«Мама! Дым!» — закричала 9-летняя Настенька. Девочка проснулась в ночь на 28 июня из-за едкого дыма, окутавшего квартиру на 11-м этаже дома №3 по улице Самоковской. Соседняя квартира уже вовсю полыхала, позже там обнаружили труп. Настеньке и ее семье удалось спастись. Мать девочки Ирина Кононова считает, что беду можно было предотвратить, и признается, что она и ее соседи по поводу смерти на пожаре испытывают противоречивые чувства.

«В 02:40 28.06.2014 г. в Единую службу спасения поступило сообщение о пожаре в г. Кострома, ул. Самоковская, д. 3. Горела квартира на 11-м этаже 12-этажного дома. Пожар полностью ликвидирован в 03.40 на площади 25 кв.м. На месте пожара работали 45 человек и 15 единиц техники, в том числе от МЧС 27 человек и 9 единиц техники. В результате пожара погиб 1 человек. Причина, виновник, ущерб устанавливаются», — это сухая информация с сайта областного управления МЧС.

Некоторые дополнительные сведения находим в сводке управления по защите населения и территорий Костромской области: «Повреждены огнём балконы соседних квартир, закопчен общий коридор на площади 30 м2. Личным составом ГПС эвакуировано 20 жителей, 1 человек спасен с помощью спасательных средств».

За этими фактами кроется большая трагедия и героизм маленькой девочки, а также тревога, сигналы о которой поступали в правоохранительные органы. Однако, к сожалению, беду предотвратить не удалось.

народная-2.jpg

«Мама, дым!»

Ирина Кононова вместе с семьёй: мужем Сергеем, средней и младшей дочерьми Настенькой и Ксюшенькой, — прописаны в квартире, соседней с той, где произошёл пожар в ночь на субботу, 28 июня. По словам Ирины, кое-что из того, что ранее говорилось о пожаре, она может оспорить. Например, что огонь повредил только балконы соседних квартир и закоптил общий коридор. Ирина рассказала корреспонденту «Народной газеты», что из-за пожара она с семьёй вынуждена ютиться в общежитии у старшей дочери.

Семья Кононовых в 12-этажке занимает двухкомнатную квартиру, с ванной, туалетом, небольшой прихожей и кухней без окна. Однако фактически проживает в одной комнате, в силу того, что вторая готовилась к ремонту, а также некоторых других причин, о которых мы скажем ниже. Во второй комнате, что граничит со сгоревшей квартирой, муж хранил аппаратуру, ремонтом которой занимался на дому: телевизоры, видео- и DVD-плейеры и прочее. Там же стоит шкаф и компьютер.

О страшном происшествии, случившемся в ночь на 28 июня, Ирина вспоминает с содроганием и возмущением. Жутко представить, что чувствовали люди, проснувшись в третьем часу ночи по соседству с пожаром…

Женщина рассказала мне удивительные вещи. Например, что от смерти всю их семью спасла средняя дочь, 9-летняя Настенька Лесовая. Именно девочка разбудила родителей в ту страшную ночь, когда соседняя квартира уже вовсю полыхала. Вот, что рассказала мне девочка: «Я когда спала, почувствовала, что у меня задрало нос. Вдохнула воздух ртом и начала задыхаться. Я повернулась и открыла глаза. Закричала: «Мама, дым!» Увидела искры в серванте и стала будить родителей».

Разбуженная женщина крикнула мужу: «Серёга, мы горим!» Мужчина встал и побежал смотреть на огонь. Ирина же пыталась найти на диване младшую дочку, 2-летнюю Ксюшеньку. Настенька не смогла бы самостоятельно выйти из квартиры – было настолько жарко, что входная дверь очень сильно нагрелась, её покорежило, вряд ли девочка смогла бы сама её открыть.

— Папа довёл меня до двери. Когда я вышла, мне дым попал прямо в глаза. Я сначала ждала маму в общем коридоре, потом начала задыхаться и побежала к балкону (девочка говорит об общем балконе на этаже – прим. автора). Я выбежала и увидела, что там стоит алкоголик (один из гостей, регулярно приходивших в уже сгоревшую квартиру – прим. автора) и пожарник. Пожарный хотел пройти, но алкоголик встал в дверях и не пускал его. Я долго ждала маму. Пошла обратно к квартире, — продолжает Настенька.

Маленькая девочка не осознавала, что вокруг происходит что-то ужасное, что-то, что может навредить её жизни. Главным для Настеньки было – спасти крохотную сестрёнку и родителей. Это подтвердила и психолог центра психотерапии и практической психологии, куда Ирина вместе с дочкой обратились после случившегося: «Психолог сказала, что Настя перенесла пожар, как сказку. Сильного стресса у неё нет. Она не поняла, что это страшно. Повторно нам нужно будет прийти в сентябре».

Сергей схватил на руки маленькую Ксюшу и выбежал с ней из квартиры, выбралась из жилья и Ирина. Семья не сразу оказалась вместе, так как в панике люди не могли понять, куда же нужно бежать, чтобы спастись.

По словам Ирины, на этаже уже работали пожарные – тушили загоревшуюся квартиру. Приехали на место происшествия и сотрудники полиции.

— Нам потом уже рассказали, что пьяница, который приходил в сгоревшую квартиру, ходил по коридору и стучал в двери. Говорил, вроде, что начался пожар, но ему никто не открыл и не поверил, потому что он и раньше вот так стучал по квартирам и что-то говорил. Никто не обратил на это внимания, — рассказала мне Ирина. – Говорили, что стоял треск – стрелял шифер, — но мы с мужем крепко спали и ничего этого не слышали.

народная-3.jpg

Пострадали не только балконы

В сводке происшествий говорилось, что после пожара огнём были повреждены балконы соседних квартир. Действительно, это так. Если посмотреть на дом с улицы, то видно черноту на балконах на 10-м, 11-м и 12-м этажах. Только в квартире Ирины Кононовой после пожара жить вообще невозможно: целой и невредимой осталась только кухня и прихожая, в комнате, что граничит со сгоревшей квартирой, выгорели оконные блоки, полопались стёкла, обуглилась и оплавилась техника, закопчены потолок, стены. Разрушительное действие «огненного петуха» видно и во второй комнате. Жар был таким сильным, что оплавилась пластиковая «ледянка», хранящаяся в прихожей, а входная дверь с трудом закрывается.

Ванну и туалет удалось отмыть, а вот обе комнаты требуют серьёзного ремонта. Акт обследования пострадавшего от пожара имущества уже составлен сотрудниками управляющей компании, в ведении которой находится дом. Пропахшие гарью постельные принадлежности, бельё Ирина собрала в несколько огромных мусорных мешков и вынесла на помойку, как и «останки» строительных материалов, которые супруги закупили для ремонта одной из комнат. Сейчас, конечно, семья потихоньку приводит в порядок жильё, но сомневается, что обои и потолки в комнатах можно отмыть, как сказали им члены комиссии, осматривавшей квартиру после происшествия. Кононовы обратились в городскую администрацию за помощью и ждут ответа.

Квартира с плохой историей

С одной стороны, в доме №3 по улице Самоковской в ночь на 28 июня произошла беда – случился пожар, в котором погибла 42-летняя женщина, пострадали соседи. И это, несомненно, трагедия. Но с другой стороны, те же самые соседи, как это ни цинично звучит, вздохнули с облегчением. Почему? По словам Ирины Кононовой, в сгоревшей квартире несколько лет подряд был самый настоящий притон.

Про погибшую в огне женщину моя собеседница рассказала, что та сначала жила хорошо, даже позволяла себе не работать, но при этом покупала драгоценности. Жизнь несчастной переломилась, когда умер муж. После этого вдова ступила на скользкую дорожку.

— Когда у неё умер муж, она начала выпивать. Естественно, к ней стали приходить друзья по интересам. Есть у неё родственники? Да, есть брат, как мне кажется, ему было наплевать на свою сестру. Есть у неё и сын. Только он живёт со своим отцом, а сейчас, говорят, вообще в армии, — рассказала мне Ирина.

Получается, что несчастная женщина не смогла справиться с горем и стрессом, полученными после смерти мужа? Не смогла взять себя в руки и продолжать жить дальше? Получается, что из-за этого она начала выпивать? Из-за этого пошла по наклонной? Связалась с алкоголиками?

— Здесь был притон. И полицию мы очень часто вызывали. Чуть ли не каждый день наряды ходили, проверяли. Что там только не творилось. То с пробитой головой кто-то, то кого-то вилкой истыкают, то кричат, — продолжила моя собеседница.

Два года назад кто-то из дебоширов, заглянувших в притон на огонёк, выбил входную дверь в квартиру. Ирина тогда отдала непутёвой соседке старый ковёр, чтобы хоть как-то прикрыть вход в жильё.

— Вонь стояла невозможная. У неё же были огромные долги за квартиру. Из-за этого отключили канализацию и электроэнергию. Газа в доме у нас нет. Электричество отключили, так она вечером незаконно подключилась. Кухни у неё не было, готовила на электроплитке в комнате, — добавляет соседка.

Из-за того, что канализацию перекрыли, а естественные нужды справлять всё равно было нужно, в квартире завелись мошки.

— Эти мошки и «осьминошки» (видимо, мокрицы – авт.) полезли к нам. Младшую дочку искусали очень сильно. Летом прошлого года мне пришлось вызвать дезинфекторов, потому что дальше жить в таких условиях было просто невозможно! – Ирина показала мне акт об оказании услуг из городской дезинфекционной станции. На документе стоит дата – 23 августа 2013 года.

Старшая по дому Елена Юрьевна подтвердила мне, что сгоревшая квартира была муниципальной, что за коммунальные услуги накопился большой долг, что там отключили канализацию и свет. А ещё рассказала, что судьба у погибшей была не из лучших. Она с младшим братом ещё будучи подростками остались без родителей. Так как погибшая была старше брата, ей пришлось заботиться о парне. Вахтёр (для тех, кто не знает, дом №3 по улице Самоковской состоит из двух корпусов, объединённых холлом, где установлена вахта и всегда есть вахтёр – авт.) подтвердила, что на указанный адрес неоднократно выезжали сотрудники полиции. В ночь, когда случился пожар, на месте работало много огнеборцев. То, что осталось от погибшей на пожаре, из подъезда вынесли в чёрном пакете…

Елена Киршанова, инспектор по особым поручениям ОИОС УМВД России по Костромской области, в телефонном разговоре пояснила мне: «Квартира, в которой произошёл пожар, действительно имеет плохую историю. Женщина, которая там проживала, злоупотребляла спиртным. Не один раз туда выезжали сотрудники полиции по жалобам соседей. Составлялись протоколы об административных правонарушениях за нарушение тишины, как и на саму хозяйку квартиры, так и на её гостей. Полицейские также неоднократно проводили профилактические беседы. К сожалению, законодательство таково, что, кроме того, как составить протокол об административном правонарушении, полицейские в данной ситуации больше никаких мер предпринять не могут: не могут разогнать гостей, не могут взять за руку и вывести их из квартиры».

Получается, что тревожные сигналы были, однако прикрыть притон почему-то так и не удалось. Раз квартира муниципальная, то ответственность должен нести муниципалитет? Знали ли в городской администрации о творящихся безобразиях в доме №3 по улице Самоковской? Не могли не знать, раз в злачное место неоднократно выезжали полицейские и составляли протоколы об административных правонарушениях, раз там был огромный долг. Но почему же тогда никаких действий не предпринималось? Может быть, потому что погибшая не являлась собственницей квартиры и не была ответственным нанимателем?

Вот, что сообщила мне 16 июля в телефонном разговоре старший помощник руководителя СУ СКР по Костромской области Ольга Вакурова: «Погибшая была бездетной, нигде не работала. Проживала в квартире своего брата, а тот живёт в районе. Она распивала спиртные напитки и, судя по обстановке, в квартире действительно был притон. Когда произошёл пожар, в квартире она была одна. Установлено, что очаг возгорания — в том же помещении, где стояла электроплитка. Причина смерти женщины – отравление угарным газом. Причина возгорания пока не установлена. Процессуальное решение по факту смерти женщины пока не принято, проверка продолжается».

Интересно, что за неделю до этого Светлана Дергунова, начальник пресс-службы ГУ МЧС России по Костромской области, по телефону рассказала мне, что причина пожара установлена – неосторожное обращение при курении с огнём.

— Есть и заключение судмедэксперта, где сказано, что смерть погибшей наступила вследствие токсического действия этанола, то есть получается, что женщина отравилась алкоголем и умерла ещё до пожара, — рассказала Светлана Дергунова.

Добавим сюда ещё один штрих. Во время беседы со мной Ирина Кононова рассказала, что по слухам, погибшую в сгоревшей квартире женщину вообще зарезали: «Нам говорили, что было ножевое и поджог. Но это может быть и не так». В общем, хоть детектив пиши про идеальное убийство. Но кому и зачем убивать и без того несчастную женщину?

Сигнализация не сработала

Если же вернуться к пожару, то стоит добавить ещё один момент: в квартирах установлены датчики пожарной сигнализации. По идее, в момент загорания они должны были сработать и разбудить жителей? Но этого не произошло. Жители дома №3 по улице Самоковской составили по этому поводу заявление в прокуратуру, в котором требуют привлечь к ответственности лиц, отвечающих за пожарную безопасность дома, выявить нарушения и исправить их в кратчайшие сроки. Установкой системы сигнализации занималось МКУ города Костромы «СМЗ по ЖКХ». В приписке к заявлению также сказано, что решётки при срабатывании сигнализации автоматически не открываются, «начатые работы по монтажу пожарной сигнализации не завершены», несмотря на то, что данный вопрос поднимался на различных уровнях, кроме того, дверь запасного выхода второго корпуса перекрыта пристройкой-парикмахерской. Жутко представить, что было бы, если бы в ту ночь жители дома не проснулись, вовремя не выбежали из своих квартир и не вызвали пожарных.

Елена ПРОХОРОВА.

Фото из архива автора

и семьи Кононовых.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...