Лени и сейчас выращивает рассаду, какую не у всякой хозяйки встретишь». Но самое главное, чему научены дети Василия Ивановича – заботе друг о друге, взаимовыручке, душевной щедрости и теплоте. Вот она какая настоящая родня! Как не трудолюбив Леонид, а в одиночку бы дом не поставил. И землю под дом ему подарили, и на стройке все трудились – отец, брат, мужья сестер. Теща Леонида: «Сестра его младшая Люба и та ездила мох драть – брату на дом. Такая дружба в родне теперь редкость большая».
Оля, Тоня, Алеша…
А меня, признаюсь, поразило в молодой семье удивительное сочетание житейской сметки и романтики. К свадьбе готовились загодя, все необходимое покупали постепенно, без штурмовщины, оформлением помещения для торжества занимались сами, так что в трубу с расходами не вылетели. Да и опять же родня помогла. «Свадебные» деньги потратили же с умом – вложили в строительство. Следуют принципу: никаких долгов и кредитов. «Если нет денег, просто не строим. Появились – продолжаем». Результат? Два года как справили новоселье. И, кстати, своим автомобилем тоже обзавелась. Да, рачительные. Но и творческие, нескучные домоседы. Участвуют в конкурсах, не ленятся выбираться в Кострому, а то и дальше. Тут Аня, конечно, – главный культмассовик, а Леонид всегда готов поддержать ее начинания. Это же надо всем костюмы приготовить (забота мамы), а молодому главе семьи – все остальные атрибуты. Каждый ли папа выкроит из сложных буден время, чтобы сделать деревянную тройку коней. После костромского парада колясок Вагины собираются на подобный в Ярославль, уже и новые сказочные костюмы подготовлены. Любят поездки, бывают в однодневных походах с палаткой. Но то, что все в этой семье посвящено детям, видно невооруженным взглядом. Оленька, Тонечка, Алеша… Старшая Оля – кроткая, ранимая, застенчивая. Тоня – бойкий сорванец с неукротимой энергией. Ее бы да в танцевальную детскую студию – жаль, нет такой в Судиславле для маленьких. Уравновешенный младенец Алексей – первый внук Василия Ивановича, который носит фамилию Вагин. Как управляются? С песнями. Аня, окончившая музыкальную школу по классу скрипки, инструмент уже в руки не берет, но зато замечательно поет. С детьми и по дому частенько помогает Татьяна Александровна, вышедшая на пенсию. Молодая жена считает себя неважной хозяйкой. Мол, еще не волшебник, а только учусь. «Готовить совсем не умела, и вообще к домашнему хозяйству была не приспособлена. Бедный Леня!» Муж улыбается: — Я знал, что Аня меня любит по-настоящему, а все остальное по ходу жизни приложится. Самое главное в семье – любовь и верность. В кулинарном же плане я сейчас в восторге, как она готовит запеченную картошку в горшочках». Они любящие родители, но справедливо строгие. «Если дочки прибегают жаловаться друг на дружку, то не разбираемся, кто виноват – каждая встает в свой угол. А еще девчонкам говорим: «Вот каким Лешу воспитаем, таким он и будет. Научите его драться, вырастет – и вас обижать будет». Все просто и верно.
Семь лет прошло, как они венчались. Точно-точно знают, всем сердцем, что никогда не забудут испытанные тогда в храме чувства, как и слова, сказанные настоятелем отцом Ионном. Здесь Аня когда-то подростком пела на клиросе, посещала воскресную школу, а теперь приводят сюда уже своих детей к причастию. Когда Вагиных кто-то поздравляет 14 февраля с Днем святого Валентина, они напоминают: «У нас есть свой день влюбленных – в июле». Поздравим и мы их с Днем Петра и Февронии, покровителей семьи и любви. Это точно их праздник.
Алевтина НОВИКОВА.