В марте на оперативном разводе личного состава управления МВД России по Костромской области были вручены почётные грамоты лучшим народным дружинникам общественного объединения «Содействие ОВД по городу Кострома».
Приказом начальника УМВД России по Костромской области почётными грамотами управления были награждены семь человек. Среди них —
Любовь Апонюк. Нам захотелось узнать из первых уст, каково это – женщине бороться с хулиганами.
«Бороться за справедливость привыкла с детства»
Любовь Александровна встречает нас в своем уютном кабинете в доме на улице Боевой. В этом помещении расположены участковый пункт полиции и общественный пункт охраны порядка. Начальником его и является эта симпатичная женщина. Я интересуюсь: «Почему решили вступить в ДНД?» Любовь Александровна улыбается: «Моя работа связана с правопорядком, людьми. И когда Владимир Иванович Щечкин с Евгением Сергеевичем Мороховым начали создавать общественную организацию «Содействие ОВД по городу Костроме», мы все стали дружинниками».
Любовь Александровна – не коренная костромичка. Вместе с семьей она приехала к нам в 1997 году. «Мои родители – целинники. И я до сих пор помню, как папа с другом разложили перед собой карту и решали, куда ехать. Выбрали Ташкент, но это был 1966 год, и там только что произошло землетрясение. Поэтому мы переехали в Киргизию, в город Ош. Жили хорошо, никогда не думали, что уедем, нас все устраивало. Я работала инженером на хлопкопрядильной фабрике. Но летом 1990 года в городе и области начался конфликт между киргизами и узбеками. Были погромы, захваты городских предприятий. Резню удалось остановить лишь, когда в область ввели армейские части. В конфликте погибли тысячи людей. Первым в Кострому уехал брат, он увез с собой маму. А за ним перебрались и мы. Пришлось наживать все заново».
Работала в городской администрации, но ее отдел сократили. Способности активной и общительной женщины заметили, когда она была старшей по дому. Так Любовь попала в пункт охраны порядка. «Никогда не думала, что буду работать на таком месте. Хотя за справедливость бороться мне не привыкать. Помню, в детстве, приходилось даже защищать младшего брата».
И вот уже восемь лет – она на этой должности. Любовь Александровна рассказывает: «Наши первые помощники — старшие по домам. Например, звонят: «В подъезде распивают спиртные напитки». Мы передаем информацию участковому, он идет, проверяет… Или вдруг сообщают о подозрительной квартире, куда приходят непонятные люди — выясняем, участковые отслеживают. А бывает, у кого-то проблемы с детьми. Как-то к нам обратилась мама 13-летней девочки: «Возраст подростковый, начала отбиваться от рук – грубит, прогуливает школу, курит». Мы пригласили девочку в опорный пункт и вместе с участковыми рассказывали о жизни, которая ее ждет, если она не исправится. И что вы думаете, подействовало. Сейчас девочка хорошо учится, рассталась с дурной компанией».
Спрашиваю собеседницу, как предупреждаете жителей о возможных случаях мошенничества. «Мы ходим по району, наклеиваем предупредительные памятки, беседуем… Вот скоро потеплеет — начнут гулять бабушки, объясняем им, чтобы не покупали ничего у незнакомых людей — очистительные фильтры, бытовую технику и другое».
В рейды — вместе с участковым
Общественное объединение «Содействие ОВД по городу Кострома» образовалось два года назад. Сейчас в нем 93 человека. «Стать дружинником – не так-то просто, — рассказывает Любовь Александровна. – Надо было пройти медицинское обследование, не иметь правонарушений. Любого с улицы не возьмут.
На нашей территории три ТОСа. Поэтому когда создавалась дружина, мы обратились к их председателям: «Согласны поддержать, тогда будьте дружинниками!» А костромичи заинтересованы в том, чтобы навести порядок на своих улицах».
Дружинников обучили методам самообороны. «Хотя пока они нам не пригодились. В рейды ходят обычно два-три дружинника и другой представитель полиции. Например, участковый, инспектор по делам несовершеннолетних или инспектор ППС. «У нас очень большой район. Начиная от улиц Боевой и Совхозной и дальше, включая Ребровку и городское кладбище».
Дружинники патрулируют город и в будни и в праздники. Если в Костроме проходят какие-нибудь массовые мероприятия, всегда принимают в них участие. Каждый дружинник должен отработать не менее шести часов в месяц. И за это ему полагается 500 рублей. «А если отработаешь больше, инициатива не поощряется?» — интересуюсь. Любовь Александровна улыбается: «Нет. Но по часам мы все равно перерабатываем. Наша задача — помощь участковому. Иногда люди ведут себя не слишком адекватно, могут и оскорбить его. А в присутствии дружинников, видя, что он не один, такие «смельчаки» побаиваются, ведь мы выступаем в роли свидетеля».
«Наши дети и внуки должны жить в спокойном городе»
Два раза в месяц дружинники ходят в рейды по району. Однажды Любовь Александровна со своими коллегами решили подсчитать, сколько времени проходит один их рейд. «Мы выходим с улицы Боевой, идем на Катушечную, на Пушкина, на Ленина, проходим по Ребровке. И не только патрулируем, но и заходим по адресам.
Маршрут мы проходим за три часа».
Спрашиваю: «А как реагируют на вас костромичи?» — «Некоторые удивляются: «Ой, рейд какой-то, а вы что проверяете?» Или идет однажды мужичок подшофе, увидел нас, спрашивает: «Дружинники? А я ведь раньше тоже в ДНД участвовал». Мы ему в ответ: «А теперь в общественном месте появляешься в нетрезвом виде, не стыдно?» Другие обращаются за помощью… Как-то подошла женщина, у нее в маршрутке украли кошелек, она не знала, что делать. Мы объяснили, что надо идти в полицию писать заявление. Летом мы будем патрулировать пляж на Волге, там есть места, запрещенные для купания, но люди с риском для жизни купаются, пьют пиво. За это составляется протокол и выписывается штраф».
В добровольную дружину ходят даже семьями. Потаповы и супруги Беляевы-Алексеевы. Любовь Александровна говорит: «Людям не все равно, в каком они живут городе. Разве хорошо, когда на улице сидит молодежь и курит? Мы не проходим мимо. И таких неравнодушных очень много. У меня растет внучка, и я хочу, чтобы она жила в спокойном городе».
Анастасия РАЗУМОВА.
Фото Николая Суворова.
№14 (672)
от 6.04.2016.