Осень. Время, когда сотни костромичей отправляются в лес – за грибами, брусникой и клюквой. В азарте «тихой охоты» некоторые не замечают, что теряют ориентир в лесной чаще. На поиски заблудившихся отправляются спасатели. Корреспондент «КНГ» побеседовал с начальником поисково-спасательной группы №4 поисково-спасательного отряда №1 «Службы спасения ГО и ЧС Костромской области» Максимом Суховым и спасателем Михаилом Казанаклием.

 

Главное средство связи — телефон

— В какое время года максимальное количество потерявшихся?

М.С.: — В основном, это бывает в сезон сбора грибов и ягод. В этом году грибов мало, поэтому в лес народ идет меньше. Но потом начинаются клюква и брусника…

— Люди часто звонят в службу спасения?

— Человек, который заблудился, не может выйти из леса или болота, звонит в единую службу спасения «112», диспетчер соединяет его со мной. Я с человеком разговариваю, выясняю, в какое время он вышел и примерно в каком районе он находится. И основные наши поиски завязаны на информации, которую сообщает человек, звонивший из леса. В составе моей группы пять человек – один находится на телефоне, четверо выезжают на поиски.

 При поисках мы поддерживаем связь по телефону. В выходные дни таких звонков может быть до десяти, люди отправляются в лес группами. На каждый вызов мы не можем выезжать, у нас район ответственности очень большой, а поэтому даем возможность людям выйти самим. Бывает, что звонят днем и сразу объясняют, где находятся. Тогда наш диспетчер берет карту, он по компасу может подсказать, куда идти. Если человек видит солнце, мы знаем, что в 13-00 оно находится на юге. Звонившего можно сориентировать по солнцу, и минут через 30 человек сам выходит из леса.

— А если грибники пошли в лес без телефона?

— И такие случаи есть. 70-летняя женщина поехала в лес со своими знакомыми. Это было в Судиславском районе. Они собирали клюкву и разошлись в разные стороны. Знакомые ее искали — не нашли, вышли с болота и позвонили нам. Телефона у пропавшей не было. Мы выехали на место, стали прочесывать территорию. Из опыта знаем, когда люди теряются на болоте, обычно далеко не отходят. Мы тогда прошли все болото, целый день ходили, ее искали. Нам сообщили, что женщина небольшого роста, обута в сапоги. И тут мы заметили свежий глубокий след в болоте. Пошли по нему и нашли потерявшуюся. К тому времени она уже две ночи провела в лесу, ночевала под сосной.

Когда с человеком нет связи, важно знать направление, куда он ушел. Как-то в районе Абабурово, у Костромского моря, пропал мужчина. Со спасателями связалась жена. Оказалось, что они вместе искали грибы, а потом он ушел от нее. Жена из леса сама вышла. Она показала, куда направлялся муж. В итоге на поиски ушло два часа. Мы знаем этот район: там просека на 500 метров. Прошли через бурелом, стали кричать, мужчина откликнулся. Оказалось, что у него в телефоне сел аккумулятор.

 DSC_0851.JPG

Из леса – на носилках

— А если человек не может идти?

— Бывает и такое. Как-то позвонил дедушка 76 лет. Он уже был уставший, не мог ходить. Мы его искали в лесу. Включили сирену. Спрашиваем его по телефону: «Слышишь?» Дед звук слышал, но не понимал, в какой стороне. Что делать? У нас на машине есть фароискатель, мы его зажгли. Мужчина нам по телефону говорит: «Я вижу свет!» Мы фонарем стали водить, и вдруг он сказал: «Свет прямо на меня направлен!» И тогда по этому лучу мы пошли – через поле, лес. Шли долго, около часа. Хотя расстояние было небольшое, километра два, но путь пролегал через чащу, бурелом. Вышли на него по свету фонаря. И по другой дороге вывели из леса.

Или такой случай. Пожилая женщина с сыном-инвалидом отправились за грибами. Это было в районе ЛЭП у поселка Прибрежный, там часто грибники бродят. И у нее ноги отказали. Сын один ее вытащить не мог. По телефону в 17-00 женщина сообщила, где находится. А я уже примерно знаю все районы, где люди чаще теряются. Мы взяли носилки, и 4 километра втроем шли вдоль ЛЭП. За дарами леса люди обычно уходят с утра, и вечером мы их собираем. Мы до женщины дошли, положили ее на носилки, я вызвал «Скорую помощь». Вышли мы к другой дороге, куда она смогла подъехать.

— Дети пропадают в лесу?

М.К.: — Нечасто. Хотя однажды в районе Абабурово заблудилась мама с десятилетней дочкой. Это около 25 километров от Сандогоры, за грибами они ушли в сторону Костромского моря. Женщина была так шокирована этим, что твердила ребенку: «Теперь все, мы с тобой пожили, помирать будем». Обратно они выйти не могли. Мы искали, кричали, подавали сигналы громкой связи. И часа через два нашли. Мама очень обрадовалась, чуть не плакала: «Теперь будем жить!»

 

В поиске помог… поезд

 

— Спасатели, наверное, знают все места, где люди теряются?

М.С.: —
Конечно, В Костромском районе очень многие теряются на 30-м километре в сторону от Сандогоры. На 33-м и 40-м километрах. Люди уходят влево, пробираются до Костромского моря. Мы их там и ищем. Другие уходят в сторону Бычихи, а оттуда доходят до 30-го километра, в сторону Абабурово. Плутают у Гридино и Прибрежного.

М.К.: —
Часто теряються по сусанинскому тракту, за Василево. Мы все эти места очень хорошо знаем.

— А сколько времени продолжался самый длительный поиск?

М.С.: — Один грибник отправился в лес в районе Сандогоры, переплыл Костромку и пропал. Его искали четверо суток – наша смена и другие. Он нашелся. Оказывается, за это время мужчина прошел 60 километров до Ярославской области и вернулся назад.

Однажды в Шекшеме, это Шарьинский район, пропала девочка. Ее искали 150 человек – спасатели, охотники и лесники. Искали две недели. Выяснилось, что она убегала от нас, пряталась, когда мы кричали, она постоянно двигалась. Но мы ее нашли, с ней было все в порядке.

— Наверное, при спасении людей случаются экстремальные ситуации?

М.К.: — В прошлом году позвонили муж с женой, они собирали клюкву в районе Абабурово и не могли выйти из болота. Когда мы прибыли на место, увидели их, но поняли, что до них не дойти – засасывало так, что костюмов не хватало. Потеряшки находились на небольшом островке, куда они смогли выбраться из трясины. Как они туда добрались, до сих пор понять не могу, у них уже не было сил, не было воды и еды. Они сидели и ждали. Нам пришлось взять топоры и пилы, и два часа рубить деревья. Было уже темно, нам хотели уже подмогу из Костромы прислать. Но мы настелили гать и по ней вытащили пару. Они были молодые, около тридцати лет. Наверное, поэтому такие смелые. Были бы старше, туда не полезли бы.

А однажды грибники заблудились в Галичском районе. Где они находились, они не знали, а там огромный лесной массив, дорог нет. Что делать? А рядом с лесом проходит железная дорога, и по ней в это время должен был пройти поезд. Руководитель группы спасателей связался с железнодорожным начальством и попросил, чтобы машинист, проезжая через лес, подавать гудки. Железнодорожники это выполнили. А спасатели связались с грибниками: «Идите на звук гудка поезда, к железной дороге, по ней через два километра выйдите к населенному пункту!» Так и произошло.

1 (12).jpg 

«Охота больше неволи»

— Бывает, что пропавших людей не находят?

М.С.: — Обычно это не совсем здоровые люди. В 2016 году искали одного на границе между Островским и Судиславским районом. Искали его с кинологами. Мужчина выходил, разговаривал с грибниками и опять уходил в лес. След с дороги уходил в лес. Но его так и не нашли. В другой раз на болота около Филиппцево ушел парень. Искали его долго, по 30-40 человек. А зимой его нашли охотники в другом районе.

— Наверное, принимаете участие в поиске пропавших рыбаков?

М.К.: —
Бывает, ищем рыбаков и охотников. Но, конечно, охотники редко не выходят на связь, только когда что-нибудь случается. Был случай, когда мы на снегоходах вместе с егерями искали пропавшего охотника. Собаки его нашли по следам. Это было в Нерехтском районе 2 января 2016 года. У мужчины случился инфаркт, он умер, и его собака – русская гончая сутки сидела рядом. А этот охотник тогда добыл лису, она у него была в рюкзаке.

Много пропадает рыбаков. Если от него нет вестей и у него нет телефона, поиски продолжаются 5-6 дней. Объявляется общий сбор, и из нашего отряда отправляется человек двадцать на поиски.

Как-то на рыбалку на Костромское море оправились два молодых человека. Выпили, поссорились. И потом один из них забрал резиновую лодку и уплыл. А дело было вечером, начало темнеть. Он потерял ориентир, и пристал к какому-то берегу. Наутро оказалось, это остров. Мы потом его там и нашли, живым. Но, как правило, рыбаки пропадают, когда опрокидываются лодки. Рыбаков живыми находим редко. Если человек не вернулся через три дня, это вообще маловероятно.

 

За клюквой – в любую погоду

— Может быть, есть ваши постоянные «клиенты», которых приходится выводить?

М.С.: — Обычно это бабушки, кто собирает на Фоминском болоте клюкву. Вот сейчас ее сбор начинается, и они опять туда пойдут. Бабушки уже знают, что делать, если заблудятся, и телефон службы спасения знают. Звонит, например: «Я в болоте, в старом сгоревшем лесу». И мы подъезжаем к точке и ее забираем. Они берут с собой заряженный телефон, завернутый в целлофан, воду, еду.

В прошлом году, в субботу с утра стеной лил проливной дождь, и я думал: «Никто не пойдет на болото в такую погоду». Но вдруг звонок в 18 часов: «Я на болоте!» – «Как на болоте? Целый день дождь идет!» Находим бабушку: «Как пошла, ведь с утра льет?» А она говорит: «Я думала, он кончится!» На ней плащ, за спиной рюкзак с клюквой, в руках — корзина с ягодами.

М.К.: — И никто никогда ничего не бросает. Все собранное с собой тащат.

— Какие есть меры предосторожности, чтобы не потеряться в лесу?

М.С.: — Чтобы не заблудиться, надо хорошо знать лес. Если не знаете местность, с собой надо взять компас и карту. На них обозначены просеки, линии электропередачи. Если вы заблудились, двигайтесь туда, где есть телефонная связь. Обязательно надо иметь с собой телефон (лучше два) или запасной аккумулятор к нему. Когда вы позвоните в службу спасения — мы вас сориентируем. Хорошо, если в телефоне есть навигатор ( у молодых). Если плохо в лесу ориентируетесь, надо иметь запас воды, еды, нож, спички, фонарик.

М.К.: -. Помогает ли при обнаружении яркая одежда. Да, помогает. Порой заблудившиеся люди теряют все силы и не могут откликнуться. Можно пройти рядом и не увидеть человека, вот тут и поможет его яркая одежда. А так, при наличии работающего телефона, даже в камуфляже, мы всегда вас найдем.

 

Светлана ГАПОНЮК.

Фото Николая Суворова.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...