На прошлой неделе в Костроме торжественно открылась Сырная биржа. Хотя от прежнего временного торгового павильона в Красных рядах до нынешнего нового магазина в Больших Мучных рядах совсем небольшое расстояние – лишь сквер у памятника Ивану Сусанину – ждать стационарного помещения биржи костромичам пришлось долго — с 2009 года. Помещение выделено Костромской ассоциации сыроделов лишь в апреле этого года, и вот, в сентябре, после капитального ремонта, приняло первых покупателей… На презентации новой старой биржи побывала и сыра отведала корреспондент «СК» Зинаида НИКОЛАЕВА.  

Два просторных светлых зала, симпатично оформленных, тепло, чисто и уютно. По сути же, мало что изменилось — ассортимент практически тот же, что был во временном павильоне напротив «Детского мира». Цены – тоже. Покупатели, ожидавшие в первые дни открытия каких-то небывалых скидок, ошиблись. В общем, биржа продолжила свою прежнюю деятельность, лишь изменив адрес. Кстати, мы поинтересовались судьбой прежнего павильона – он, вероятно, будет перенесен в другое место (в какое, пока не уточняется), чтобы новая и старая биржа не мешали друг другу работать.

Кроме торговых витрин различных костромских производителей – а на них представлено около двадцати сортов сыра – здесь продается молоко, творог, мед, а также разного рода сувенирная продукция с костромской символикой.

Открытие Сырной биржи было торжественным – звучала музыка, торговцы-офени угощали почтенную публику бубликами и, конечно же, сырами, а приветствовал гостей сам купец Бландов. Не знаете, кто это? А это тот человек, которому мы и обязаны появлению на свет костромского сыра.

«СК»-справка

   В России начало промышленного производства сыра относится к 1866 году и связано с Тверской губернией, где появилась первая артельная сыроварня, владельцем которой был Н.В. Верещагин (брат известного художника-баталиста В.В. Верещагина). В Костромской губернии таким «Верещагиным» стал купец Бландов. Он построил в 1878 году сыроварню в селе Андреевское Костромского уезда (ныне Сусанинский район). Сыроварня в Андреевском, где было всего четыре работника, в первый год выработала 800 пудов сыра (12,8 тонны). Все производство осуществлялось вручную.

Купец Бландов зазывал народ и рассказывал о новой Сырной бирже. Мне он до боли напомнил такого же «костюмированного персонажа» с другого мероприятия – ювелирного фестиваля – Карла Фаберже. Напомнил так, что даже захотелось подойти к нему и спросить: «Карл Густавович, Вы тоже любите костромской сыр так, как любим его мы, костромичи?» Впрочем, ответ был предсказуем: «Ja, ja, das ist Fantastisch!»

А любители сыра все подтягивались и подтягивались к новой бирже. Но торговля началась чуть позже, вначале торжественно перерезали ленточку. Против обыкновения не красную, а желтую – истинно сырного цвета. С приветственными речами выступили руководитель Костромской ассоциации сыроделов Валерий Катышев и заместитель губернатора Костромской области Алексей Смирнов.

«К этому мы шли целенаправленно и долго. Кострома издавна славится своими сырами, которые отличаются по вкусу и качеству от продукции других производителей. Костромским сельхозтоваропроизводителям предоставлена возможность рекламировать и продавать свою продукцию в цивилизованных условиях. Биржа объединяет всех сыроделов нашей губернии, и ее открытие в самом центре Костромы позволит производителям реализовать больше своей продукции», — сказал в своей речи г-н Смирнов.

Сам г-н Смирнов на вопрос журналистов: «Любит ли он костромской сыр?» ответил утвердительно, вспомнив традиции сыроварения в своем родном, Парфеньевском, районе.

Заместитель губернатора упомянул также, что область вела длительную работу по закреплению бренда «Костромской сыр» за нашим регионом. «В какой стадии сейчас находится эта работа?» — поинтересовался «СК». «В завершающей!» — прозвучало в ответ. Это радует. Но одного этого мало. Чтобы стать сырной столицей, а именно для этого и была начата работа по отстаиванию бренда, нужно быть лидером не только по качеству производства, но и по объемам. Сейчас же мощности существующих сыродельных предприятий заводов используются не полностью. Чтобы дать им работу, необходимо значительно увеличить производство молока. Как в сельхозпредприятиях, так и у крестьян. То есть требуется реальная поддержка производителей молока. Иначе мы, с таким трудом отвоевав знаменитую и доставшуюся нам по наследству марку, можем в один миг ее потерять…

Фото Николая СУВОРОВА.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...