Казалось бы, уже давно стерлась грань между мужскими и женскими профессиями. Женщины у нас летают в космос, мужчины работают воспитателями в детских садах. Но все-таки в людском восприятии мужчина за швейной машинкой, за прилавком магазина, за плитой в кафе, вроде бы, редкость. Тем ценнее эти мужчины.

Под музыку швейной машинки…

Я шагнула за порог мастерской колледжа бытового сервиса и обомлела: навстречу мне шел… модельер Вячеслав Зайцев! Та же короткая стрижка, узенький воротничок рубашки, элегантный пиджак… Только когда Зайцев подошел поближе, меня осенило: так это же тот самый Дмитрий Карташов, на встречу с которым я пришла! Тот самый, про кого все в колледже бытового сервиса знают, что это единственный парень, который учится на специальности «портной», и что он уже сшил себе эксклюзивный пиджак. Тот самый пиджак, из-за которого я спутала его с мэтром российской моды.

Руководство колледжа своим единственным парнем-портным не нахвалится: Дима входит в совет студентов, он — староста группы, где в его подчинении 12 девчонок, Дима — незаменимый ведущий всех мероприятий колледжа, дипломант фестиваля "Супер-профи" в номинации "портной". Еще он уже подрабатывает по своей специальности: шьет на заказ — помогает маме содержать многодетную семью. Если Дима выступает в школах, где рассказывает ученикам о портновском мастерстве, — это гарантия того, что на День открытых дверей в колледж придут школьники и спросят про того мальчика, который так интересно рассказывал про портных.

Самого Диму эта профессия призвала с детства. Азы портновского ремесла он начал осваивать на бабушкиной швейной машинке "Чайка". Потом появился друг Алексей, вместе с которым они стали шить мягкие игрушки. Их первым заказом были ростовые куклы. Сейчас у Димы и Алексея собственная авторская студия.

В своей профессии Диму особенно привлекает ее творческая, "сценическая" составляющая — сейчас он шьет костюмы для танцевального коллектива. А вообще, если ты хорошо владеешь портновским ремеслом – значит, на тебя всегда будет спрос. Дима уже сейчас хорошо это знает.

Свои модели, своя авторская студия — о чем еще можно мечтать студенту колледжа? Но он мечтает. О собственной творческой мастерской, ателье, собственном серьезном деле, как угодно это назовите. Он хочет разгадать эту магию — как из простого куска ткани рождается необыкновенная вещь? Он хочет понять: как, имея в арсенале мелок, портновские булавки и сантиметр, под музыку швейной машинки спеть миру о чем-то своем?


Менеджер за прилавком

Артуру Яблокову двадцать лет, он работает продавцом гастрономического отдела одного из продовольственных магазинов города. Хотя слово "продавец" осталось только в лексиконе покупателей. Сейчас всех, кто трудится за прилавком, называют "менеджерами торгового зала". Времена изменились, слишком уж много надо всего знать о товаре, компьютером владеть на уровне продвинутого пользователя и, вообще, уметь продавать — потому и менеджер.

Артур окончил строительный техникум, и быть бы ему мастером-отделочником, если бы не страшная аллергия, которая проявилась у него уже на первую банку с краской. Пришлось думать, что делать дальше. Поработал в салоне сотовой связи, в поисках работы ездил даже в другой город… Вот так, находясь почти в тупике, зашел как-то к дяде, работавшему администратором в этом самом магазине. Растерянный племянник попался на глаза директору Елене Владимировне. И вот тут о директоре надо сказать отдельно.

Елена Владимировна часто бывает в Краснодарском крае у родственников. Там она обнаружила интересную для себя вещь. В местных магазинах все работники — мужчины, они даже на кассах сидят, а женщины разве что рыбу фасуют. Она объяснила этот феномен для себя так: мужчины менее конфликтны, они вообще меньше говорят. Директор знает это не понаслышке. Потому Артур сразу был взят в оборот.

Прежде чем решиться принять предложение директора о работе продавцом, точнее, менеджером торгового зала, Артур не спал ночь и три вопроса не давали ему покоя: "Я продавец?", "В магазин?", "В женский коллектив?" Утром он пришел устраиваться в магазин, где и работает уже второй год, а Елена Владимировна стала ему второй мамой.

Прежде чем Артура поставили за прилавок, он обучился на курсах. Ему многое пришлось освоить, выучить почти наизусть, вот только с кассой он пока не дружит. Я спросила Артура, что он будет делать, когда "перерастет" прилавок. "Пойду учиться в торговый техникум», — был ответ.

Мне, часто покупающей у Артура продукты, нравится четкость, с которой он работает, его спокойствие и доброжелательность. Директор отмечает его сноровку, ответственность и самостоятельность. Артуру, как мне кажется, тоже нравится своя работа, по крайней мере, когда он подает товар покупателю, всегда улыбается и говорит "пожалуйста".


Секрет теста с особыми ингредиентами

Этот серьезный высокий парень со спортивной фигурой, в белом легком поварском пиджачке начал удивлять меня с первых минут знакомства. Сначала удивил красивым сочетанием имени и фамилии – Владислав Велигодский, потом тем, что учится в Костромском техникуме торговли и питания и проходит практику в кафе исключительно на "отлично". Потом, что после окончания техникума будет иметь двойную специальность — и повара и кондитера, а в завершение тем, что считает, готовить — значит рисковать. Не в смысле – обжигаться, пересаливать или переперчивать, а в том смысле, что в каждый рецепт надо не бояться вносить что-то свое.

"Приготовление супа, — говорит Владислав, — это импровизация, а не структурированный процесс". Как при этом он умудряется получать пятерки, я не знаю. Но продолжаю удивляться и верить. Когда этот парень, имеющий разряд по рукопашному бою, твердым командным голосом утверждает про импровизацию с супом, мне хочется попробовать этот суп.

Своим любимым делом — приготовлением пищи – Владислав увлекся в детстве: мальчишкой с четырех лет крутился вокруг бабушки, которая прекрасно готовила, потом вокруг мамы, перенявшей у бабушки эти способности. В свои 17 лет у Владислава уже есть свое ноу-хау – пирог из теста с особыми ингредиентами, рецепт которого он не раскрывает. Вообще, рецепт для Владислава не догма, а только повод для импровизации. Он все делает на память, в одно и то же блюдо может добавить новые специи, новые продукты. «Обратите внимание, — говорит Владислав, — Юлия Высоцкая, Алексей Зимин, Джон Уоррен (ведущие кулинарных программ на телевидении) всегда фантазируют, не боятся рисковать, показывают нам разные кухни, разные традиции приготовления. Но, — продолжает меня удивлять Владислав, – зачем равняться на других поваров, если сам повар? Конечно, можно взять что-то у других, но все равно с каждым блюдом остаешься наедине».

В завершение я с удивление узнаю, что после окончания техникума Владислав будет поступать в Ивановское высшее милицейское училище. Он хочет быть еще и юристом. А потом у него обязательно будет собственное недорогое и вкусное кафе – в этом я уже не сомневаюсь.

Окончательно и с потрохами «покупает» меня Владислав тем, что совсем не употребляет спиртного, потому что «пьяный человек не чувствует вкус блюда», и не курит, потому что «сигаретный дым разрушает вкусовые рецепторы». Мы прощаемся, он уходит, унося ароматы вкусной пищи.

Этих троих парней мы не искали специально, кто-то из нас знал одного из них, кто-то – другого. Все они разные, но их объединяет любовь к выбранной профессии, которую они считают очень даже мужской и которой отдают все свое время и силы. Она, профессия, воздаст им материальным благополучием, положением в обществе и ощущением не зря прожитой жизни. В будущем.

Татьяна ЩЕРБАКОВА.

Фото Николая Суворова.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...