В октябре службе криминалистики Следственного комитета исполнилось 60 лет. Большинству из нас их работа знакома по детективам и телесериалам, идущим по телевизору. С какими проблемами сталкиваются они в своей повседневной работе? Какие преступления приходится расследовать чаще? Об этом мы говорили со следователями — криминалистами СУ СК РФ по Костромской области.
Рабочий день следователей — криминалистов отдела криминалистики СУ СК РФ по Костромской области начинается с просмотра сводок о происшествиях, надо знать, что произошло в области за сутки. Если есть преступления, совершенные, как говорят криминалисты «в условиях неочевидности» («глухари»), приходится звонить следователям на места, выяснять, что установлено на данный момент, нужна ли помощь. «Направляем следователя-криминалиста на место, решаем какие экспертизы необходимо назначить, какую специальную технику применить… Много всякой работы» — рассказывает руководитель отдела криминалистики полковник юстиции Андрей Языков. «Работа больше кабинетная?» «Пятьдесят на пятьдесят. Половину времени мы занимаемся изучением уголовных дел, материалов проверок, смотрим законность вынесенных по ним решений. А в другое время мы оказываем практическую помощь следователям в расследовании преступлений — на месте, применяя криминалистическую технику».
Труп на заброшенной ферме
В последние годы очень часто следователи — криминалисты выезжают в районы. «Для раскрытия преступления иногда достаточно и 3-4 дней плотной работы. Но поначалу это часто не очевидно, — рассказывает старший следователь — криминалист подполковник юстиции Анатолий Лошаков. — Каждый год бывает около 40 выездов криминалистов в районы области».
Множество преступлений сейчас раскрываются с их непосредственным участием. Три года назад в Кадыйском районе пропала девятилетняя девочка. Ее родители обратились с заявлением о розыске. Выдвигались разные версии. Предполагали, что мужчина, с которым она ушла, увез ее в неизвестном направлении. Семья девочки была не очень благополучная, и мужчина — бомж накануне познакомился с ее родителями, был у них дома. Девочка, зная его, не опасаясь, ушла с ним после школы. «В ходе поисковых мероприятий, через несколько дней обнаружили ее тело в лесополосе недалеко от Кадыя, — рассказывает Анатолий Лошаков. — Необходимо было найти преступника. А он бродяжничал, и как мы потом узнали, очень активно перемещался по России, иногда проезжая в день по 1000 километров на попутках, с дальнобойщиками, а сам был уроженцем Перми. Сведений о преступнике было очень мало. Собирали информацию. Через две недели его обнаружили, благодаря оповещению через СМИ жителей области о случившемся. Люди увидели его идущим по железной дороге, в Антроповском районе… Работа криминалиста на месте преступления позволила собрать доказательства — биологические следы. Материалы направили на генетическую экспертизу и доказали причастность пермяка к сексуальному преступлению и убийству девочки, за что его осудили к пожизненному лишению свободы».
Несколько лет назад в Островском районе на заброшенной ферме, в компостной яме, местные жители увидели торчащие ноги. Сообщили в дежурную часть. Когда извлекли труп, оказалось, что у него ножевое ранение в области груди. Данных о том, кто был этот человек, не имелось. Район, где его нашли, граничит с Ивановской областью. Была выдвинута версия, что убитого могли привезти из Кинешемского района. Следователи-криминалисты побывали там, провели необходимые мероприятия. Была установлена личность убитого и найдено место, где все произошло. «Впоследствии оказалось, что он был не единственным потерпевшим. В Ивановской области нашли закопанный труп его знакомого, — говорит ст.следователь-криминалист Анатолий Лошаков. — Установив личность убитого, раскрыли преступление в целом. Подозреваемые были задержаны. Все они, как и потерпевшие, оказались ранее судимыми».
Конец любовному треугольнику
«Наиболее сложно раскрывать преступления, связанные с безвестным исчезновением людей, либо с обнаружением неопознанных трупов — рассказывает Андрей Языков. — Бывали и такие преступления, где подозреваемые сознавались, что совершали преступления, а трупы уничтожали. И поскольку их нет — это создает трудности при расследовании».
«Летом этого года было совершено убийство в Макарьевском районе, — говорит Анатолий Лошаков. — Двое мужчин ушли на рыбалку. Потом вернулся лишь один и рассказал, что после того, как они порыбачили и поохотились, оба выпили, а когда он проснулся, то увидел, что приятеля нет. Уже тогда были основания его подозревать, но мужчина не сознавался. А потом дело вовсе осложнилось. Через несколько дней, когда стали проводить следственные мероприятия в отношении его, мужчина повесился. Местность, где находится деревня, изобилует речками, лесами… Место убийства обнаружить было сложно». Следователи выяснили у знакомых, родственников, что повесившийся был опытным охотником, занимался браконьерством, и умел хорошо прятать следы. В розыске пропавшего помог старый дедовский метод. К поиску привлекли собаку, обученную отыскивать трупы. В нашей области таких нет, ее привезли, по просьбе костромичей, коллеги из Нижнего Новгорода. При обследовании территории собака обнаружила труп. Оказалось, что убийца спрятал его в норе бобра. А затем нору присыпал землей и листвой. Причиной убийства, как предполагают следователи, стала ревность. У обоих была одна женщина. С одним мужчиной она жила, а с другим встречалась.
Зверски убил за долг в полторы тысячи
Есть на территории области и преступления, которые совершают граждане из стран ближнего зарубежья – «мигранты». Так, в этом году, рассказывают криминалисты, двое иностранных граждан совершили нападение на женщину — администратора сауны, и изнасиловали её. Подозреваемых установили по горячим следам и задержали. Уголовное дело готовится для передачи в суд.
Сейчас в Кадые расследуется уголовное дело. В убийстве мужчины подозревается «мигрант». «Причем мы до сих пор не можем обнаружить тело потерпевшего, хотя место преступления найдено. Это пилорама, где все было залито кровью. Пропавший — местный житель, и он никуда не собирался уезжать… А предполагаемый подозреваемый скрылся и находится в розыске. Мы уже установили все его данные. Хотя сначала искали по одним, но потом выяснилось, что у него был поддельный паспорт. Благодаря грамотной работе на месте происшествия, были изъяты следы рук. Когда стали их проверять по дактилоскопии — установили его настоящую личность. Думаем, что в ближайшее время он будет задержан».
Несколько лет назад в Солигалическом районе на автодороге, ведущей к городу, был обнаружен труп. Он был обезглавлен, брюшная полость разрезана, печень и сердце лежали в кармане одежды убитого. Следователи установили, что это кочегар из местной котельной. Убийство раскрыли не сразу. Хотя досконально проверяли круг общения погибшего. Человек был на хорошем счету, не конфликтный… В ходе осмотра его рабочего места следователь увидел, что недалеко от кочегарки лежит пластиковый стаканчик, который он изъял вместе с другими вещами. Изучив материалы уголовного дела, криминалисты обратили внимание на этот стаканчик, посуду направили на экспертизу, и был выявлен след пальца руки. Затем удалось его идентифицировать. Оказалось, что след принадлежит гражданину одного из сопредельных государств. Тот когда-то жил в Солигаличе, но полтора года здесь, якобы, не появлялся. Он, будто бы, уехал на заработки в Москву. Следователи начали изучать его личность, выяснять, бывал ли он в нашей области в последнее время. И нашли людей, которые видели его в Солигаличе, как раз в день убийства. Оказалось, что с кочегаром он был знаком, даже выпивали вместе, и потерпевший был ему должен полторы тысячи рублей. Вот тогда и возникла версия, что он мог совершить убийство. Начали розыск и нашли злоумышленника в Судиславском районе. Там же обнаружили и автомашину, на которой вывозился труп, вышли и на таксиста, который дал свидетельские показания. Преступник сознался в содеянном, и показал место, куда выкинул голову. За это убийство он осужден к 13,5 годам лишения свободы.
Ноу-хау на службе розыска
В работе следователям-криминалистам помогает специальное оборудование. Сейчас в их арсенале появилось много нового. Есть камера, которая позволяет выявлять следы пальцев рук на ребристых поверхностях (рукоятка пистолета), на бумаге, на листьях деревьев, на смазке боеприпасов, даже на трупах… Другой прибор «видит» невидимые следы биологического происхождения, микроволокна, принадлежащие одежде преступника или жертвы. Очень помогает в расследованиях аппарат, позволяющий снять даже уничтоженную владельцем информацию с телефонов, планшетов, видеокамер и других гаджетов. Недавно, в Мантуровском районе, девушка подговорила своего молодого человека совершить преступление половой направленности в отношении ее конкурентки. Они, как потом установили следователи, жестоко издевались над потерпевшей. И фотографировали все на мобильный телефон. Когда началось следствие, снимки преступники удалили. А когда телефон у них изъяли, с помощью этого прибора криминалистам удалось восстановить фото, где было запечатлено преступление, которые и явились основными доказательствами по делу для вынесения обвинительного приговора.
Светлана ГАПОНЮК
Фото Николай Суворова