Юла и волчок – одно и то же? Команда знатоков из телеигры «Что? Где? Когда?», посовещавшись, ответила утвердительно. И ошиблась. А вот если б эти интеллектуалы побывали на Лавровской фабрике Деда Мороза, то знали бы правильный ответ. И не только на этот вопрос, но и на все другие, касаемые старинных игр и художественных промыслов.
Надоела китайская штамповка
Деревня Лаврово расположилась в паре километров от Нерехты. Под Новый год, на Масленицу и Пасху идут сюда автобусы с ребятишками из многих городов российских – за сказкой и красотой. «Фабрика Деда Мороза» – это туристско-педагогический проект, задуманный и пять лет претворяемый в жизнь сотрудниками местной фабрики художественной росписи. Самому предприятию уже двадцать лет, здесь трудится более ста человек – художники, дизайнеры, токари, резчики. На производство любопытствующим доступа нет (и правильно – зачем мешать людям работать?), но под проект создан целый комплекс – с мастер-классом, игровой комнатой, сувенирной лавкой, музейными выставками.
Во всем очарование дерева. Много старинных вещей для антуража – туеса, коромысла, сани, хомуты, бабушкины швейные машинки. Но самое большое чудо – деревянные игрушки – елочные и для детских забав. Они сейчас в большой моде, и тут есть заслуга лавровских мастеров. Вспомните девяностые годы, когда к нам хлынули из-за границы пластиковые небьющиеся игрушки, и мы с воодушевлением украшали ими новогодние елки. Нам хотелось перенять западный одноцветный стиль. Елка с белыми шарами или только с золотистыми, красными… И, похоже, наелись. Надоела и китайская штамповка. С ностальгией вдруг вспомнили советские елочные украшения – всевозможные фигурки из папье-маше или выдутые из стекла: зверушки, космонавты, спортсмены, балерины, машинки… Но, оказывается, первородство все-таки – у деревянных новогодних игрушек. И современный их вариант просто бесподобен.
Петр Иванович Уксусов – такой насмешник
Рассказ о куклах на фабрике Деда Мороза – целое представление. «Ребята, скажите: игрушечная лошадка на Руси предназначалась для мальчиков или девочек?» В ответ – разнобой. Но большинство кричат: «Для мальчиков!» И правильно. Узнаем, что раньше существо вал обычай: исполняется сыну пять лет, его сажают на лошадь, и он должен самостоятельно объехать весь двор. Считалось, что с этого момента он уже не ребенок, а мужчина. В подарок «мужчине» преподносилась деревянная лошадка. Экскурсовод рассказывает, почему обычные погремушки, наполненные сухим горохом, превращались в грозное оружие. И о причине, из-за которой куклам раньше не рисовали глазки. Много любопытного узнали и про ярмарочные театральные персонажи. Увы, зубоскал Петрушка – не наш исконный-посконный. Пришел он к нам из Италии. Из Пульчинелло получился Петр Иванович Уксусов, страшный насмешник-пересмешник. В команде лавровских игрушек превосходно себя чувствуют инастоящие иностранцы – англичанин Панч, немец Каспер, француз Поли Шинель, чех Честор. Это подарки друзей из других стран.
Много открытий преподносит Матрешкин домик. Сложен процесс изготовления самой популярной русской игрушки! Перво-наперво требуется не абы какое дерево, а липа. Нянчат липовый хлыст, как дитя, потому как из-за перепада температуры может дать трещину. Глаза разбегаются: тут и старинный токарный станок, на котором точились матрешки, и наряд еще нераскрашенных (или раскрашенных неполностью) будущих деревянных красавиц, и крючок, которым достают их «внутренности», и держатели для покрытия лаком. Всех удивляет миниатюрный набор матрешек, в самую большую (сантиметра три вышиной) помещается еще десять. Стенки их тонки, как бумажные листочки. Самая маленькая размером с ноготок и называют ее семечком.
Лошадку – племяннику
От матрешек – прямиком в мастер-класс художественной росписи по дереву «Подарок своими руками». Каждый гость здесь может попробовать свои силы в ремесле лавровцев. Перед тем как надеть и взять в руки «волшебные» кисточки – слушаем напутствие Деда Мороза из Великого Устюга. Самолично он приедет на фабрику в середине февраля – выбирать эскизы для новых игрушек, а пока обращается к ребятам с экрана: «Не забывайте каждый день творить хотя бы одно маленькое чудо, ведь чудеса бывают не только в сказке. Загрустил ты, слезы из глаз потекли, а подошел хороший человек, слово тебе доброе сказал – и печали след простыл. Разве это не чудо?»
Расписываем деревянные лошадки-качалки. А как же иначе – год Лошади наступает. Конечно, по восточному календарю – так в век глобализации живем, без смешения традиций – никак. Синяя грива, синие хвостик и челка – это у моей лошадки. И белые завиточки. Соседки по столу – Валя и Катя, четвероклассницы из Волгореченска, выбирают цвета поярче и работают пошустрей. Катюша собирается свою лошадку подарить своему маленькому племяннику. Такая вот заботливая «тетя». Не напортачить, довести изделие до приличного качества помогают наставники – художники-дизайнеры фабрики. Работу пора сдавать! Нет, не насовсем. Лошадок мастера покроют лаком, подсушат, упакуют в нарядные картонки, и уже в автобусе каждый из ребят получит свою игрушку.
Покачусь кубарем
Знаете, откуда пошло выражение «катиться кубарем»? произносим и не задумываемся. А кубарик – это старинная игрушка. Разумеется, деревянная. Запускают ее с помощью специального хлыстика и подгоняют, чтоб не останавливалась. У кого дальше покрутится, тот и победитель. Раньше на Руси устраивались целые кубарные забавы. На фабрике Деда Мороза для игровых забав предназначена большая комната, стены которой расписаны ярмарочными сюжетами. Именно ярмарки славились в былые времена веселыми игрищами. Если б только в былые! Видели бы читатели, с каким азартом школьники и студенты эпохи айпадов играют в обыкновенную юлу. Одно дело крутить эту деревянную «юбочку на ножке» на полу, и совсем другое – на лакированной дощечке, которую держишь в руках. Высший пилотаж – передать крутящуюся юлу с одной дощечки на другую. С превеликим удовольствием ребята осваивают и другие старинные игрушки – закидушки, малечина-калечина, фурчалочки. У каждой свои особенности и сложности, про которые рассказывают девушки-аниматоры в народных костюмах. Словом, наши предки не лыком были шиты! Но и потомки им под стать, раз такую фабрику придумали.
А про то, чем все же отличается юла от волчка, умолчим. Для интриги.
Алевтина НОВИКОВА.
Фото Николая Суворова.