Историю, очень похожую на ту, что случилась с памятником природы в Нелидово, рассказала доцент кафедры экономики и управления Костромского госуниверситета Виктория Бобрушева:
«Несколько лет подряд в летнюю пору мы отдыхали у родственников в старинном селе Кужбал Нейского района и очень полюбили эти места. Село Кужбал расположено на берегу реки Нельши. Некогда большое и богатое, оно теперь навевает грусть. Стоят в нем два полуразрушенных храма — деревянная Воскресенская церковь 1763 года постройки и Богородицкая церковь — каменная, с колокольней, возведённая в форме корабля в первой четверти 19-го века.
А какие там красоты природы! В том месте, где Нельша делает поворот на триста шестьдесят градусов, с песчаной горы открывается вид, от которого захватывает дух и хочется одного — бесконечно наслаждаться зеркальной чистотой речной глади, чудесной отмелью, с которой не сравнятся никакие заморские золотые пески — песочек здесь белый, чистый и нежный как шёлк. А уж аромат сосен…
По сей день это место называют Святилищем. Старожилы рассказывают, что до революции в Рождество здесь устраивали народные гуляния, катались с великолепной горы, на Крещение вырубали в реке «иордань», совершали всем селом крестный ход, омывались в святой воде, крестили новорождённых младенцев. А уж летом здесь сущий рай — купание, рыбалка, стаи играющих мальков под ногами и танцующие стрекозы над желтыми кувшинками у берегов.
Любовались мы этой красотой четыре года подряд, а беда — другого слова не подберу — случилась на пятый наш приезд, в 2014-м. До сих пор вспоминаю с дрожью. Ещё по дороге (а путь до Кужбала непростой — транспортное сообщение между Неей и посёлком сократили до минимума, люди зачастую вынуждены пользоваться услугами такси) мы предвосхищали радость свидания. А приехали и увидели… свалку мусора, которым была усеяна гора Святилища! Обезображенной оказалась как раз самая живописная панорама. А мы-то столько рассказывали своим знакомым о том, как бережно поселяне относятся к родной природе. Честно говоря, от обиды хотелось просто плакать.
Немного придя в себя, мы решили навести порядок. Первым делом купили мешки для мусора и с отчаянной решимостью бросились очищать гору. Когда справились наконец с работой, то отправились искать главу местного поселения, чтоб прояснить ситуацию с мусорным вандализмом. Но оказалось, что руководству «не до пустяков», денег не хватает на самые насущные проблемы (тепло, дрова, крыши текут…), а тут мусор какой-то. Мол, его в посёлке вообще не убирают, не вывозят и даже места нет для его сбора — эта статья расходов просто вычеркнута из бюджета.
Но на этом печальная история не закончилась. Самое скверное нас ждало на следующий день. Когда утром мы пришли к Святилищу, то гора вновь была устлана мусором, высыпанным из наших мешков. Кому-то очень они потребовались. Бесплатно ведь! Я тогда даже расплакалась, и руки опустились. А мы ведь накануне даже обращение к братьям по разуму оставили на картонке, привязанной к сосне. Не сработало…»
Виктория Валерьевна вспоминает, как спустя какое-то время на одном из семинаров ей довелось пообщаться с представителями муниципалитетов области, которым она и рассказала эту историю. Её поразило, что люди промолчали, а некоторые улыбались. Лишь потом уж поняла, что за этими вымученными улыбками крылось знание реалий жизни. А они таковы, что денег действительно не хватает, оборудованные и санкционированные свалки в районах отсутствуют, нет организованного вывоза мусора.
«И это в год экологии, когда надо использовать все возможности и системно решать накопившиеся проблемы с охраной окружающей среды, а не сбрасывать их на нищие муниципалитеты».
Немного утешают преподавателя вести от знакомых из Кужбалы. Новый глава поселения оказалась неравнодушной к мусорным проблемам, да и некоторые жители посёлка, похоже, устыдились сотворенному со Святилищем. Мусор там теперь убирают, можно вновь приезжать и любоваться.
Другая история, рассказанная Викторией Валерьевной, совсем недавняя.
«Если выбраться из Костромы с правобережья, переехать мост через канал и двигаться дальше, то с правой стороны напротив остановки «Густомесовская» будет поворот в сторону леса. Еще два года назад стоило углубиться на километр вглубь, и взору представала великолепная лесная поляна, на которой произрастают полевые цветы, земляника и дикий лесной шиповник. Сколько раз мы туда за ним выбирались! А теперь этой красоты там нет, вместо неё — мусорная свалка в песчаном карьере. Вся поляна испещрена ямами, добыча здесь песка была явно самостийной, никем не разрешённой. И, как водится, в ямы тут же стали сваливать мусор — бытовой и строительный. Варварство, сотворенное с поляной, странным образом совпало с массовой застройкой коттеджей на берегу Волги в посёлке Густомесово. Великолепие элитного жилья на фоне пригородных лесов, превращаемых в помойки. Сколько таких земляничных полян изуродовано!»
Преподаватель Виктория Валерьевна убеждена, что никакой год экологии, который уже завершается, и никакие пафосные лозунги не помогут, если не будут действенными природоохранные законы и если каждый из нас наконец не задумается о своей ответственности перед землей.
Ульяна ЧУДИНОВА.
Фото Виктории Бобрушевой.