Осенью или в начале зимы на телеканале «Россия» будет показан новый сериал, который сейчас снимается в Костроме (компания «Мотор- фильм-студия»). Еще неизвестно его название, а вот рабочее – «Касатка». Станет ли телефильм событием, ответ никому не известен: сериалы сейчас как пирожки пекутся. Но актеры – известные, и режиссер, несмотря на молоды лета, уже снял более десятка телевизионных картин. А уж для кого съемка детектива событие, так для костромичей, ставших почти «профессиональными» артистами массовых сцен.
«Мотор пошел! Тишина!» База съемочной группы расположилась на набережной Волги рядом с рестораном «Старая пристань». Здесь снимаются ключевые сцены сериала. Режиссер на своем «командном пункте» – в палатке, где по монитору отслеживает весь съемочный процесс, делает по громкой связи вежливые замечания (за редким исключением), хвалит за удачные мизансцены, а порой выбегает к актерам и уже на площадке что-то объясняет.
Тютин — олигарх
Ба! Знакомое лицо, ну во многих же сериалах играет – бритоголовый зрелый муж патрицианской внешности. И этот шикарный прищур глаз, который может быть искрометно-жизнерадостным и угрожающе-коварным. «Подскажите, как зовут этого актера, на языке вертится»… – «Александр Тютин!» – «Ах, да!» И удача: как раз у него передышка. Несмотря на многочисленные роли с мафиозным оттенком, их исполнитель демократичен, добродушен и не прочь ответить на пару вопросов.
— Александр, у вас и на этот раз отрицательная роль?
— Мой персонаж – олигарх и, скажем так, не является образцом лучших моральных качеств. По сюжету он становится жертвой – и обстоятельств, и собственного отношения к жизни. Выясняется, что единственная дочка пыталась его убить. Так что какие-то метаморфозы в его душе все-таки происходят.
— Какая из сыгранных ролей у вас самая положительная?
— Архангел Михаил. Это было такое кино в духе Булгакова, немного мистическое, и я там играл именно этот образ. Уж куда более положительнее.
— У вас нет ощущения: «Вот еще один сериал, и еще один…»?
— Как только оно придет, надо заканчивать. Но я отношусь к профессии как к профессии. Не люблю разговоры про высокое служение и не считаю, что надо ждать, когда судьба подарит Гамлета. Просто к каждой работе надо относиться как к последней, находить в ней что-то свежее, новое, не повторяться. И, конечно, черпаешь от партнеров. Здесь очень хорошая команда, с которой я снимаюсь не первый раз. Это как в калейдоскопе: одни и те же стеклышки все время по-новому ложатся, и есть свой азарт в том, чтобы найти интересный рисунок.
Все влюблены в Ольгу Ломоносову
Никто лучше главного режиссера не расскажет, что за «Касатка» рождается на костромском причале. Илья Максимов: «Наш фильм о любви. А именно о любви трех мужчин-следователей к коллеге-аналитику, роль которой исполняет Ольга Ломоносова. Все они по сюжету родом из Костромы, а героиня в свое время уехала учиться в Санкт-Петербург, где стала большим специалистом, а вот личная жизнь не сложилась. По возвращении в родной город попадает в отдел к трем оперативникам, которых играют Астахов, Марин и Епифанцев. Сослуживцы устраивают спор, кто первым добьется ее сердца. Поначалу ими движет дух соревновательности, а вскоре по-настоящему влюбляются в нее. Это стержень, а вокруг него происходят истории про раскрытие разных дел, в чем очень помогает аналитический склад ума нашей героини. Ломоносова – большая актриса, с ролью справляется замечательно. Жанр нашего кино – мелодрама с элементами детектива. Причем мы не со звериной серьезностью и суровой правдоподобностью делаем фильм, а с большой долей иронии и улыбки. Чтобы после его просмотра люди верили в жизнь. Мы не рекламируем злодейство! У нас будет хорошая музыка, для фильма ее пишет Илья Духовный. Почему Кострома? Мы смотрели разные города. Ездили в Тверь, Калугу, Тулу, но в итоге больше понравилось в Костроме. Красивый светлый город с хорошей атмосферой».
Как окажется, с мнением режиссера о нашей Костроме не все согласны, но об этом позже.
Пусть иронический, но детектив. По ходу действия в ресторане взрывается торт (способ убрать папу-олигарха), автомобиль сбивает на улице чересчур догадливую героиню-аналитика… Последняя сцена снималась достаточно долго, с бесконечными дублями. Жизнь Ольги Ломоносовой реально угрозе не подвергали (была каскадерская работа), но вот ложиться на асфальт пришлось много раз. Приходя в себя, ее героиня медленно приподнималась, а тут к ней подбегал донельзя потрясенный и взволнованный следователь (Астахов): «Ты в порядке?!» В порыве чувств целовал ее и бросался в машину, похоже, чтоб устроить погоню. Дубль – за дублем: целует и убегает, целует и убегает. Ненормативная лексика, раздававшаяся из машины, возможно, предусмотрена сценарием и будет запикиваться. А, может, просто Астахову ничто человеческое не чуждо.
«Жесткая только по роли»
Первое, о чем спросила Ольгу Ломоносову, – знает ли она о своем большом внешнем сходстве с молодой Натальей Андрейченко?
— Да, мне не раз говорили.
— Какую из ее ролей в кино вам хотелось бы сыграть?
— У нее много прекрасных ролей. И работала она с выдающимися режиссерами. Но, во-первых, сейчас такое кино практически не снимают, во-вторых, то ее роли, а у меня роли свои.
— Какие из них самые счастливые?
— О роли так не скажу, а вот время, проведенное на съемках «Детей Арбата» и «Черных кошек» было действительно счастливым. «Кошек» снимали в Одессе — прекрасные, беззаботные дни!
— Вам близка по духу роль жесткой дамы в погонах?
— Ну, мой аналитик не в погонах. А жесткий характер играю часто. Но в жизни я не такая. К тому же у меня две дочки – семи и трех лет. Уж какая тут жесткость.
Епифанцев раскритиковал нашу набережную
В съемках небольшой перерыв – и тут же очередь из желающих сфотографироваться на память с популярным актером и участником различных телевизионных проектов Владимиром Епифанцевым (читатели старшего поколения должны прекрасно знать его отца Георгия Епифанцева, сыгравшего роль Прохора Громова в советском телефильме «Угрюм-река»). Никакого чванства, не отмахивается, не говорит про усталость – улыбается и обнимается с очередным из участников массовки. Охотно соглашается и ответить на мои вопросы. Вот тут-то досталось на орехи и Костроме, и отечественным сериалам.
— Владимир, интересно вам сниматься в этой роли?
— Хотелось, чтоб все было поозорней. К сожалению, у телевидения свой формат. Посмотрим, что получится. Тут лотерея. Иногда можешь сниматься месяцами, а потом увидишь на экране только свой затылок. Все решают продюсеры, канал и какие-нибудь левые люди, которые могут искромсать снятое как им угодно. Что до этого фильма, то сценарий – никакой, режиссер – хороший парень, и команда – отличная.
— Как вам Кострома?
— Никак. Я на съемках люблю побегать, у вас – негде. Набережная – скверная. Она не удобна ни для бегунов, ни для велосипедистов, ни для прогулок. А чуть подальше отсюда – столько помоек и запах – караул! А где у вас турники, спортплощадки? Я хотел заняться немного спортом, обежал половину центра и ничего подходящего не нашел. Хорошо, что потом попался приличный спортзал, где дешево и адекватно можно позаниматься.
— Вы раньше были у нас?
— Шесть лет назад. В лучшую сторону ничего не изменилось. Дороги ужасные, нового, кроме торгового центра, ничего не построено. И я теперь понимаю, чем вас кормят. Мы снимали сцену в одном вашем ресторане, и основной ингредиент, который я увидел на кухне, – бачки с пищевой добавкой «Кнорр». Ребята, вас повсюду накалывают!
— Вы с детства столичный житель?
— Да, коренной москвич. Но это ничего не меняет. Я видел другие провинциальные города. И там нормальная жизнь. Все зависит от вас, от того, кого выбираете. Зевайте поменьше!
Что ж, горькая правда порой полезней дежурных комплиментов.
А вот участникам массовых сцен, похоже, все нравится. Несмотря на холодные ожидания на холодном ветру. У Владимира Балыкова, директора Центра искусств, в сериале роль бессловесная, но «статусная». Он играет друга олигарха. На съемочной площадке прогуливается с эффектной высокой блондинкой в блестящем платье. «Мне объяснили, что я должен вести себя непринужденно, уверенно, демонстрируя: жизнь удалась. Участвую в съемках впервые. И ничуть не жалею, что потратил на это уже два дня. Когда еще удастся повариться в этой кинематографической кухне».
Алевтина НОВИКОВА.