На днях в редакцию «КНГ» обратилась пенсионерка Нина Гулибина. Её достала стандартная костромская проблема – без конца текущий канализационный колодец во дворе, из-за которого образуется наледь, а в воздухе круглый год витает неприятный запах. Казалось бы, кого этим удивишь? У всех течёт, и что такого? Наш корреспондент решил узнать подробности «подколодной жизни» Костромы и попытаться оценить, насколько опасен серьёзный сбой в этой системе.
Спасение через дорогу
Нина Даниловна встречает меня в аккуратном халате и расписном платке. Внутри двухэтажный деревянный дом на Депутатской, 5, разительно отличается от обветшалого фасада. Немного крутая, но крепкая лестница почти не скрипит, а внутри квартиры сделан хороший ремонт, вставлены пластиковые стеклопакеты, тепло и уютно. Но всё это лишь на первый взгляд, говорит пенсионерка.
На самом деле бытовая инфраструктура здесь налажена на уровне автомобильного гаража. Здесь, в 10 минутах ходьбы от Сусанинской площади, никогда не видели ни природного газа, ни централизованных водопровода и канализации, ни отопления. Всё, что есть, – электричество, да и то осенью 2011 года стало причиной крупного пожара из-за ненадёжной старой проводки в одной из квартир. Греет помещение настоящая русская печь, плита работает на газовом баллоне, и, несмотря на водонагреватель, душ и ванна отсутствуют вовсе, а остальные «удобства» расположены на улице.
То есть центральной канализацией жители не пользуются, но канализационный люк есть. Последние полгода он не даёт покоя местным жителям. Всё это время он без конца течёт и, начиная с первых же заморозков, образует во дворе и на выезде с придомовой территории на Депутатскую настоящий каток. Причина никого не удивляет – засор подземной канализации. Да и раньше, конечно, подобные ситуации случались – из люка начинало сочиться, но после прочистки системы коммунальными службами – на время прекращалось. Теперь же нечистоты выходят из-под контроля всё чаще, а специалисты ответственных городских служб, напротив, проявляют к люку на Депутатской всё меньше интереса.
К слову сказать, по иронии судьбы, те самые коммунальные службы и специалисты, отвечающие за водоотведение в Костроме, располагаются отсюда прямо через дорогу. Напротив злополучного дома расположен один из главных офисов МУП «Костромагорводоканал». Но тогда ситуация с местной канализацией ещё не стояла так остро.
И снова на пути… плита
Дома у Нины Гулибиной негромко работает телевизор, где рассказывают о старте Олимпийских игр в Сочи. То и дело пенсионерка бросает на экран грустные взгляды, а затем не выдерживает и сокрушается: «Сердце кровью обливается, когда слышишь, сколько на это потрачено денег, а до нас будто никому нет никакого дела».
Оснований для подобных рассуждений у Нины Даниловны предостаточно. Рядом с ней на столе лежит аккуратная стопочка документов. Здесь жалобы на канализационную беду в многочисленные инстанции и некоторые ответы на них. Отследив переписку, встречаем обыкновенный российский бюрократический пинг-понг. Водоканал пеняет на недостаток средств и рекомендует обратиться в управляющую компанию. Та, кстати, тоже муниципальная, в свою очередь, естественно, напоминает о своей зоне ответственности, которая заканчивается ровно там, где заканчивается канализационный врез дома, а колодец намного дальше. А в городском комитете коммунального хозяйства жалобу, конечно, рассмотрели, но ещё в момент подачи в полголоса порекомендовали обратиться в общественную приёмную Президента. Так, дескать, быстрей и надёжней…
Через 10 дней комитет ЖКХ дал Нине Даниловне ответ: сети ваши (да в том-то и дело, что не ее, у нее нет канализации! — авт.) в неудовлетворительном состоянии, требуют капитального ремонта и замены. О возможных сроках начала работ или о том, стоит ли вообще ждать этого начала, – ни слова. Всё, чем утешили, так это заявлением, что силами городских коммунальных средств осуществляют периодическую расчистку канализации, что на время снимает проблему. Говоря иными словами, вместо лечения причины заболевания и необходимых лекарств родителям мальчика, страдающим энурезом, рекомендуют просто чаще менять постельное бельё…
Не могу не добавить, что обратиться в комитет городского хозяйства Нине Гулибиной порекомендовал инженер «Костромагорводоканала», который, видимо, успел проникнуться проблемой пенсионерки за время их многократных бесед. Однажды он даже чуть не решил проблему самостоятельно, поделившись с пенсионеркой «планом-схемой» систем водоотведения этого района и отправив на «объект через дорогу» ремонтную бригаду.
Рабочие отследили засор и сделали заключение. Во-первых, «проблемная труба» расположена на территории и находится на балансе предприятия «КОСФО» (бывший обувной завод «10-й Октября» — прим. «КНГ»). Эти данные затем подтвердили и в комитете ЖКХ, но сейчас завод не действует, а сторож никогда не препятствует визитам коммунальщиков. Впрочем, во-вторых, сам люк на территории предприятия находится под массивной бетонной плитой, и, чтобы прочистить засор, её необходимо поднять. А в этой ситуации «коммунальная медицина» за неимением средств оказалась бессильна, лишь порекомендовав обратиться в управляющую компанию, чтобы та оплатила необходимые работы.
Финансовый слив
Во всей этой грустной, но заурядной бытовой истории есть несколько моментов, которые вызывают сомнения, если не сказать опасения. Прежде всего, странно, что у организации, которая призвана заниматься водоотведением и исправно собирает за это плату с жителей, не хватает денег, чтобы убрать какую-то там плиту. Судите сами. За жилплощадь в 42 квадратных метра, где прописано три человека, Нина Даниловна ежемесячно платит по 130 рублей по строке «водоотведение». Это более полутора тысяч рублей в год. В её двухэтажном деревянном доме проживает 13 семей. То есть только с этого строения на Депутатской «Горводоканал» получает порядка 15-20 тысяч рублей ежегодно. И если не на замену и капитальный ремонт коммуникаций, то хотя бы на регулярную «чистку» канализации этих средств должно хватать. И на ликвидацию плиты тоже. Не нужно быть специалистом, чтобы предположить, какие немалые суммы за водоотведение коммунальщики получают со всех горожан.
И на этом денежный вопрос не исчерпан. Говорить, что ответственные за канализационные системы города службы ничего не делают, конечно, тоже нельзя. Все мы прекрасно помним многолетнюю историю с ремонтом дюкера, проложенного по дну Волги, который потребовал значительных затрат. А внимательные жители постоянно становятся свидетелями того, что то тут, то там бригады в спецодежде раскапывают землю, откачивают воду и чистят трубы и колодцы от засоров. Удовольствие это также не из дешёвых. Аренда спецтехники, восстановление почвы и дорожного покрытия после раскопок, значительные человеческие трудозатраты и другие издержки стоят денег. Но столь же очевидно, что мера эта спасает лишь на какое-то время, пока засор не образуется вновь, и всё это не выливается в зловоние и фекальные ручьи.
В то же время, коммунальщикам прекрасно известно, что куда более эффективный выход – это капитальная реконструкция и замена подземной канализации. В своём ответе на обращение пенсионерки с Депутатской, 5, специалисты городского комитета ЖКХ признают: «Линия канализации в районе указанного дома находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Для дальнейшей эксплуатации данного участка необходимо выполнить её перекладку». Но этого не происходит, а средства плательщиков продолжают в прямом смысле слова утекать в трубу.
Иван САРАФАНОВ.