На дворе весна, природа просыпается, оживает. А что происходит в эти дни в костромском зоопарке? Мы отправились туда, чтобы  узнать.

 Ее подопечные – в зоопарке, ипподроме и цирке

В зоопарке нас встретила симпатичная молодая женщина Екатерина Русакова. Разговорились. Катя рассказала, что в 2001 году окончила ветеринарный факультет КГСХА и уже пятнадцать лет работает ветеринаром – в зоопарке, на ипподроме и в цирке. Я интересуюсь: «Если у вас так много работы, значит, профессия «ветеринар» — редкая?» Катя улыбается: «Скорее, у меня редкая специализация. Врачей по мелким животным — кошкам, собакам — больше, чем врачей, работающих с крупными и экзотическими животными — буйволами, верблюдами, лошадьми. Мало кто с ними работает».

Выходим на территорию зоопарка. Он находится на пригорке, поэтому животные греются на солнце. Вот в клетке щурит глаза гривастый лев Цезарь. Его клетка стоит вплотную с небольшой бревенчатой избой. Катя поясняет: «В этом домике есть обогреватель. Он включен все холодное время года, иначе нельзя, лев – теплолюбивый, привык к жаре и может простудиться!» Ветеринар рассказывает, что все животные хорошо перенесли зиму: «Зимой звери обрастают шерстью. В это время года идет более интенсивный обмен веществ, и они за счет этого согреваются.  Единственное, что им нужно, — это немного увеличить рацион питания, что мы и делаем… А теперь весна, и мои подопечные понемногу начинают линять».

Главная задача ветврача в зоопарке – не допустить возникновения опасных болезней животных. Екатерина: «Есть общие заболевания у животных и людей. Поэтому идет постоянная профилактика, делаем прививки. В зоопарке есть животные, которые контактируют с людьми – это козы, овцы, кролики. Их можно кормить с рук».

Подходим к загону, в котором стоят два красавца-верблюда. Это пара, их зовут Кэм и Смегги. Спрашиваю: «Говорят, у них появился верблюжонок?» Катя смеется: «Пока нет. Мы эту пару в сентябре прошлого года купили в Иванове. А как везти таких великанов? Мы применили самую маленькую дозу снотворного, в Кострому привезли в коневозке сначала ее, потом Кэма. У Смегги раньше уже были верблюжата, и мы надеемся, что пара в скором времени порадует нас верблюжонком. Все еще впереди… А в этом году  ждем пополнение у маралов».

DSC_0085.JPG

 Даша, Миша и малыш

Порадовали пополнением медвежья пара Миша и Даша. Это – любимцы Екатерины. В прошлом году у них уже появился первенец. Помните, имя ему выбирала вся Кострома?  Назвали Потапом. В этом году у четы вновь малыш. Когда мы подошли к клетке с медведями, Даша очень обрадовалась, начала носиться по ней, прыгать. А потом, когда Катя попросила: «Даша, покажи нам медвежонка», – вынесла его из небольшого сарайчика, где он спал. Малыш несколько раз пытался вновь забраться в сено, но мамаша настойчиво выталкивала его на улицу. В итоге медвежонок совсем проснулся и принялся грызть деревянный сучок на пеньке, а потом и забрался на него… Папа Миша находится в этой же клетке, только за железной перегородкой, но делами Даши и малыша интересуется. Миша и  Даша «целуются» прямо у нас на глазах, сквозь решетку протягивают друг к другу лапы. Это так уморительно!

В зоопарке появилась парочка страусов. Они уже скоро будут откладывать яйца. Я спрашиваю: «А вы пробовали из них яичницу?»  «Да, у них яйцо такой величины, что хватает на большую сковородку. Но мне яичница не понравилась. Она немного жестковата, как резиновая. Никто не стал есть, отдали собаке».

В другом вольере стайка белоснежных лебедей. Катя говорит: «Скоро оттает большой пруд, мы их запустим туда».

Лучше всех позировал нашему фотографу волк. Катя почесывала его мохнатый бок, а он стоял на цыпочках, держась за решетку одной лапой, и улыбался…

Я спрашиваю Катю: «О чем мечтаете?» Она говорит: «У нас нет ветеринарной клиники, зоопарк молодой. Но руководство все делает для его развития, и мы надеемся, что она будет. Мне бы хотелось пройти стажировку в московском зоопарке, поучиться, ведь каждый вид животных – это определенная специфика.  Может быть, будет такая возможность. А еще мечтаю поработать в клинике, специализирующейся на лошадях. Их в России всего три, в Москве. В России специалистов, оперирующих лошадей, – единицы».

DSC_0118.JPG

 «Лошади – наша жизнь»

 Надо сказать, что основное место работы Кати – костромской ипподром. И ее любовь к лошадям – давняя и верная. Еще в 11 лет она пришла сюда. «Помню первую лошадь – это был шоколадный Инфант. Детишек обычно сажают на лошадей, которые раньше выступали в большом спорте и могут научить ребят основам верховой езды. Таким был и мой конь, он меня очень многому научил. Я – кандидат в мастера спорта по конному спорту. Участвовала в региональных соревнованиях. Но сейчас это мое увлечение, а основное – работа ветеринара». Сейчас на попечении Екатерины 107 высокопородных лошадей, 75 принадлежат конной школе, а остальные – частным владельцам: «И у меня тоже есть своя лошадь – это пегая Ромашка. Мы ее взяли шестимесячной. Сейчас ей уже 11 лет».

На ипподроме работает старшим тренером свекровь Кати Валентина Ивановна. А муж Сергей – единственный коваль, кто «обувает» здесь лошадей. Он научился всему сам. Сергей тоже закончил костромскую сельхозакадемию, факультет «автомобили и автохозяйство». Как Катя, он в юности пришел сюда в секцию, но занимается до сих пор конкуром, выступает на соревнованиях. Как и родители, обожает лошадей пятилетняя дочка. Она с большим удовольствием приходит сюда, катается

на пони.  А пятнадцатилетний – сын-отличник пока не проявляет к ним интереса.

Катя говорит: «С лошадьми надо договариваться. Они все чувствуют, если человек боится, тогда будут его специально пугать. Вот есть у нас конь, на ипподром его привезли из Ярославля уже взрослым, и здесь с ним никто не мог совладать. Он «свечил», то есть постоянно вставал на задние ноги. Прямо оправдывал свое имя Гордей. Никто не мог его укротить. И как-то пришел к нам по абонементу заниматься мужчина, так он сразу нашел с конем общий язык. Теперь Гордей его воспринимает как хозяина.

Но кобылы намного привязчивее к хозяевам, чем жеребцы. Они своих хозяев чувствуют издалека, слышат, как подъезжает машина.  И моя Ромашка, слыша мой голос, начинает ржать! Конный спорт – это не дрессура, здесь все построено на доверии. Когда лошадь доверяет всаднику, она сделает все, что он от нее хочет».

                                                                    

     Светлана ГАПОНЮК.

                                                                         Фото Николая Суворова.

№15 (673) от 13.04.2016.

 

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...