27 февраля начался Великий пост. О том, как правильно его соблюдать, нашему корреспонденту рассказал игумен Антоний, духовник Успенской Тетеринской пустыни Нерехтского района:
— Пост – это период, когда надо на время остановиться от круговерти современной жизни, посмотреть внутрь себя, проанализировать свой жизненный путь, повиниться за содеянные грехи, исправить ошибки. Это время молитвы и усердного исполнения заповедей Божьих, усиленной духовной жизни. Весь смысл этого периода раскрывается в церковных песнопениях: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение; оглаголания, лжи и клятвопреступления — сих оскудение…». Только такой пост «истинный есть и благоприятный»
Сейчас многие почему-то считают, что пост – это чисто церковная диета. Хотя воздержание в пище – не самое важное.
Когда-то Василий Блаженный, сидящий на паперти храма, предложил во время Великого поста царю Ивану Васильевичу, идущему в церковь, кусок мяса. Царь сказал: «Что ты, Василий! Я — христианин и постом мясо не ем!» На что тот ему ответил: «А кровь христианскую пьешь?!..»
«Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи, – говорит святитель Василий Великий. – Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего и не ест, однако же не перестает грешить».
Пост — это время для покаяния и исправления своей жизни, зачастую уклоняющейся от правильного русла. Еще недавно можно было услышать, как соблюдение поста называли «говением». Но зачастую мы не задумываемся о значении употребляемых слов. В современном понимании говеть – это воздерживаться от пищи, поститься. Тогда «благоговеть» – поститься строго?! Несуразица получается. Ведь «благоговение» – это уважительное, почтительное, трепетное отношение.
Вот и пост — это трепетное отношение к исполнению Божьих заповедей и удаление от всего греховного, борьба со своими страстями, со своими греховными наклонностями. Во время поста необходимо, и это главное, обуздать свои мысли, чувства, порывы. В этом-то и будет благоприятность поста перед Богом.
Пост, как воздержание от определенного вида пищи, был заповедан Богом в Эдеме первому человеку Адаму: «от всякого древа в саду ты будешь есть; а от древа познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Это был единственный запрет! Соблюдая его, Адам должен был на деле проявить свою сыновнюю любовь и преданность Творцу.
И сейчас отношение к посту, его соблюдение показывает качество нашей веры и верности Заповедям Божиим. Пост – это индикатор нашей любви к Богу. Пища как таковая к Богу не приближает.
Чревоугодие – это один из целого ряда грехов против ближних, семьи и общества. Оно проявляется в виде привычки неумеренного, чрезмерного употребления пищи, то есть объедания или в пристрастии к утонченным вкусовым ощущениям, услаждении себя пищей. Конечно, разным людям требуется разное количество пищи для поддержания своих физических сил – это зависит от возраста, телосложения, состояния здоровья, а также от тяжести работы, которую выполняет человек. В самой пище нет никакого греха, так как это дар Божий. Грех заключается в отношении к ней как к вожделенной цели, в поклонении ей, в сладострастном переживании вкусовых ощущений, разговорах на эту тему, стремлении тратить как можно больше средств на новые и более изысканные продукты. Сидя за столом, христианин должен не дать увлечь себя этой страсти. Блаженный Августин сравнивает тело с яростным конем, увлекающим душу, необузданность которого следует укрощать уменьшением пищи. Для этой цели главным образом и установлены церковные посты.
Как бы ни был труден пост в условиях нашей жизни, к нему надо стремиться, его необходимо сохранять в быту, особенно пост внутренний, духовный, который у святых отцов называется целомудрием. Сестрой и подругой поста является молитва, без которой он превращается в самоцель, в средство особой утонченной заботы о своем теле. Пост на Руси всегда соблюдался достаточно строго, но были и свои местные особенности. К сожалению, в наших церковных календарях совершенно забывают, что церковный устав – это устав монастырский, и он неприемлем для мирян в своей полноте. Да и климат наших северных широт отличается от климата северной Палестины, где этот устав создавался. Если бы преподобный Савва Освященный жил в нашей Сибири, то он устав о постах обязательно бы переписал.
Даже в монастырях на Руси были уставные традиции о постах, отличные от Типикона. В Соловецком монастыре, например, на первой неделе поста в понедельник, вторник и четверг старались не есть никакой пищи, а вот на следующей неделе употребляли в пищу рыбу, но не свежую, а соленую, которая считалась более постной, чем свежепойманная. Блюдами из свежей рыбы соловецкие монахи лакомились только на Благовещенье и Вербное воскресение. Сейчас из правил Соловецкого устава осталось только употребление рыбной икры в Лазареву субботу. Русский народ в прежние века строго соблюдал посты и постные дни. На Руси постились даже больные и дети с двухлетнего возраста. По возможности в постовое время уклоняются от хождения по гостям. Во время поста обычно не посещают увеселительных заведений, хорошо бы было воздерживаться от просмотров непристойных телепередач, фильмов, всяких шоу (фактически это английское слово переводится как «показуха») и бессмысленных сериалов.
Пост – это дело совести каждого. К большому сожалению, сейчас почему-то строгое отношение к посту требуется только от мирян. Хотя строго всегда постились монашествующие и духовенство, являясь примером для своей паствы. Монашествующие вообще не употребляли в пищу мясных продуктов, кроме тех, кто возвратился на родину после заграничных служебных командировок. Еще в 70-е годы прошлого столетия русские архиереи, как все монашествующие, мясного не ели, а сейчас это особая привилегия для епископата, хотя ничем не обоснованная. Вслед за епископатом современное духовенство изобретает для себя льготы в соблюдении общепринятых нравственных правил, но при этом все строго взыскивается с паствы. Это ужасная проза современной жизни! Духовенство должно строго соблюдать все правила и обычаи православного благочестия. Священник должен своим примером научить и увлечь народ следовать за Христом.
Кто-то утверждает, что якобы пост очищает душу. Пост не может душу очистить, очищает душу только покаяние и воздержание от греховной жизни. Это не только очищает человека, но и делает его сердце способным стать обителью Триединого Бога. У нас в монастыре мы придерживаемся традиционного отношения к посту. Пост соблюдается строго, так как наш монастырь является пустынью, а пустынь – это монастырь строгого устава.
Я, как духовник монастыря, придерживаюсь тех правил, которым меня научили дореволюционные монахи, пережившие тюрьмы, изгнания, ссылки и сохранившие и передавшие нам истины православной веры. Церковные правила не должны удалять людей от Бога. Сейчас многие не понимают церковнославянского языка. Уставное «сухоядение» – это пища без елея (растительного масла), а не отказ от питья; «варение без посластия» – не наше варенье без сахара(!), а вареная пища без масла.
Меня так учили:
— Первые два дня ничего не едят до Великого канона. Только ради немощи употребляют «укроп» (кипяток) с медом.
— Вернувшись из церкви, ели печеную картошку с квасом или рассолом. Пили чай с сухарями.
— В первые среду и пятницу, после литургии в обед вкушали «едино варение без посластия» – постный суп без масла. Для того чтобы было сытно, в суп бросали горсть манной крупы. Также добавляли лавровый лист и приправы. Пища получалась вкусной и питательной.
— В четверг до канона снова постились. Такие же правила были в Оптиной пустыне.
— В пятницу после службы все в храме разговлялись колевом.
— В субботы не разрешалось поститься строго, кроме одной Великой субботы перед Пасхой, поэтому было положено «варение едино с посластием» и ели «черепокожных» — морепродукты.
— В воскресные дни ради воспоминания о воскресении Христовом положено вкушать «варения два с посластием и черепокожными», то есть два вареных блюда, сдобренных постным маслом. Также устав предписывал употребление небольшого количества (чаши две) слабого вина.
Кстати, сам устав поста рассчитан на средний возраст. Младенцы, питающиеся молоком, не могут поститься. Не постятся строго больные, беременные женщины и престарелые, которым уже за семьдесят. Им строгость поста нецелесообразна, ведь пост не должен быть безумным самоубийством. Ведь жизнь и здоровье – это драгоценный дар Божий, и мы должны его беречь и сохранять.
Записала Валентина ФАДЕЕВА.