На прошлой неделе в думе Костромы пришли публичные слушания по внесению изменений в «Правила благоустройства города». Большую часть всего обсуждения заняла дискуссия о том, можно ли использовать бэушные автопокрышки для установки заграждений для газонов и изготовления импровизированных клумб и прочих элементов так называемого «ландшафтного дизайна». Последние слова корреспондент «СК» Зоя ТАТАРЧУК поставила в кавычки, потому что считает лебедей и свинок, сделанных народными умельцами из старых покрышек, не украшением города, а его уродованием. Но не все участники слушаний с этим согласились, и вопрос о запрете на использование автопокрышек для обустройства цветников и детских площадок повис в воздухе.

Войну с автопокрышками в нашем областном центре начала костромичка Зинаида Соколова. Поначалу она просто пыталась убедить соседей по двору, что все эти клумбы и «украшения» из использованных шин неэстетичны и вредны. Тогда Зинаида Соколова обратилась в приемную по правам человека. С просьбой защитить ее право на благоприятную окружающую среду. Оттуда письмо было отправлено в ряд инстанций. Результатом всего этого как раз и стали публичные слушания, а также разъяснение Роспотребнадзора, в котором сказано, что вторичное использованием автошин для благоустройства дворовых территорий представляет экологическую опасность. Класс опасности был определен как четвертый (всего их пять, самый низкий – пятый). Но так ли малоопасен малоопасный четвертый класс?

«СК»-справка

Класс опасности — это условная величина, предназначенная для упрощенной классификации потенциально опасных веществ. Класс опасности устанавливается в соответствии с нормативными отраслевыми документами. Для разных объектов — для химических веществ, для отходов, для загрязнителей воздуха и др. — установлены различные нормативы и показатели. IV класс опасности отходов представляет собой низкую степень опасности. Но при этом, констатируют специалисты, экологическая система нарушена, а период ее самовосстановления составляет не менее трех лет. Причем малоопасные отходы четвертого класса могут содержать довольно опасные для человека химические элементы вроде этанола, метана и пр.

На публичных слушаниях г-жа Соколова выступила с предложением убрать автопокрышки с улиц и запретить использовать эту б/у резину во дворах и на детских площадках города. «Сегодня, — образно выразилась Зинаида Соколова, — Кострома напоминает Киев после Майдана, где валялись горы обгоревших покрышек… Надо проводить широкую разъяснительную работу с населением, что это не просто неэстетично, но и вредно. И экономия средств, в данном случае, не аргумент, а глупость». Г-жа Соколова даже назвала увлечение костромичей «шинным дизайном» — «шиночумой». Для наведения в этом деле порядка, считает костромичка, необходимо подключать молодежные экологические отряды. «Надо, — сказала г-жа Соколова, — и депутатам проводить разъяснительную работу в своих округах». Было также предложено открыть специальную «горячую линию», чтобы горожане высказались по этому вопросу и сообщили «адреса неблагополучия» — места, куда некоторые автоцентры бесконтрольно сбрасывают использованные шины и пр.

Но у г-жи Соколовой нашлось немало оппонентов. В основном – из числа представителей ТОСов, которые стали активно отстаивать «шинный дизайн». То, что многим кажется верхом безвкусицы, убожеством и символом нищеты как материальной, как и духовной, они назвали «красотой», клумбы, устроенные в покрышках, – «шикарными», а лебедей, матрешек и жар-птиц, сделанных из отработанной резины, — «дизайнерскими находками». Да, такой контраст мнений редко услышишь. О том, что все это экологически вредно, представители ТОСов упоминали как бы мимоходом и быстро переходили на тему «красоты и эстетики» украшений из шин. Другие же уверяли, что если шину покрасить, то она уже и не опасна. А третьи пошли еще дальше. Они стали говорить о преимуществах шин для обустройства детских площадок перед стандартными материалами. Поскольку резина менее травмоопасный материал, чем дерево или металл, из которых изготавливаются детские и спортивные площадки.

Почему бы тогда всем бэушным шинам не выдавать сразу патент, который обязаны иметь изготовители игрового оборудования?

Правда, как показалось «СК», за многими аргументами в пользу «шинодизайна», стояло совсем другое. Все та же наша нищета. Только на сей раз нищета бюджета, который не может выделить средства на создание в городе нормальных, цивилизованных ограждений, обустройство парковок (а шины используются чаще всего именно для того, чтобы ограничить доступ машин на детские площадки и газоны), на стремление жителей высадить вокруг дома зеленые насаждения. И даже не имеет программы, которая бы – пусть не сразу, а постепенно – позволяла устанавливать в городе красивые и экологически безопасные ограждения.

Представительница одного из ТОСов, к примеру, рассказала, что для того, чтобы создать большую клумбу, надо много плодородной земли. Это дорого. А вот если эту землю использовать «точечно» — в клумбу из автопокрышек – тогда создать приличный цветник вполне даже можно. Благодаря этому, поделились представители ТОСа, мы получаем гранты в городских конкурсах на лучший костромской дворик. Коллеги этой выступающей умилились такой находчивости, а мне, честно сказать, плакать хотелось. А еще предложить: если за такой дизайн можно получить грант, тогда, может, стоит пересадить на окраинах цветы и кустарники с Сусанинской площади и украсить ее на потеху туристам лебедями из покрышек, свинками из полиэтиленовых бутылок и прочими «красивостями» из вторсырья. От желающих сфотографироваться на этом фоне иностранцев отбоя точно не будет.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...