Для российского уха Королевство Марокко ассоциируется с какой-то экзотической африканской страной, экспортом цитрусовых фруктов и знаменитым сериалом «Клон», действие которого разворачивалось на территории именно этого государства. Корреспондент «Народной газеты» увидел эту страну совсем с другой стороны.
15 минут решают…
— Во сколько за вами заехать?
— В 9:00.
— Давайте, в 8:45, чтобы в 9 уже выехать?
— Ну да, 15 минут решают… Давайте в 8:45!
Так мы договорились друзьями-попутчиками накануне вылета. И, опустив мелкие детали и подробности, которыми изобиловало всё наше путешествие до Марокко, нужно резюмировать, что общее впечатление от этой страны у нас, конечно, было испорчено. На наш самолёт мы опоздали. Ровно на 15 минут…
О формах и содержании
Преодолев непредвиденные обстоятельства, спустя два дня мы всё-таки достигли марокканских берегов. Путь оказался неблизким – 6 часов полёта, но весьма живописным и пролегал над десятками европейских стран и островов вдоль побережья Средиземного моря, а затем над горами Северной Африки. И в хорошую погоду всё это можно внимательно рассмотреть.
На земле все эти экзотические пейзажи казались уже не столь живописными. Небольшой международный аэропорт «Альмасира» в городе Агадир, где нам предстояло жить, оказался пустынным и ничем не примечательным. Поскольку в день он принимает и отправляет всего несколько рейсов, никакой толкучки и томительных ожиданий в очередях здесь нет. Уже через несколько минут мы получили багаж, расселись по автобусам и отправились в отели.
Дороги (кстати, многие из них платные) здесь, конечно, с нашими не сравнить – как говорится, хоть яйцо кати. А вот придорожные виды особо не впечатляют. Обычные унылые пустынные виды, дети и подростки, играющие в футбол, небольшие, похожие одна на другую мечети и жилые районы, состоящие из невысоких домов, отделанных лишь разноцветной глиной. Наш временный гид смотреть направо и налево, как это обычно бывает в подобных поездках, даже не предлагал, ограничившись коротким рассказом о том, что и где лучше покупать, куда съездить и что попробовать.
Отели в Агадире, хоть окружены цветущими кустами и пальмами, внешне также не поражают великолепием. Впрочем, стоит отдать марокканцам должное – строить пятизвёздочные гостиницы из стекла и металла они не стремятся, предпочитая современному стилю национальную аутентичность с восточными орнаментами и разноцветными витражами. Зато внутри все эти неприметные глиняные «мазанки» обычно оказываются роскошными дворцами. «В Марокко ценят содержание» — объясняли нам тонкости восточной философии.
Природные прелести
Географически Королевство Марокко через Гибралтарский пролив граничит с Испанией, а в пределах материка соседствует с Алжиром и Западной Сахарой, часть территорий которой в одностороннем порядке считает собственными и по большому счёту незаконно оккупирует. Но больше всего государству повезло с северными границами, омываемыми водами Средиземного моря и Атлантического океана, благодаря чему Марокко так полюбили туристы.
В большинстве рекламных буклетов и в турагентствах про страну говорят, что климат здесь стабилен и мало зависит от сезонов. Круглый год светит солнце, температура как воздуха, так и воды «в большом плюсе», осадков практически нет, как и пустынных бурь, путь которым преграждают массивные Атласские горы.
Так-то оно так, только вот в географическом сообществе Марокко известно ещё и как «страна ветров и туманов». И вскоре мы отлично поняли почему. Почти половину из нашего недельного отдыха солнца было не видно. Туман, которому, казалось, не было конца и края, был настолько густым и влажным, что временами на прогулках казалось, что моросит дождь. Океанские ветра, конечно, также проявили себя во всей красе, создавая на побережье волны с человеческий рост. Они-то и представляли собой главное развлечение для российских туристов в пасмурную погоду. Пока местные жители и европейцы уже при +20 начинали кутаться в тёплые свитера и куртки, мы и наши соотечественники в одних купальниках с воплями восторга бросались навстречу океанской стихии.
К слову, никто таких «дикарей» останавливать не пытался, как, видимо, и спасать в случае ЧП. Несмотря на то что над пляжем в эти дни поднимались чёрные флаги, которые во всём мире говорят о том, что купание запрещено, никаких спасателей, береговой охраны или чего-то подобного на горизонте было не видно. Утонул – твои проблемы.
Замануха для туристов
Многие туристы, отправляясь на курорт, высказывают в агентстве требование поселить их в отеле непременно на «первой линии». В Марокко таковая, естественно, тоже имеется, но со своими особенностями. В идеале отдыхающие мечтали открывать двери своего балкона на первом этаже и если не оказываться прямо на пляже, то хотя бы лицезреть океанский берег в зоне досягаемости. Здесь же всё несколько иначе. Выходя из отеля первой линии, необходимо сначала преодолеть широкую череду шезлонгов и зонтиков на его собственной территории, затем пройти огромный променад, где туристы занимаются спортом на бесплатных тренажёрах, сидят в многочисленных кафе и ресторанах, и только после этого вы окажетесь на берегу.
Мы жили не на первой линии и океан даже не сразу нашли, но это нас не расстраивало. На самом деле, дорога на пляж занимала всего десять минут, превращаясь ещё и в небольшую ежедневную тренировку. Да и сам отель нас приятно удивил. Внутри шестиэтажное здание белого цвета представляло собой просторные, богато украшенные в восточном стиле залы со множеством национальных картин, ваз и статуэток и светлые номера с огромными кроватями, зеркалами, балконами и даже кухней со всем необходимым от посуды и столовых приборов до электроплиты и холодильника.
На входе в отель помимо прочих флагов развевался и российский триколор, а несколько стендов в центральном холле были целиком заполнены самоварами, матрёшками, деревянными ложками и подносами, расписанными под гжель. Даже на стене нашего номера красовалась не восточная живопись, как в коридорах, а чисто русский пейзаж – озеро с ивами и утками.
Лишь в день отъезда мы узнали, что всё это вовсе не знак уважения русским туристам, которые здесь останавливаются. Оказалось, что в нашем отеле просто располагается Почётное консульство Российской Федерации в Королевстве Марокко.
Арабский бизнес
Чего на побережье было предостаточно – так это всевозможных торговцев. Местные предприниматели начали нас забавить ещё в аэропорту. В местных бюро обмена валюты на местные марокканские дирхамы нет никаких комиссий, но в лучших арабских бизнес-традициях, чем дальше продвигаешься к выходу из аэропорта, тем выгоднее курс. Естественно, большинство прилетевших меняли деньги в первом же попавшемся ларьке, а зайдя за угол, глубоко вздыхали и подсчитывали убытки своей торопливости.
На берегу же нам предлагали в основном сувенирную продукцию – каменные статуэтки, картины на ткани и коже, традиционные наряды, пончики в сахарной пудре, разноцветные камни из Сахары и многое другое. Как и в любой восточной стране, никаких фиксированных цен нет и со всеми можно и нужно торговаться вдвое, а то и втрое и не поддаваться на провокации торговцев.
К примеру, продавец камней утверждал, что его товар стоит 350 дирхам и только русским туристам он предлагает его по уникальной цене в 100 дирхам. На самом же деле, в сувенирных магазинах нетуристических кварталов такие же камни можно было найти всего за 20!
Пару раз мы вынуждены были платить деньги и против нашего желания. Сначала на пляже за нами около часа ходил местный паренёк, который без особых слов просто начинал делать массаж с криками: «Фри! Ноу мани! Ноу проблем». В итоге один из нас всё-таки согласился на массаж, после чего с него потребовали благодарность. Аналогичная ситуация произошла и во время посещения смотровой площадки. Я практически ничего не успел сообразить, как на меня уже повесили какую-то змею, странную шляпу и начали кричать: «Фото! Фото!» Естественно, этот аттракцион также оказался небесплатным.
Подвох поджидал нас и во время поиска автомобиля, который мы хотели взять напрокат. В отеле нам рассказали, что это совсем недорого, но забыли добавить пару слов о местных ценах на бензин. Таким образом, расходы на топливо, чтобы заправить полный бак, встали нам вдвое дороже, чем аренда авто на целые сутки. Да и такого количества бензина нам не потребовалось, хотя в бюро аренды нас убеждали, что полного бака может ещё и не хватить.
Зачем нам пирамиды, когда есть океан?
Несмотря на столь выгодное с туристической точки зрения географическое положение, Агадир – единственный в стране город, где создана полноценная курортная инфраструктура, с населением в полмиллиона человек. Населённый пункт здесь появился много веков назад, но вся историческая часть города практически полностью была разрушена мощнейшим землетрясением. Поэтому из достопримечательностей здесь осталась лишь стена и руины какой-то крепости на вершине горы, вид на рыболовецкий порт и окрестности, открывающийся с оборудованной здесь же смотровой площадкой, да бесплатный зоопарк.
В нетуристической части городка есть, конечно, и свой рынок, мечети, просторные парки, скверы, неработающие фонтаны и даже Медина. Но последняя была построена менее полувека назад современным архитектором и никакой культурной и исторической ценности не имеет.
Стоит признать, что не порадовал достопримечательностями знаменитый Марракеш, куда мы решили съездить самостоятельно. Вопреки расхожему мнению, официальной столицей Марокко является город Рабат, экономической – Касабланка, а Марракеш – лишь исторический центр. Практически все местные достопримечательности сосредоточены в одном месте – в Медине, обнесённой многокилометровой стеной. По большому счёту вся она представляет собой огромный, изрезанный узкими улочками и переходами рынок в несколько этажей. И чтобы найти что-то даже при помощи путеводителя, нужно очень и очень постараться.
Впечатления он производит противоречивые. С одной стороны, здесь стоит потрясающий запах специй, свежего хлеба и национальных блюд, которые готовят прямо на ваших глазах. Рядом умельцы разделывают кожу и вырезают из дерева всевозможные предметы быта. Тут же расположена заправка для мопедов, торгуют птицами, разворачивается повозка с бараньей шерстью, запряженная ослом – всё в одной куче. Пробовать здесь еду, несмотря на аромат и аппетитный вид, как-то боязно, да и вообще главной целью уже после получасовой прогулки по этому бесконечному лабиринту становится выход.
Здесь, кстати, расположены не только своеобразные торговые павильоны, но и целые жилые кварталы. Марокканцы здесь и живут, и работают, и покупают всё, что необходимо. Таким образом, наверняка в этом огромном муравейнике есть люди, которые никогда его не покидали.
Путин из май френд
Долгое время являясь французской колонией, эта страна впитала в себя множество европейских традиций, особенностей культуры, быта и даже кухни. В местных школах, например, практически не преподают английского, как в большинстве арабских стран. Зато на французском свободно изъясняются практически все, вне зависимости от социального положения и достатка. Поэтому почти все население страны – полиглоты, владеющие французским, марокканским диалектом арабского и берберским языком.
Впрочем, в туристических центрах никаких языковых трудностей мы не испытывали. На наше счастье, местные жители знают английский примерно так же плохо, как и россияне, объясняясь с приезжими лишь рядом дежурных необходимых фраз.
Как и на любом уважающем себя курорте, в Агадире наши туристы могут изъясняться и по-русски. Работники отелей, продавцы магазинов и официанты пару-тройку фраз знают, остальное – жестами. Самыми подкованными в познаниях нашей лексики оказались уличные торговцы. Узнавая о том, что мы из России, они расплывались в улыбки и начинали сыпать фразами: «Привет», «Хорошо», «Пожалуйста» и «Петрович». Но чаще всего нам приходилось слышать: «О, Россия? Путин из май френд!»