Тема заработных плат чиновников сегодня актуальна как никогда. Возбудил ее кризис, усугубили — настроения в обществе, расширили и углубили — грядущие выборы. В Госдуму РФ даже внесен законопроект о «золотых парашютах», по которому депутаты не смогут более получать из бюджета солидные выплаты, если их полномочия прекращаются. Понятно, что Костромская область мало чем отличается от других регионов, где «народные слуги» особую заботу проявляют о себе, любимых. Вот и губернатор Сергей Ситников на днях внес в областную думу проект закона, отменяющего отдельные гарантии чиновникам, замещающим государственные и муниципальные должности. Корреспондент «СК» Зоя ЯРУЛЛИНА попыталась разобраться в этой ситуации, опираясь на материалы из открытых источников. Если таковые удалось отыскать…
ГДЕ?
Начать было решено с зарплат работников администрации города Костромы. Но тут же – стоп, проблема. Где взять исходные материалы – решения гордумы о размерах и индексациях зарплат чиновников? На сайте администрации обнаружить такие документы не удалось. Отыскалась лишь декларация о доходах сити-менеджера Виктора Емца, да и то почему-то в разделе «Биография». А между тем сведения эти не должны быть секретом. Ведь деньги — из бюджета, который, как известно, по закону формируется и расходуется предельно прозрачно. Потому решения органов самоуправления о размерах должностных окладов и надбавок к ним обязаны находиться в открытом и свободном доступе. И если их нет на сайте, значит, должны быть в библиотеке. Но в областной универсальной научной библиотеке, фонд которой самый полный и обширный, таких документов также не оказалось. Тщетно мы с опытным сотрудником библиотеки искали в картотеке хоть какие-то упоминания о решениях городской думы и постановлениях администрации, касающихся заработной платы чиновников. Не помог и всемогущий электронный каталог городской библиотеки им. А.С. Пушкина, который прежде всегда выручал.
Между тем, известно, что гордума и администрация специально выпускают свое печатное издание «Официальный вестник города Костромы». Правда, поразительно мизерным тиражом (видимо, бюджетные средства экономят) — 120 экземпляров. В прежние годы весь официоз печатался в более тиражных изданиях – чаще всего в «Костромских ведомостях». Нынче отдельные экземпляры «Официального вестника…» приходилось лишь видеть на столах работников «желтого дома». Но в главных городских библиотеках подшивок этого издания почему-то нет. А где тогда горожанам познакомиться с законотворческой деятельностью своих избранников?
Есть также официальный сайт думы. Но при внимательном его изучении приходишь к тому же неутешительному выводу: искомыми документами и тут не пахнет. Хотя в «Положении об официальном сайте думы города Костромы» говорится, что «сайт создан с целью обеспечения реализации прав граждан, организаций и общественных объединений на доступ и получение информации о деятельности думы». Статья 3 этого Положения конкретно предписывает, какую информацию следует размещать на сайте думы Костромы. Первый же пункт гласит: на сайте публикуются «Решения думы и правовые акты главы города Костромы». Без исключений, без оговорок написано коротко и ясно – «публикуются решения думы».
На сайте, действительно, опубликовано множество документов, в том числе и решений, но по нашей теме их нет. Например, где найти текст решения думы от 10 июня 2010 г. «О внесении изменений в решение думы города Костромы от 27 сентября 2007 года №105 «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы города Костромы»»? Или «О внесении изменений в Положение о ежемесячной доплате к пенсии лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности города Костромы, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы города Костромы» от того же числа? Не говоря уже о решении думы от 24 февраля 2011 года «О внесении изменений в решение думы города Костромы от 23 сентября 2010 года №142 «Об установлении порядка выплаты и размера единовременной выплаты на оздоровление к ежегодному оплачиваемому отпуску муниципальным служащим города Костромы»? Ни в библиотеке, ни на официальном сайте подобных им документов не найдешь.
Потребовалось потратить немало времени, чтобы все же отыскать искомые документы, регламентирующие выплаты чиновникам зарплат и так называемых «золотых парашютов». Не буду утомлять рассказом о перипетиях этих поисков, обратимся сразу к первоисточникам.
СКОЛЬКО?
Общественность Костромы давно знает, что глава Костромы получает в год около 2 млн рублей. Примерно столько же, сколько глава администрации. На мой взгляд, в значительной диспропорции между доходами руководителей и их подчиненных в муниципальных учреждениях есть некий порочный момент. Зарплата руководителя не должна в десять раз превышать зарплату его подчиненных. В советское время трудовые доходы первого лица Костромы составляли порядка 500-600 рублей в месяц при средних по городу 180-200 рублей. Пенсия тогда была от 80 до 120 рублей. Сегодняшний доход муниципальных руководителей при таких сравнениях показывает сильный перекос в сторону этих самых руководителей. Почему такое происходит, мы постараемся ответить в конце этого материала…
Итак, из чего складывается денежное содержание городских чиновников? Есть специальное решение думы Костромы «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности города Костромы», которое и регламентирует это содержание. Если коротко, то вырисовывается такая картина. Согласно документу, муниципальный служащий, кроме твердого оклада, получает ежемесячные надбавки за: особые условия службы, выслугу лет, сложность, напряженность и высокие достижения в службе, а также ежемесячное денежное поощрение и премию за выполнение особо важных и сложных заданий. Кроме этого, муниципальному служащему регулярно выплачивают материальную помощь и доплаты к ежегодному отпуску.
Решением думы Костромы прописаны и размеры всех этих выплат. Пункт 21 Положения о денежном содержании гласит: установить, что при формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы — 13 должностных окладов; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе — 4 должностных оклада; 3) ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в службе — 4 оклада; 4) ежемесячное денежное поощрение — 28 окладов; 5) премия за выполнение особо важных и сложных заданий — в размере 3 окладов; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска — 2 оклада; 7) материальная помощь — 2 оклада.
Кроме этого муниципальным служащим выплачивается фиксированное ежемесячное должностное поощрение в размере 1,9 должностного оклада. А также единовременные премии за выполнение особо важных и сложных заданий, которые максимальными размерами не ограничиваются.
Давайте подсчитаем, сколько дополнительных окладов, правда, только теоретически, могут получать муниципальные работники. Получается без малого 60. К сожалению, данных о величине окладов у нас нет, а сами чиновники говорят, что они мизерные, и тем не менее цифра впечатляет.
И — очень важный 16-й пункт Положения: при наличии экономии фонда оплаты труда размер ежемесячного денежного поощрения может быть увеличен по решению работодателя.
Вот, собственно, и все относительно годового денежного содержания городских чиновников. И плюс единовременные выплаты, которые максимальными размерами не ограничиваются. Понятно, что выплаты чиновникам ограничивает абсолютная цифра денежного содержания на весь аппарат, забитая в городском бюджете. Есть и своего рода «резерв» для подпитки зарплат – экономия фонда заработной платы за счет вакансий…
Что касается так называемых «золотых парашютов», то они официально разрешены действующим законодательством, как федеральным, так и областным. В случае неизбрания на следующий срок главе муниципалитета предусмотрена выплата средней зарплаты в течение полугода. То же относится и к муниципальному служащему, трудовой договор с которым заключен на срок полномочий главы муниципалитета. Ему, в случае увольнения, гарантируется на тот же срок 100 процентов назначенного ему денежного содержания, определяемого на день увольнения, с включением указанного периода в стаж муниципальной службы.
В данном материале не затронуты вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих – это отдельная тема. Потому что пенсия у муниципалов — такой же «золотой парашют». Но не на шесть месяцев, а до конца их земного пути…
ПОЧЕМУ?
Теперь и Государственная дума, и областная планируют на законодательном уровне отменить так называемые «золотые парашюты». Законопроект внесен, обсуждается и, видимо, будет принят. Но решит ли это проблему в своей сути? В прошлом году губернатор Сергей Ситников возмутился тем, что муниципальные служащие получают зачастую больше своих коллег из областной администрации, и порекомендовал главам муниципалитетов пересмотреть механизм оплаты труда чиновников, посоветовав им «жить скромнее». На что сити-менеджер Костромы Виктор Емец сообщил, что на коллегии администрации такое решение уже принято. «Мы планируем убрать «золотые парашюты, — ответил г-н Емец, — убрать выплаты за выслугу лет, а привязать возможность премирования чиновников за достижение конкретных результатов». И пообещал выложить в открытый доступ критерии премирования чиновников, чтобы все жители богохранимой могли видеть, за что именно работники мэрии будут получать свои премии.
Выполнил ли глава администрации обещание рассекретить для народа критерии премирования чиновников – неизвестно. На сайте администрации таких сведений найти не удалось – ни в разделе «Документы», ни даже в разделе «Биография». Возможно, они там как-то более искусно спрятаны. Впрочем, по сути, эти критерии ничего особо и не меняют. Ведь, убрав доплату за выслугу лет, чиновники на законном основании могут увеличить себе премию, которая «максимальным размером не ограничивается». Поэтому поставленная губернатором задача такими телодвижениями может быть и не выполнена.
Почему вообще такая ситуация у нас возможна? У меня есть свое тому объяснение. Более двухсот лет назад, когда в Костроме только зарождались институты самоуправления, народные избранники перед святым Евангелием клялись радеть о пользе и благе Отечества с чистой совестью и честью, без пристрастия и собственной корысти быть ревнителями об общем благе. «Если же поступлю иначе, — заканчивалось «Клятвенное обещание», под которым расписывался каждый, его произносивший, — то в нынешней жизни буду подвергнут всеобщему презрению своих сограждан, а в будущей жизни держать ответ перед Богом на Страшном Суде» (документ из Государственного архива Костромской области, датирован 1803 годом; копию его дарят в гордуме каждому вновь избранному депутату – «СК»). У современных депутатов есть свои «Правила этики…». В этом документе – тоже хорошие, правильные слова. Вот только исполнять их депутат никому публично не обещает – ни себе, ни своим избирателям, ни Богу. А коль не обещал, то и выполнять вроде как не обязан. Нравственный закон в душе есть не у каждого…
Наверное, сегодня о таких моральных стимулах – ориентирах на честность и бескорыстие — наивно и мечтать. В наше время – это, пожалуй, сказка, утопия, ненаучная фантастика. Потому сформулируем предложение проще и ближе к реалиям сегодняшнего дня: обязать чиновников выполнять закон в части открытости и доступности решений, которые принимаются. Всех, а не только тех, которые выгодно показывать…