С 1 мая открылась навигация у единственного костромского теплохода «Москва». Большая радость для горожан-огородников, чьи «фазенды» находятся в отдалении на берегах Волги. Увы, с каждым годом радость разбавляется огорчениями.
Прошлый четверг. Причал. Моросит, холодный ветер, дикие волны на матушке-Волге. На фоне величественных красавцев лайнеров «Нижний Новгород» и «Ленин» наша «Москва-34» кажется крошечным суденышком. Ну, да мы народ не гордый, мы согласны на скромный теплоход. Пусть и старенький, постоянно ремонтируют. А лишь бы возил нас исправно, регулярно. Если бы так. По мнению садоводов, ситуация с водным сообщением из года в год только ухудшается.
Только бы не сломался!
А пока настроение у всех приподнятое. Это обратно, наработавшись, подремать бы под убаюкивающее качание волн. А когда труд еще впереди, можно и книжечку почитать, и анекдот послушать, и в картишки перекинуться. Именно последнее занятие выбрала себе группа бодрых пенсионеров. Впрочем, вовсе и не против ответить на расспросы нежданных журналистов. Тема-то актуальная!
Зинаида Арифуловна Перкова: «Мы рады и тому, что теплоход ходит. Сломайся он – хоть караул кричи!» Солидарна с этим мнением и Надежда Дмитриевна Сладкова: «Только бы не сломался! Еще хорошо, что капитаны у нас опытные и ответственные, столько-то лет мы с ними плаваем. А ведь бывают и туманы сильные на Волге – все равно плывут, знают, что мы их ждем».
С одной стороны – «не было бы хуже», а с другой – с ностальгией вспоминают прежние времена, когда садоводов возили аж три теплохода. Их номера не забыты до сих пор: помимо оставшейся «Москвы-52», была еще «Москва» 228-я и 104-я. Было и рейсов больше, и расписание удобное, и курсировали каждый день без выходных.
За исключением всем довольной компании москвичей, купившей билет на теплоход в обе стороны ради приятной прогулки, пассажирам-садоводам есть на что жаловаться. Если раньше на участки в борщинском направлении можно было отправиться утром (причем и в 7 часов, и в 9), в обед и вечером, то сейчас вечернего рейса нет вообще. «Утром приедешь, а в 3 часа уже уезжать. Все бегом, на скорую руку. По уму полив бы на вечер оставить, а выхода нет: попрыскаешь растения в самое пекло, и уже домой отправляться надо». Сильно всех напрягают и два окошка в расписании, по вторникам и четвергам уже не первый год теплоход садоводов не обслуживает. Как хочешь, так и добирайся. Есть желание – поезжай на автобусе до села Борщино, а оттуда – пятикилометровый марш-бросок до садов (до Трохачей и того больше – семь километров). Нет сил на такие подвиги в пенсионном возрасте – сиди дома и переживай, что посадки засыхают на корню. Есть еще вариант – жить летом в саду, но работающие костромичи себе этого позволить не могут.
Сад – кормилец, и Волга рядом
В выигрышном положении находятся огородники, имеющие собственное авто, но таковые услугами речного транспорта практически и не пользуются. У 72-летнего Вячеслава Александровича Соколова машина своя есть – «горбатый «Запорожец» первого выпуска» (характеристика принадлежит хозяину), но на этой раритетной технике он отправляется в сад в исключительных случаях – отвезти рассаду и доставить домой урожай. «Скрипишь, но едешь. Бывает, и сын подвезет, но некогда ему – работает». Свой сад Вячеслав Александрович беззаветно любит. Земельный надел получили от мебельного комбината, где трудилась его жена. Рассказывает, что поднимали целину до кровавых волдырей на руках. У кого есть средства – разом строят или покупают готовое, а Соколовы создавали свое райское местечко постепенно. Поставили сначала фургон железный, а уж потом пристраивали и благоустраивали. На бывшей целине теперь собирают большущие урожаи овощей, ягод и фруктов. «Сад – кормилец, и Волга рядом – это рыбалка! Внуков плавать здесь научил. Жена всю зиму живет ожиданием, что на лето в саду поселится. Все хорошо, да только с транспортом плохо. Не дело – один теплоход на такое количество нас, работяг».
Пенсионер Алексей Герардович Рыбин (в прошлом бухгалтер, экономист) в борщинских садах тоже с самого начала – с 1993 года. «Трудиться надо, чтоб что-то получить от земли. У меня десять соток, на них растут шесть яблонь, десять кустов смородины, шесть – крыжовника, малина, жимолость. И плюс овощи всякие. Мы, садоводы, тоже выполняем свою продовольственную программу, так почему же власть не может для нас постараться и решить вопрос с транспортом?»
Супруги Любовь и Сергей Монаховы говорят, что согласны платить больше за проезд – лишь бы теплоходов стало больше. «За 20 с лишним лет прикипели к земле, к тому же у нас очень дружный коллектив подобрался в садовом кооперативе, 127 участков и ни одного заброшенного. Сад – наша отдушина. И порой после трудов так хочется отдохнуть здесь, на природе, но, увы, не получается из-за отсутствия вечернего рейса».
Екатерина Яковлевна Лебедева не считает себя опытным садоводом. В Кострому приехала семь лет назад с Чукотки, из Анадыря, где вечная мерзлота и никто ничего не выращивает. «Работала на госслужбе, в архиве, и никогда не думала, что буду заниматься землей. Когда переехали в Кострому, завели большую собаку. Летом ей в квартире жарко, вот и купили сад. Аж шестнадцать соток! Хочешь-не хочешь, становись земледельцем, нельзя, чтоб земля пропадала». По мнению бывшего архивиста, как-то несолидно для большого города на Волге иметь всего один теплоход.
Поглядеть бы в глаза тому начальнику
О многом – горячо и откровенно – говорили садоводы. «Мы надеемся, что власть газеты читает, и наш голос услышат». Про растущие цены на проезд не особо сетовали. В прошлом году билет стоил 26 рублей, теперь 31. «Нам, пенсионерам, каждый рубль дорог, но что поделаешь, все дорожает». Есть и такое предложение у людей: «Раз продали кому-то те теплоходы, то нельзя ли под какую-нибудь программу приобрести хотя бы еще один. Понятно, что «Москве- 52» не разорваться – у нее ведь не только борщинское направление. К тому же пароходству нужно еще деньги на экскурсиях зарабатывать. Помогайте садоводам, а то есть подозрение, что специально нам перекрывают кислород. Представьте, бросим мы участки, какие тут дворцы построят толстосумы. Места-то лакомые. А мы не бросим! Из последних сил будем тянуться, но не бросим. Это же жизнь наша».
Непременно просили садоводы придать гласности еще одну проблему – причальную. Одна ее сторона заключается в отсутствии причалов по месту прибытия к садам. «Теплоход – носом в берег, огородники спускаются прямо на землю, никаких оборудованных площадок. Особенно плохо в дожди. Падаем, все в грязи испачкаемся. Неужели за столько-то лет нельзя оборудовать мало-мальские причалы!»
Вторая сторона проблемы находится в Костроме. Очень хочется садоводам посмотреть в глаза тому начальнику, который распорядился перетащить дебаркадер поближе к мосту и к каменной фигуре вождя мирового пролетариата. Раньше садоводческие рейсы начинались от причала №1, что в принципе, людей устраивало. Потому что спуск от театра кукол не идет ни в какое сравнение с нынешним. И когда теперь, с огромными баулами, пожилые граждане взбираются по жутко крутой и длинной лестнице в гору к памятнику Ленину, то в их душах невольно закипают классовые чувства.
Впрочем, про марксистко-ленинскую теорию садоводы вспомнили, рассказывая и про транспортную проблему. «Социалистический строй кому-то показался плохим. Стали возрождать капитализм. И что? Да, дефицит побороли, полки ломятся в магазинах, зато теперь теплоходы для народа в дефиците!»
Капитан Геннадий Венедиктович Кулагин, опережая наши расспросы, сказал одну-единственную фразу: «Теплоход всего один – не разорвешь». Капитану было некогда. На причале толпились очередные труженики садов и огородов.
Алевтина НОВИКОВА.
Фото Николая Суворова.