Туберкулёз. Заболевание, от которого не застрахован никто. Ни нищий попрошайка, ни учитель, ни успешный предприниматель. Туберкулёзом может заболеть любой.

Час письма

Сообщение о случае туберкулёза в одной из школ Октябрьского района в редакцию «КНГ» пришло по электронной почте… из Германии! Короткое письмо полно паники: «Я проживаю в Германии. Моя мама и младшая сестра в России, по адресу: Костромская область, Октябрьский район, село Соловецкое. Моя сестра ходит в первый класс. В школе был найден учитель с открытым туберкулёзом. За последние дни обнаружилось ещё несколько заражённых, которых ранее скрывали! Школа не была закрыта, населению не дали практически никакой информации. Сейчас просто раздают только детям для профилактики таблетки «Изониазид». Эти таблетки дети должны принимать 6 месяцев. Но проблема в том, что многим недавно сделали прививки от туберкулёза. У многих родителей страх, так как эти таблетки просто химиотерапия. Обычная медсестра раздаёт родителям таблетки, не рассказывая о побочных действиях, и заставляет, тем не менее, родителей расписываться о том, что они ознакомлены с последствиями. Людям просто страшно, обратиться некуда».

Мы связались с директором Соловецкой основной общеобразовательной школы Светланой Новосёловой: «Действительно, во время очередного профосмотра у одного из педагогов появилось подозрение на туберкулёз. Сейчас учитель находится на лечении в Костроме».

Как в действительности обстоит ситуация в Октябрьском районе и какие меры приняли медики, чтобы ученики, а также сотрудники школы не заболели туберкулёзом, — эти вопросы мы адресовали главному врачу Боговаровской районной больницы Галине Цыганковой, но ответа на них пока не получили. При этом мы даже услышали ссылки на «врачебную тайну», хотя и не требовали от врачей разглашения личных данных пациентов. Видимо, боговаровские медики пока психологически не готовы к обсуждению «туберкулёзной» темы в СМИ.

Но мы обратились к костромским фтизиатрам. Нам подтвердили, что такой случай в Окьтябрьском районе действительно произошёл, что учитель сейчас находится на лечении, а детям, оказавшимся в очаге заболевания, назначили таблетки «Изониазид». На эту острую тему мы беседовали с Ириной ШЕРЕШКОВОЙ, заместителем главного врача ОГБУЗ «Костромской противотуберкулёзный диспансер» по диспансерной работе, главным внештатным фтизиатром и главным внештатным детским фтизиатром департамента здравоохранения Костромской области:

У «Изноиазида», как у любого другого препарата, есть побочные действия. Но это наименее токсичный и наиболее эффективный противотуберкулёзный препарат. Дети переносят его хорошо. Тем, кто находится в очаге туберкулёза, он назначается в профилактической, а значит, минимальной дозе. Принимать его нужно всего лишь 1 раз в сутки, в течение 3-6 месяцев, потому что инфекция развивается медленно. На Западе контактных лиц лечат дольше, 9-12 месяцев. Их лечение направлено на искоренение инфекции. Наши профилактические курсы рассчитаны на то, чтобы снизить риск заражения и возникновения заболевания.

Палочка Коха есть у каждого

Было время, когда фтизиатрам говорили: скоро туберкулёз исчезнет и вам придётся менять специализацию. Но этого не случилось. Туберкулёз – социальная болезнь. Он расширяет свои границы.

— Связано это расслоением общества, низкими зарплатами. Ошибочно думать, что туберкулёзом могут заболеть только маргиналы. Болезнь может коснуться любого. В том числе бюджетников, у кого достаточно низкие зарплаты. В последнее время появились забытые быстроразвивающиеся формы туберкулёза. Болезнь развивается на фоне стрессовых ситуаций, низких зарплат. Даже при соблюдении кратности флюорографического обследования, которое регламентировано постановлением Правительства РФ, можно упустить начало заболевания, — поясняет Ирина Шерешкова.

— Ирина Ивановна, как часто нужно проходить обследование тем, кто не контактирует с больными туберкулёзом?

— Основное население должно проходить флюорографию не реже одного раза в два года. Чаще можно, реже нет. Работники детских учреждений — один раз в год. Как правило, если человек вовремя проходит медосмотр, то заболевание выявляется на ранних стадиях.

Например, так случилось этой весной, когда в одном из детских садов Костромы заболела нянечка. Женщина своевременно проходила профосмотры, на одном из них появилось подозрение на туберкулёз. Врачи беседовали с родителями дошколят. Обследовали детей в областном противотуберкулёзном диспансере. (Кстати, детское отделение диспансера – единственное в области.) Случаев первичного инфицирования детей в результате сложившейся ситуации тогда не выявили. Спустя некоторое время на форуме губернатора области появилось письмо панического содержания от одного из родителей. Он спрашивал: почему нельзя проводить обследование в детском саду, почему нужно возить ребёнка в диспансер?

Ирина Шерешкова: «Доставка диагностической службы отделения в другое место технически невозможна и противоречит противоэпидемическим нормам. Тогда была масса совещаний. Вокруг этого дела поднялась не нужная шумиха. Родители стали высказывать недовольство. Детки же ходят в музыкальные школы, танцевальные кружки и другие секции. А в городе всё на слуху. От здоровых ребят стали «шарахаться».

— Вы так спокойно говорите, потому что каждый день работаете с больными туберкулёзом. Для остальных новость о подобном заболевании – настоящее ЧП. Понятное дело, что люди впадают в панику.

— В Европе даже инфицирование – уже ЧП. Там ниже уровень туберкулёза, несколько иные подходы к его лечению. У нас же взрослое население практически всё инфицировано. Но в принципе, для человека, который никогда с этим не сталкивался, тревога – нормальное поведение. Но нужно найти достоверную информацию. Не искать ответы на каких-то форумах, где сидят такие же непросвещённые граждане, а зайти, например, на официальный сайт Институтов туберкулёза, где уважаемые грамотные специалисты отвечают на вопросы. Нужно обследоваться, а не отказываться от проб на туберкулёз, от прививок, флюорографии.

— Ирина Ивановна, вы сказали, что практически всё взрослое население инфицировано палочкой Коха. Получается, что защититься от этой болезни нельзя?

— Инфицирование – это ещё не болезнь. Болезнь же «туберкулёз» коварна тем, что на первой стадии течёт бессимптомно. Мы работаем по двум линиям: защите – то есть созданию иммунитета, и контролю. Защита – это прививки. Первую делают ребеночку ещё в роддоме на 4-7-й день жизни. Она рассчитана на 7-10 лет. Повторные прививки делают в 7 и 14 лет, но только тем, кто не успел к этому времени инфицироваться. Наука на месте не стоит. Осенью мы были в Санкт-Петербурге на международном форуме и сейчас ожидаем приказ, что прививку, которая ставится в 14 лет, скорей всего отменят. Считается, что к этому возрасту практически все уже инфицированы. Взрослым прививки делаются только по медицинским показаниям. Случается такое редко. Ежегодно все люди должны тестироваться на туберкулёз. У детей с года и ежегодно ставятся туберкулиновые пробы, то есть Манту. Но жизнь на месте не стоит. Сейчас мы получили новую пробу, более чистую. Она называется Диаскин-тест. Однако такие пробы пока мы ставим только тем, кто приходит в диспансер на обследование. Опять же ждём документов на внедрение этой системы в широкую практику. Подросткам в возрасте от 15 до 18 лет делают Манту и флюорографию. Это промежуточный возраст, когда дети взрослеют, и туберкулёз у них промежуточный: то больше проявлений детского, то взрослого. У населения в возрасте от 18 лет и старше выявить болезнь по Манту уже невозможно. На первый план выходит флюорографическое обследование. Оно помогает выявить туберкулёз на том этапе, когда он клинически пока ещё никак не проявляется. Это достаточно затратное мероприятие. Практически не применяется на Западе. Там отдают предпочтение микроскопическому исследованию мокроты. Такой менее затратный способ у нас начал внедрятся наряду с флюорографией с 2006 года, но пока не вышел в массы. По итогам этих обследований проводим оценку результатов. Отбираем тех, кто должен пройти обследование в диспансере. У кого-то находим туберкулёз, ставим на учёт как больного, назначаем лечение. У кого-то не находим, но видим, что его инфицирование требует внимания, ставим на учёт как инфицированного. Назначаем медикаментозное профилактическое лечение, либо даём советы по изменению образа жизни. Всё очень индивидуально. Наша задача – поднять защитные силы организма, снизить активность туберкулёзных микробов в организме.

— Считается, что очень большая папула – плохой показатель. Какой должна быть реакция Манту у здорового ребёнка?

— В каждом возрасте свой примерный норматив. В первый год жизни ребёночку сделали прививку, а значит, и пуговичка у него будет ярковыражена. Это ответ на прививку. Но если ребёнок пятилетний и у него вдруг впервые большая проба, это станет показанием к консультации фтизиатра. Нужно разобраться, что случилось. Есть предельно терпимый критерий – 17 мм. Если проба 17 мм и более – нужно идти на консультацию, так как даже ответ на прививку не должен быть таким. То ли это аллергия, то ли реакция на туберкулёз, то ли индивидуальная норма. Методика предполагает оценку в совокупности: то есть анализ проб за все годы. То же и с флюорографией: она показывает, что в лёгких есть изменения. Но что это: туберкулёз, перенесённая пневмония или что-то другое, — нужно выяснить, назначив дополнительные обследования.

— Вы сказали, что туберкулёз на первой стадии протекает бессимптомно. Но может быть, всё-таки есть признаки, которые должны насторожить?

— Да, есть. Так называемый синдром интоксикации. Он проявляется в утомляемости, плохом настроении, потливости по ночам, периодической невысокой температуре, длительном, но не сильном кашле. Сильный кашель проявляется на последней стадии. У детей, может быть, снижение успеваемости, снижение аппетита. Что-то изнутри подтачивает организм. Но чаще всего этим признакам не придают значение. Списывают их на осень, курение, просто недомогание, вечную занятость и бесконечную работу. Уже потом выясняется: предвестники были, но их не заметили. Мы всегда призываем: не игнорируйте изменения в своём здоровье. Но менталитет у нас такой, что к терапевту не собраться, а если собраться, то там надо отсидеть очередь, да и врач, порой, не обратит внимания на такие пустяки.

— Если появляется подозрение на туберкулёз, куда обращаться? Сразу в диспансер?

— Дети получают направления от педиатра, по телефону записываются на приём и приходят к нам. А вот если у взрослого обнаружили изменения в лёгких, нужно идти к своему терапевту по месту жительства. Врач назначает дополнительные анализы, в том числе исследование мокроты на туберкулёзную палочку. Результат известен уже через 1-2 дня. Если после этого обследования подозрение на туберкулёз остаётся, терапевт направляет человека к нам. Фтизиатр назначает дополнительное обследование по специальным методикам. Бывает и так, что люди с перепуга бегут сразу в диспансер, но это не очень правильно. Мы, конечно, не откажем, примем. Но не надо лишний раз подвергать себя опасности контакта с больными туберкулёзом, возможно, без необходимости.

— А если кому-то из коллег поставили такой диагноз?

— Пока речь идёт только о подозрении на туберкулёз и человек обследуется, мы никого не тревожим. Но когда диагноз поставлен, участковый фтизиатр, на чьей территории находится учреждение, выходит туда. Проводит беседу с руководителем и медиком, если таковой имеется. Обследует рабочее место больного, круг его общения, определяет границы очага заражения, кого обследовать в первую очередь, кого во вторую.

— Слушая ваши спокойные рассуждения о болезни, можно предположить, что в нашем регионе всё в порядке и случаи заболевания туберкулёзом единичны.

— В нашем регионе заболеваемость туберкулёзом в три раза меньше, чем в целом по России. Но если отпустить ситуацию, то всё может быть гораздо хуже. Скажу, что каждый год мы регистрируем в среднем по 200-220 новых случаев. Избавиться от туберкулёза невозможно – это социальная болезнь. Наши методики лечения направлены на снижение риска возникновения заболевания у здоровых людей.

Елена СМИРНОВА.

Фото Николая Суворова.

Только цифры

— С января по октябрь 2012 года в Костромской области впервые выявлено 212 случаев заболевания туберкулёзом, из них 18 случаев у детей в возрасте до 14 лет. За аналогичный период 2011 года впервые было выявлено 153 случая заболевания туберкулёзом, из них 6 у детей в возрасте до 14 лет.

— Из так называемого обязательного контингента, то есть пищевиков, работников детских учреждений, водоканала и т.д., в 2011 году заболели 19 человек, из них 7 человек – работники детских учреждений. В 2012 году таковых было 17 человек, из них 6 – работники детских учреждений.

— Стационарные флюорографы есть в каждой больнице области. Передвижных флюорографов — два. Один, на базе ЗИЛа, планируется отдать в Шарью, чтобы он работал на северо-востоке области. Второй, на базе КамАЗа поступил в область минувшей осенью. Аппарат закрепят за областным противотуберкулёзным диспансером. По плану-графику, а также по заявкам машина будет выезжать в районы.

В тему

С Ириной Шерешковой мы беседовали в областном противотуберкулёзном диспансере. Находится он на улице Ленина, 150б, рядом с парком отдыха «Берендеевка». Чтобы добраться до медицинского учреждения, нужно пройти вдоль забора, ограждающего парк, по неширокой тёмной занесённой снегом дороге. Вдоль неё не установлено ни одного фонаря! Зимой и осенью, когда рассветает поздно, а темнеет рано, приходится брести в потёмках! Я заметила несколько человек с фонариками. Видимо, они уже не первый раз шли по страшной дороге.

Более того, судя по всему, дорога предназначена только для транспорта, но уж точно не для пешеходов, потому что вдоль неё нет тротуара, по которому бы пешеходы могли спокойно дойти до места назначения. Несчастным пациентам, у кого нет личного автомобиля, приходится топать до медицинского учреждения по проезжей части. А ведь в противотуберкулёзный диспансер приходят не только взрослые, но и родители с маленькими детьми! Каково им? Чтобы не попасть под колёса проезжающих автомобилей, пешеходам приходится сворачивать в сугроб! Лично мне пришлось измерять глубину сугроба трижды!

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...