Многие дети и даже взрослые хоть однажды случайно глотали или засовывали себе в лор-органы инородные предметы. Некоторые врачи даже коллекционирую то, что было извлечено из человеческих организмов. В Костроме, как выяснилось, такие своеобразные коллекции тоже есть. На экспонаты, побывавшие внутри костромичей, любовалась корреспондент «Народной газеты».

Мама, я съел денежку!

Детская поликлиника. Очередь на прием к участковому педиатру человек сорок. Среди мамочек с детьми, с нетерпением ожидающих встречи с педиатром, костромичка Светлана Иванова с двухлетним сыном Сашей (имена и фамилии изменены). Она привела сына в поликлинику на очередную профилактическую прививку. В коридоре медучреждения, по которому туда-сюда быстро ходят то пациенты, то медперсонал, очень шумно. Вдруг сквозь этот шум до Светы доносится испуганный голос сынишки: «Мама, я съел денежку!» – «Какую?» – недоумевающе спрашивает сына Света. «У меня в кармане монетки, а одну я проглотил. Теперь у меня горлышко болит!» – со слезами на глазах отвечает мальчик. Взволнованная Светлана засовывает в карман сына руку и, действительно, обнаруживает в нем несколько монет. Сколько точно их было, она не знает, поэтому начинает осматривать пол, заглядывать под стулья, в надежде найти пропавшую монетку: может быть, она вовсе и не пропадала или сын просто уронил ее на пол, а говорит, что проглотил. Но монетка не находится. Родители, которые оказывались в подобной ситуации, а их немало, хорошо понимают, что чувствовала Сашина мама в этот момент.

Недолго думая, Светлана взяла сына за руку, и они побежали к заведующей поликлиникой. Пациентка рассказала ей о случившемся, на что та ответила, что Свете надо везти Сашу в больницу. Светлана с Сашей сразу туда поехали. Женщина до последнего надеялась, что сын ее обманул, ведь он никогда не совал в рот мелкие предметы. Однако рентген подтвердил, что Саша ничего не напутал. «На снимке, который мне показал врач, четко было видно двухрублевую монету, находящуюся в Сашином желудке! Я слышала, что проглоченные предметы нередко выходят из организма естественным путем, но наш предмет расположился так, что шансов выйти у него практически не было», – рассказывает Света Иванова.

Саше сделали наркоз. Светлана вызвалась присутствовать на процедуре по извлечению монеты из сына. «Я хотела быть в этот момент рядом с Сашей, чтобы держать его за руку и видеть, что делают врачи. Но во время процедуры мне стало плохо, и меня вывели в коридор. Зрелище не для слабонервных! Длилась процедура больше получаса. Врач захватывал монету специальным инструментом, но когда начинал тянуть ее вверх, она срывалась. Монета лежала на дне желудка. Доктор сразу сказал, что достать ее поэтому будет непросто. В конце концов, два рубля оказались в руке врача!» – вспоминает Светлана.

Отойдя от наркоза, маленький Саша рассказал маме, как же у него получилось проглотить денежку. По словам мальчика, он решил попробовать ее на вкус, но проходящий мимо дядя толкнул его, монетка выскользнула из пальцев и оказалась во рту. И он ее съел.

В больнице Светлана с Сашей находились несколько дней, а когда вернулись домой, Света провела дома ревизию: все мелкие предметы, а особенно деньги, были убраны в недоступные для сына места.

«Страшная» коллекция

Монету, которую проглотил двухлетний Саша, из желудка мальчика доставал известный врач-эндоскопист, заведующий отделением эндоскопии ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» Сергей Михайлович КОРОЛЁВ. Вот уже 25 лет он работает в Костромской областной детской больнице, куда и доставляют детей, проглотивших инородный предмет. Батарейки, монеты, пуговицы, английские булавки, иголки, шурупы и даже серебряная цепочка длиной 70 сантиметров – это далеко не полный список того, что приходилось доставить доктору Королеву из пищеварительной системы детей. В последнее время он даже стал коллекционировать предметы, извлеченные из костромских ребятишек. Правда, по словам Сергея Михайловича, родители зачастую просят отдать им проглоченный ребенком предмет на память. «Извлекая инородное тело из организма ребенка, говорю родителям: «Достану – будет мое!» и абсолютно все говорят: «Забирайте, нам ничего не надо, только достаньте!» А когда дело сделано, многие хотят забрать добытую вещь, и мы, естественно, отдаем ее», – говорит с улыбкой Сергей Королев. Врач признается, что собирать извлеченные из детей предметы он стал года два-три назад, но вовсе не для себя, а чтобы показывать их родителям, по чьей халатности инородные тела оказываются у ребенка внутри, ведь доктор Королев как никто знает, насколько опасен может быть для человека проглоченный предмет и что извлечь его порой бывает ой как непросто.

По словам врача-эндоскописта Сергея Королева, самыми опасными для желудочно-кишечного тракта являются проглоченные предметы с острыми краями, поскольку они могут застревать в нем и прокалывать стенки различных его отделов. К таким предметам относятся, например, игла, английская булавка, шуруп. Кстати, все эти вещи есть в коллекции доктора Королева. Шуруп, точнее, целых два, появились в ней совсем недавно. Их проглотил шестнадцатилетний подросток, которого посадили в СИЗО. Он хотел поскорее отбыть свой срок. Для этого решил задержаться в изоляторе, ведь один день пребывания в нем равен двум дням в колонии, потому отправил в свой желудок два шурупа. Английскую булавку Сергей Михайлович тоже доставал из желудка. Ее проглотил двухлетний ребенок, причем в раскрытом виде. А однажды ему пришлось извлекать из пищеварительной системы пятисантиметровую многоразовую иглу от шприца. «Отец решил промыть четырнадцатилетней дочке гнойные пробки в миндалинах. Во время этой процедуры игла соскользнула со шприца, и девочка ее проглотила», – рассказывает Сергей Королев.

Не менее опасны для организма проглоченные батарейки. «Чем больше заряд у батарейки, тем опаснее она для человеческого организма, поскольку именно «свежая» батарейка сильнее повреждает орган, в который попала. Она «приваривается» к слизистой этого органа, и ее приходится не просто извлекать, а выдирать из него», – рассказывает врач Королев. Батареек разного калибра, называемых в народе «таблетками», в его коллекции немало. Некоторые имеют коричневый цвет. «Это говорит о том, что гальванический элемент пробыл в желудочно-кишечном тракте очень долго», – поясняет Сергей Михайлович. «Нередко родители даже и не знают, что внутри у ребенка находится инородное тело, но рано или поздно оно все равно даст о себе знать. Как-то к нам в больницу поступил годовалый ребенок с диагнозом: обструктивный бронхит. Сделав снимок, врачи обнаружили в пищеводе пациента дисковую батарейку».

Очень часто дети глотают монеты. Они как раз и преобладают в «страшной» коллекции Сергея Королева. «В последнее время приходится доставать более крупные монеты: и по размеру и по номиналу. Видимо, благосостояние людей растет», – смеется доктор. На вопрос: что легче достать из пищеварительной системы – батарейку или монетку, Сергей Михайлович отвечает, что монету. «У монеты есть ребро, идущее по краю. За него мы и подцепляем это инородное тело. Батарейка в отличие от нее гладкая, и подцеплять ее поэтому неудобно. Хотя и монета может быть в таком месте и положении, что легче бывает батарейку извлечь. Например, если она лежит на дне желудка».

Инородные тела Сергей Королев доставал не только из пищеварительной, но и из дыхательной системы. К примеру, он извлекал из бронха маленького ребенка колпачок от фломастера. «Ребенок держал его во рту, глубоко вдохнул и инородный предмет оказался у него в правом бронхе. Этот случай произошел около двадцати лет назад, но я до сих пор о нем помню», — рассказывает врач.

Как слышно: три, два, один, прием…

ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» — еще одно медучреждение, где из человеческого организма извлекаются инородные предметы. В отоларингологическом отделении этой больницы от инородных предметов врачи освобождают лор-органы костромичей. И здесь тоже есть коллекция инородных тел, но извлеченных из уха, горла и носа. Правда, ей уже около тридцати лет, но такие вещи, по-моему, никогда не устаревают. Заведующей отоларингологическим отделением ОБГУЗ «ОБКО №1» Людмила Геннадьвна Перепелкиной хорошо помнит, как собиралась эта коллекция. «В этой коллекции меня, как и многих наших пациентов, привлекает большой круглый деревянный шарик красного цвета. Такие шарики раньше были на пирамидках. Так вот, этот самый предмет умудрился засунуть в рот девятимесячный ребенок. Проглотить его у малыша, естественно, не получалось. Инородное тело встало в гортани, ребенок стал задыхаться, и его доставили в нашу больницу, где мои старшие коллеги шарик быстро удалили. Я тогда только начинала работать», – вспоминает Людмила Перепелкина. Ну, а сегодня она сама может рассказать не один десяток историй о том, какие предметы случайно оказывались в лор-органах костромичей и как она их оттуда извлекала. Правда, коллекцию Людмила Геннадьевна не собирает, поскольку почти все пациенты забирают с собой добытые врачом из их организма предметы.

«Зубчики чеснока, арахис, рыбные и мясные кости, батарейки, бусинки, зубочистки, ватные палочки – перечислять, что нам доводилось доставать из лор-органов, можно бесконечно. Недавно, например, я извлекала из носа семнадцатилетней девушки сим-карту одного из операторов сотовой связи. Как выяснилось, костромичка решила сделать себе на носу пирсинг и, чтобы случайно не проколоть иголкой носовую перегородку, вставила в нос симку. Вставить вставила, а достать уже не смогла», – рассказывает врач Перепелкина.

Приходилось Людмиле Перепелкиной даже резиновую пулю из носа у пациента извлекать. Молодые люди что-то не поделили, и один выстрелил в другого из травматического пистолета. Пуля попала в боковую стенку носа и застряла в слизистой. Удаляли инородный предмет через рану, под наркозом. Коллеге Людмилы Перепелкиной врачу-отоларингологу Андрею Георгиевичу Подопригора как-то пришлось извлекать из носа трехлетней девочки кусок фарфоровой статуэтки, а у девятнадцатилетнего парня – рыболовный крючок. С молодым человеком несчастный случай произошел на рыбалке. Он стоял позади другого рыбака, тот замахнулся, чтобы подальше закинуть спиннинг, и поймал на крючок… товарища.

Всем хорошо знаком фильм про Шурика, в котором один студент пришел на экзамен с «больным» ухом. Этот способ перехитрить преподавателя студенты используют и сегодня. Правда в ухо вставляется уже не наушник, который нужно маскировать, а чип размером с третью часть спички, который добавляет лор-врачам работы. Однажды в лор-отделение доставили горе-студента, который, идя на экзамен, решил воспользоваться этим чудом техники, а чип… провалился ему в ухо. «Он так нервничал! Но вовсе не из-за того, что у него в ухе инородное тело. Молодому человеку надо было срочно вернуть этот чип хозяину в целости и сохранности», — с улыбкой вспоминает Людмила Перепелкина.

«А буквально на днях в лор-отделение пришел пенсионер с торчащей из носа ватной палочкой, которой он попытался почистить себе нос, а она застряла». На ватных палочках и пишут, и даже рисуют перечеркнутые картинки, на которых изображено, для чего нельзя их использовать: для чистки носа и ушей, например, но мы же усиленно чистим…

Ирина КОТЕЛЬНИКОВА.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...