Кострома, конечно, город провинциальный, с этим не поспоришь. И все же темп жизни и у нас довольно оборотист. Нет, бывают, конечно, периоды, когда замирает всякое движение, как пробка на мосту. Но есть у нас и шебутная молодежь, и вертящиеся как белки в колесе пенсионеры, да и вообще — разве мы не «мон амур», и не съезжаются к нам со всей страны туристы и просто любители родной старины ?
Так что в целом мы худо-бедно стараемся поспевать за стремительно летящим вперед паровозом прогресса. Вот, Интернет 4 джи завелся, менеджеры там разные на аутсорсинг спешат, детишки изо всех сил спиннеры вертят, купечество в бизнес-сообщество трансформировалось и инновациями сыплет.
Среди всех этих усилий и рывков и перекусить-то толком некогда, все на бегу, половина костромичек забыли, как борщ варится — вместо домашних обедов все на бизнес-ланчи перешли. Вот и решили мы в «КНГ» как летописцы своего времени описать одну из важнейших черт эпохи — еду. Фраза «Скажи мне, что ты ешь?» еще в античности успела набить всем оскомину, и, тем не менее, по сей день актуальности не потеряла. Всю глубину вопроса, конечно, перелопатить невозможно, тут подход нужен; мы же так, по-быстренькому, на бегу. Поэтому исследуем лишь «быструю» кухню, или, по-модному, фаст-фуд.
Ну, ты завернул!
Оставив в стороне различные кафешки и прочие забегаловки, мы решили сосредоточить свое внимание исключительно на продуктах уличного поедания. Даешь грязные руки и закапанные кетчупом белые футболки!
И пока у чистоплотных домохозяек не опали стоящие дыбом волосы, мы ринемся к самому эпицентру национального российского общепита… Конечно, к ларьку с шаурмой!
Между прочим, при условии соблюдения санитарных норм, пища эта весьма неплоха как с точки зрения диетологии, так и с позиции голодного обывателя. Качественная шаурма, содержащая натуральное мясо, овощи и заправленная (а в классическом варианте так и должно быть) не майонезом, а соусом на основе кефира — весьма сбалансированный продукт, способный оставить у едока не изжогу, как дорогие гамбургеры, а вполне длительное чувство сытости. Кстати, средняя ее цена по городу — 130 рублей — довольно гуманна за полноценный обед. Поэтому и пользуется шаурма (или шаверма?) заслуженным признанием.
Кстати, настоящий бургер, который в нашей стране почему-то стал своего рода эмблемой фаст-фуда, за границей — весьма ресторанное блюдо. Готовить его небыстро, для котлет часто используются разные сорта элитного мяса. Соответственно, и цены в хорошей бургерной нельзя назвать особенно гуманными.
На одном из костромских интернет-форумов довольно давно идет бурный диспут на тему «Где в Костроме самая вкусная шаурма». Конечно, сколько людей, столько и мнений, но большинство интернет-пользователей отлдали голоса за ларьки у Солнечного и Калиновского рынков.
Шаурмастер Давид в ларьке у Калиновского рынка готовит шаурму уже не первый год. Место бойкое — тут и таксисты, и пассажиры пригородной автостанции, и покупатели рынка. Ассортимент небогат, всего два варианта блюда. «У нас много постоянных клиентов, если было бы невкусно, люди бы не возвращались, да?» — рассуждает Давид. С подсчетом среднего числа заворачиваемых порций в день он несколько затруднился, но, по его словам, больше пятидесяти. Фирменный рецепт, как хороший повар, он давать отказался: конкуренты не дремлют. А вот его коллега из Давыдовского, хоть и пожелал остаться неизвестным, сообщил, как самому сделать первоклассную шаурму.
Рецепт шаурмы:
- 500 г куриного филе
- 3 армянских лаваша
- 2 свежих огурца (или один свежий, один соленый)
- 100-200 г белокочанной капусты
- 2 помидора
- 1 луковица (по желанию)
- зелень
- приправы по вкусу
Для соуса:
- 4 столовые ложки сметаны
- 4 столовые ложки кефира
- 4 столовые ложки густого майонеза
- 3-4 зубчика чеснока
- кориандр, карри, перец, соль, по желанию немного свежих или сушеных трав (кинза, петрушка, укроп)
Мясо замариновать в специях. Капусту нашинковать и, посолив, размять. Огурцы нарезать соломкой, помидоры – кубиками. Из перечисленных ингредиентов смешать соус. Мясо обжарить на соковроде на сильном огне минуты 3-4 и остудить. Затем на половинку лаваша, смазанную соусом, выкладываем овощи и мясо. Также можно добавить лук для остроты. И быстренько, пока лаваш не размок от соуса, завернуть его рулетиком, не забыв закрыть торцы, и обжарить на сухой сковороде.
Сяду на пенек
Те, кому претит мысль о заграничных изысках вроде донера, кебабов и прочей восточной вкуснятинки, идут по проторенной еще сказочной машенькой тропинке за пирожками, конечно.
Сразу несколько костромских предпринимателей решили сделать бизнес на пирожковых, и, конечно, не прогадали — ведь поговорка про «разлетается, как горячий пирожки» не с пустого места была придумана: хорошие пироги вряд ли залежатся.
Пальму первенства тут, вопреки воплям печени и докторов, уверенно держат жареные беляши и чебуреки (тоже, кстати, не особенно аутентичные).
Здесь, конечно, нельзя не вспомнить незабвенную чебуречную в рядах. Она, как выяснилось, по-прежнему процветает и бойко торгует своим немудреным жареным товаром по сорок рублей за штуку. И даже в будни стабильно имеет очередь к окошку. Тянущиеся на запах туристы не успевают опомниться, как уже жуют свою порцию холестерина за столиком а-ля «Привет, восьмидесятые». Очнулся — сыт, как говорится.
С пирогами все гораздо сложнее. Лоточных разносчиков «с пылу с жару» в городе у нас нет. Так что пирожковые места, как и грибные, надо знать. В среднем по городу беляш можно прикупить по 30 рублей, цена какую-нибудь жуткую пиццу из майонеза под майонезом стремится к сорока. Сладкое баловство, вроде слойки с повидлом, можно найти от 18 рублей.
Отдельной строкой отметим паровые пян-се, что на Центральном рынке. Вкусные и большие, с претензией на правильное питание шарики из пресного теста с мясо-капустной начинкой совратили с диеты не одну покупательницу. Стоит пян-се этим летом 30 рублей, и отдельное пожелание к производителям: если можно было б к ним добавить горчички за умеренную отдельную плату — было бы совсем хорошо!
Миру-мир, мне пломбир!
Чуть столбик термометра близится к двадцати, как наши неокрепшие организмы раскисают от такой непривычной температурной роскоши, и требуют чего-нибудь холодненького.
Многие костромичи скорбят по ларькам, долгое время стоявшим в начале проспекта Мира. Убрали их около года назад, а боль душевную и зияющую пустота на их месте ощущается и по сей день. Теперь, ради роскоши вдумчиво облизать пломбир на скамеечке проспекта, приходится заходить в душный и дорогой супермаркет, ставший враз мороженным монополистом.
И все же центр костромского мироздания — Сковородка — нынче, как никогда изобильна на лакомство. В радиусе одной только Сусанинской площади с рядами мы насчитали 12 ларей с мороженым.
Мороженщица Татьяна за прилавком с самого утра — день в кои-то веки выдался солнечный, да еще выходной. Признается, что, несмотря на перманентную непогоду, торговля все же идет: «Мороженое у нас вкусное, и туристы берут, и костромичи. В среднем, за день я продаю 450-500 порций. В выходные бывает и побольше!».
К чести торговцев сладким товаром, цены на стаканчики и рожки, несмотря на «туристическое» место, они почти не накручивают (в отличие от точек, в том же Московском кремле, где за ничем не примечательный пломбир могут стрясти с разморенного туриста и сотню, а уж к эскимо и вообще не подкупишься. У нас же стаканчик пломбира вам продадут за 35 рублей. Дайте два!
Займи, но выпей
Сфера быстрой еды, конечно, для Костромы актуальна только в такую погоду, когда это вообще физически возможно — употреблять жидкость на улице. То есть, крайне ограниченный летний сезон. И все же, есть у нас, чем жаждущим горло промочить.
В первую очередь, конечно, на ум приходит знаменитый, овеянный множеством легенд и скандалов, бочковой квас.
Погода в продажу этого летнего напитка, как и в случае с мороженным внесла свои коррективы. Поэтому число желтых бочек на городских улицах заметно поубавилось. Но все же найти хлебную шипучку можно — стаканчик стоит около 15 рублей, пол-литра нальют за 30.
Взрослое мужское поколение с приходом каждого лета принимается вспоминать о пивных ларьках, пене шапкой, которая запросто выдерживала положенную сверху монету, и прочих ностальгически-прохладительных радостях советского прошлого.
Конечно, распитие алкоголя на улицах ныне активно порицается, мол, только в кафе или дома. Но вот точек с разливным пивом, да еще довольно неплохого качества, в городе открылось изрялное число. Так что любители пенного напитка вполне могут позволить себе маленькую шалость. Разумеется, по-быстрому.
А еще в нынешней Костроме на бегу можно выпить кофе. Мест, где вам нальют американо или капучино с собой, теперь немало — видимо, услуга пользуется неплохим спросом. Бариста в кофейном магазинчике на проспекте Мира неохотно приоткрыла для нас завесу коммерческой тайны: в среднем, за день ей приходится готовить более пятидесяти порций кофе. Конечно, первыми опцию «кофе на бегу» освоила инстаграммная молодежь — сфотографироваться со стаканчиком кофе в рамках городского пейзажа у них считается весьма стильным. Но постепенно к мысли хлебнуть кофейку приходит и взрослая гуляющая публика, и работающие в окрестностях кофейной точки клерки.
Качество и цены напитка навынос — самые разные. Так, коричневая жидкость с кафейным запахом из автомата будет стоить около 25 рублей. Цены на стандартную порцию хорошего зернового кофе начинаются в районе 80 рублей за непритязательный американо, и доходят до 180 за какой-нибудь фильдеперсовый латте с сиропом маракуйи. Что по общемировым ценам тоже, в общем, пустяк размером в три евро.
Когда едят туристы
Коль скоро Кострома претендует на звание туристического города, значит, необходимо этому званию соответствовать. И если с достопримечательностями у нас все в порядке (слава предкам, обеспечили), то с прочими необходимыми туристам атрибутами комфортного отдыха наблюдается некоторый затык.
Сергей и Екатерина Мороз — туристы из Питера. Семейная пара много путешествует по стране на своем авто, уже побывали в Карелии, на Урале, а эти летом решили отправиться в турне по Золотому кольцу.
Хотя Кострома супругам очень понравилась, с вопросом быстрых перекусов мы, что называется, попали не в бровь, а в глаз.
«Мы прибыли в город рано утром, и с удивлением поняли, что нигде, кроме Макдональдса, поесть в 7 утра, не можем. Не на заправке же, в конце концов! — делится впечатлениями Сергей.
Пара относит себя к категории бюджетных туристов, и признается, что питаться исключительно в кафе — удовольствие достаточно недешевое.
«Мы много где были, поездили и по Европе, и как же удобно, когда на каждом углу, в Барселоне, например, ты можешь съесть огромный вкусный сэндвич, в начинке которого вся Испания: хамон (сыровяленый окорок), каперсы, сыр, оливки и прочая вкуснятина. Это дешево и безумно вкусно. Не тратишь лишних денег, времени, которого в путешествии всегда мало. Сел на ступеньки, съел такую булку, и до ужина спокойно наслаждаешься достопримечательностями. А вот вечером можно и в ресторанчике засесть!», — рассуждает Екатерина.
Действительно, с чисто русским колоритом в сфере быстрого питания, у нас негусто — ну разве что, в самом плохом его смысле. А ведь, если пофантазировать, можно напридумывать, а вернее, навспоминать столько всего «быстрого» и чтоб «по-русски»!
Вот калачи, например, горячие, с пылу с жару! Или там, сбитень, много раз в классической литературе описанный — почему бы его не продавать, хотя бы в центре, в качестве объекта для туристов. А блины — вот уж где фаст-то, в смысле, быстрее не придумаешь! А молочная продукция? Они же там, в Москве своей забыли, каким должно быть молоко на вкус – покупают его исключительнов дизайнерских коробочках с наклейкой «Эко» за деньги, на которые средняя костромская Буренка может полгода безбедно кормиться!
Вспоминается поневоле тут мне, как нас с мужем во время поездки по Италии с придыханиями «Вам понравится! Такого вы точно нигде не видели» повезли на экскурсию на частную молочную ферму. Мало того, что мы смогли погладить, покормить и потискать породистую скотинку, так еще и при ферме в кафешке-магазинчике мы пили кофе с такими сливками, и если булки с таким свежим сыром, что до сих пор вкус помнится. А еще помнится, как жую я этот круассан с сырным кремом, и подумалось мне о нашем Караваеве, и всех его нереализованных, так сказать, потенциях. И застрял в моем горле кусок, и стало мне, как Верещагину, за державу обидно.
Вот и сыр наш хваленый недораскрученный костромской тоже нигде, кроме как на лавочке из пакетика покушать туристам не удастся. А объединить бы его, да с медом, да с горячим свежим хлебушком — при одних рассуждениях слюни текут. И чтобы чисто было, и туалет приличный…
Словом, простор для идей у нас практически безграничен. Хорошо бы еще, чтобы они реализовываться начали. Ведь это мы, костромичи, люди ко всяким превратностям судьбы привычные, а туристы — они народ капризный, в Турциях и Анапах деликатесами раскормленный, сморщат носы, и не поедут в другой раз.
Словом, есть нам к чему стремиться. Так что забывать рецепт борща все-таки — мера преждевременная. А то, перебиваясь с беляша на чебурек, и до гастрита недолго. Туристам что — они приехали и уехали, а нам тут жить.
Ольга СИДНЕВА.
Фото Николая Суворова.
№31 (910) от 2.08.2017.