Знакомая, согласитесь, картина: стоишь ждешь автобус, а тут откуда ни возьмись дождь и ветер, выворачивающий зонт наизнанку. А скрыться негде! Так называемая остановка – четыре опоры с тентом из пластика – ни от дождя, ни от ветра не спасает. О, остановка, ты должна быть другой!
Мерзнем, мокнем, ругаемся
Она и спасительница, и визитная карточка. Сколько каждый из нас видел-перевидел остановок на своем веку – в разных селах, городах, странах. От железной коробки на обочине деревенской дороги до сооружения, напоминающего НЛО возле современной магистрали. Чем крупнее город, тем круче изыски и эксперименты. Особенно охочи до хайтековских остановочных комплексов промышленные мегаполисы. Нам, жителям старинного уютного города, урбанистические изыски, собственно, ни к чему. Но тоже хочется красоты на остановках общественного транспорта. И главное, чтоб были они надежным укрытием от непогоды. А что в реальности имеем?
Точного количества остановок в Костроме, наверное, никто не знает. Одни исчезают, другие появляются. Ограничимся словом: много. Исходя из балансовой принадлежности (в смысле – на чьем балансе «висят»), костромские остановки делятся на две категории. Те, которые с торговыми киосками, находятся под патронатом управления экономики. С коммерсантами заключаются договоры на аренду земельного участка и те сами устанавливают торгово-остановочные комплексы. Другими – обычными, без излишеств в виде киосков – ведает комитет городского хозяйства. По части порядка и благоустройства выгодно отличаются первые. Во-первых, с арендаторов есть спрос, во-вторых, они сами заинтересованы в привлекательности торговой точки. Например, жители микрорайона Паново очень довольны остановочным комплексом на конечной у полиграфкомбината. Новенький, симпатичный, от дождя надежно скроет. И по обе стороны – по киоску. И хлеб можно купить, и сладости. Один недостаток у «коммерческих» остановок. Если и нет прибыли, то по окончании срока аренды владелец сворачивает торговлю вместе с павильоном. И остается пусто место. Так, еще недавно у перекрестка улиц Стопани и Заволжской стояли приятные глазу два остановочных комплекса с киосками. Торговля, видимо, не заладилась (оно и понятно – место не бойкое, впритык к частному сектору) и убрали строения, увезли в неизвестном направлении. А народ теперь в ожидании транспорта мерзнет, мокнет, ругается. «Хоть бы какой навес с лавкой поставили, поди это недорого стоит. У меня ноги больные, присесть бы – да некуда», – вздыхала пенсионерка Зинаида Алексеевна, поджидавшая 22-й автобус.
Строить из пластика – деньги переводить
Большого разнообразия остановок в Костроме нет, но совсем в нем не откажешь. Самой красивой считается остановка на улице Воскресенской, у фонтана. Декоративно-элегантная, выполненная в стиле дворянской беседки, она замечательно вписывается в облик старинного города. К тому же, и в непогоду спасет: с трех сторон закрыта прозрачными стенками, к счастью, еще не сломанными. На улице Советской подобных остановок несколько, но в отличие от этой красавицы – поскромнее и уже с дефектами.
Самые крепкие и надежные остановки – те, которые горожане называют советскими. Неказистые, но способные противостоять и буре и натиску вандалов. Эти обычные металлические коробки со скамейкой внутри (чаще тоже железной) постепенно исчезают с улиц города, но окраинам еще служат верой и правдой. Жительница Заволжья, инженер в прошлом, а ныне пенсионер Тамара Константиновна Петрова провела для нас экскурсию по остановкам улицы Московской. Классикой советских времен женщина вполне довольна: «У такой остановки один минус – нет изнутри обзора, а в остальном одни плюсы – от ветра и дождя спрячет, и хулиганам не по зубам». Если б такую же «классику» поставили через дорогу у хлебозавода, то народ бы перекрестился. Там, кроме дорожного остановочного знака нет ничего, только грязь да лужи, куда и высаживают пассажиров водители автобусов. На примере остановки возле магазина «Десяточка» бывший инженер рассказала об ошибках тех, кто подобное возводит. «Видите, от пластиковых стен ничего не осталось, сначала одна упала, потом вторая, и последней отвалилась спинка. А ведь восстанавливали несколько раз. Нет, не хулиганы тут пакостят. Есть такое понятие «парусность». Пример: пленка при ветре колышется туда-сюда, в итоге – прорывается. Так и с пластиком. А если б по уму все сделали – поменьше пролеты, дополнительную перегородочку поставили и прикручивали бы не на сам пластик, а на какую-нибудь шинку – и не отвалилось бы ничего. Только у нас на совесть дачи свои строят, а не остановки». Выходит, многочисленные образчики минимализма вдоль дорог – опоры с пластиковой крышей – есть не что иное, как неучтенная проектировщиками и строителями парусность. Ну, почему в их рядах нет своей Тамары Константиновны Петровой! Кстати, по мнению этой толковой женщины, возводить остановочные комплексы из пластика – нерентабельно. Прислонился костромской богатырь к прозрачной перегородке – и нет ее!
Самой подходящей во всех отношениях остановкой можно назвать ту, что расположена на улице Ермакова возле Нового города. Основательная (из металла), просторная, непродуваемая, и не скажешь, что уродина, с изюминкой в дизайне. Если б не заурядная синяя краска да не всегдашняя помойка из пивных банок внутри… Местные разводят руками: здесь любит тусоваться молодежь.
Обвели вокруг пальца
Самой экстравагантной и бесполезной костромичи считают остановку на Советской, чуть ниже площади Октябрьской. «И кому в голову пришло соорудить этакую хламиду. Один выпендреж, а толку никакого. Плакали бюджетные денежки». Затея и впрямь непонятная: трехуровневая полупрозрачная крыша – и никаких стенок, даже пластиковых (их и не было). Не спасает ни от солнца, ни от дождя с ветром. М-да.
Во время нашего рейда по остановкам, народной критики было услышано критики немало. Елена Павловна Лещенко, педагог: «Я – коренная костромичка, и не помню, чтобы с остановками когда-то был порядок. Всегда безобразие. Вечно сломанные скамейки, вечная грязь. Какие грязные остановки на улице Ленина! А сейчас к этому безобразию добавились еще «одноразовые» остановки из пластика – промокаемые и продуваемые. И разве это не ужас, что в самом центре, у «сковородки» люди ждут свой транспорт вообще без всякого укрытия. Я бывала и в Ярославле, и в Иванове. Сравнения не в нашу пользу, там остановки гораздо привлекательней».
Больше всего нареканий сейчас в адрес метаморфоз с остановками на улице Подлипаева. После недавней грандиозной реконструкции люди живут с ощущением, что их обвели вокруг пальца. Ждали улучшений, а получилось как всегда. Ликвидация остановки со стороны магазина «Русский лен» расстраивает жителей правобережной Костромы едва не до слез. Особенно жаль бабушек, которые вынуждены теперь ковылять на больных ногах до церкви Воскресения на Дебре аж от бывшей «Лакомки». А это еще два марш-броска через улицу у светофоров. «Какая была удобная остановка на Подлипаева! Останавливались абсолютно все автобусы и маршрутки. Без всяких перебежек можно было сделать пересадку. Здесь выходили и шли прямиком на учебу ребята из первой гимназии и технологического техникума. Разметелить такую остановку! Я бы очень хотела посмотреть в глаза тому, кто это придумал!» – восклицала продавец Галина Кашина. «Почему-то в Москве Собянин делает все, чтобы расстояния маршрутов сокращать, а у нас удлиняют», – студентка Алена Барышева. По мнению той же Тамары Константиновны Петровой, проблему скученности общественного транспорта возле остановки на улице Подлипаева можно было решить терапевтическим, а не хирургическим способом. «Всего-то надо было немного сдвинуть остановку вглубь и сделать к ней заезд с дороги. Автобусы бы заворачивали, людей высаживали и дальше – на дорогу. Для стоянки машин место почему-то нашлось, а для людей – нет». К остановке-карману около филармонии тоже претензии. Многих беспокоит судьба великолепных голубых елей. Как известно, деревья эти – нежные, любят простор и чистоту. Из-за реконструкции перекрестка асфальтированные дорожки теперь проходят рядом с хвойными красавицами. Мало того, остановочный комплекс упирается в их кроны, а земля возле елей уже усыпана окурками и истоптана гражданами, ожидающими свой автобус. «А была ли сделана экологическая экспертиза? И как могли дать разрешение на строительные работы в этом месте? Ведь каждое дерево, тем более редкого вида, должно быть на учете и охраняться!» – недоумевала медик Анастасия Назарова.
Оценку поставит зима
С замещением маршруток автобусами особую актуальность приобрели остановки по требованию. Оно и понятно: водители маршруток обычно шли навстречу пассажирам и останавливались там, где те просили. С водителями автобусов этот фокус не проходит. Так не сделать ли остановку по требованию там, где она действительно нужна многим людям? Например, на повороте с улицы Беленогова на Заволжскую, у бывшего кафе китайской кухни. Эту просьбу просили предать гласности местные жители.
Что касается жалоб на грязные замусоренные остановки, то главный специалист отдела дорожной деятельности комитета городского хозяйства Александр Лебедев советовал костромичам: прежде чем жаловаться, сначала подумайте о собственном поведении. Громят и разрисовывают остановки, гадят в них и сорят чьи-то дети. Кто-то сделал им хоть раз замечание? По его заверению, уборка остановок общественного транспорта проводится регулярно (в Заволжье – дважды в неделю) муниципальным предприятием «Дорожное хозяйство». Если кто-то в этом сильно сомневается и знает остановки, где никогда не бывал мусоровоз, то может сигнализировать по телефону 22-89-34.
А вообще настоящие плюсы и минусы остановочного хозяйства в Костроме мы узнаем и почувствуем очень скоро – с приближением реальных холодов. Ведь при новой транспортной реформе на остановках мы стали проводить значительно больше времени. Если не сказать – прорву.
Алевтина НОВИКОВА.
Фото Николая Суворова.