Ежегодно около 300 выпускников школ уезжают поступать в другие города. В чем причина такой «учебной» миграции? Накануне Дня студента корреспонденты «КНГ» решили разобраться в этом вопросе.
Масштаб «захваченных» костромичами территорий впечатляет. Наших можно встретить и близко от дома – например, в вузах Ярославля или Иваново и подальше – в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Твери. Некоторые уезжают учиться за границу.
Далеко-далеко, ангел мой
Одна из главных причин «учебной» миграции – отсутствие в Костроме вузов с интересующими абитуриентов специальностями.
Например, костромичка Мария Свешникова поехала учиться в Ярославскую государственную медицинскую академию, потому что в нашем городе нет учебных заведений, где можно получить высшее медицинское образование. А Маша еще в старших классах решила, что непременно станет врачом. Сейчас девушка уже на 3-м курсе.
— Уезжать очень далеко от дома, родителей, друзей мне не хотелось, — признается Мария. – Поэтому подавала документы в Иваново и Ярославль. Иваново было запасным вариантом, хотелось учиться в ярославской академии. Родители отнеслись к моему решению учиться в другом городе с пониманием. Более того, моя мама в своё время тоже уезжала из дома учиться в ярославский мед. Поэтому она отпускала меня в свободное плаванье по более-менее известному для неё маршруту. Переезд в Ярославль, пожалуй, можно назвать переломным моментом в моей жизни. Беззаботное детство закончилось, начиналась взрослая самостоятельная жизнь.
Вообще, ярославская академия пользуется у костромичей популярностью. Маша рассказывает, что у нее в группе из 15 человек – 5 из Костромской области и всего двое ярославцев.
Кстати, Мария считает, что жители Ярославля – очень культурные. В тоже время, отмечает студентка, ярославцы – какие-то замкнутые. Например, в общественном транспорте практически никто не разговаривает, все в гаджетах, наушниках или своих мыслях. Живет Маша в общежитии. За два с половиной года она привыкла к Ярославлю, он стал для девушки вторым домом. Но по Костроме Мария все равно сильно скучает. Она бывает здесь почти каждые выходные.
— Друзья часто спрашивают меня, какой город лучше – Ярославль или Кострома? Нельзя их сравнивать. Это как выбрать: кого больше любишь, маму или папу. Сложно сказать, как сложится моя жизнь после окончания вуза, учиться мне ещё долго. Но если будет возможность вернуться в Кострому – сделаю это, не раздумывая.
Костромичка Екатерина Гурьева уехала учиться в Иваново по той же причине, что и предыдущая героиня. Сейчас девушка – студентка 4-го курса Ивановской государственной медицинской академии.
— Почему именно Иваново? Я поступила и в другие города. Но решению остаться именно в Иваново поспособствовали мои родители: они сами медики и заканчивали тогда еще Ивановский медицинский институт, который позже переименовали. И мои бабушка с дедушкой – выпускники ивановского меда.
Екатерина уже несколько лет живет в Иваново, однако о Костроме никогда не забывает.
— Кострома мне нравится больше, — говорит Екатерина. – У нас в городе незабываемая атмосфера. В Иваново не хватает «простора для души», красоты. Однако заскучать по родной Костроме я не успеваю, езжу сюда почти каждые выходные. После окончания университета, мне, скорее всего, придется вернуться на малую родину работать или проходить ординатуру на специальность, поскольку заключено целевое направление с больницей. Если только я не выйду замуж к тому времени, и меня не заберет с собой будущий муж. Но это уже совсем другая история…
Денис Шаранов учится на пятом курсе в Санкт-Петербургском государственном технологическом институте по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления». Его с детства интересовали компьютеры. К сожалению, в костромских университетах не было интересующих Дениса специальностей. Посовещавшись с родителями, он решил, что будет поступать в Петербург. Первое время молодой человек жил у дяди с тетей.
— Мои однокурсники, в основном, из других городов: у нас 80 процентов вуза – приезжие, — говорит Денис. — Не знаю, почему так сложилось, просто факт. Коренных жителей в группе я называю «питерскими» и не упускаю возможности вместо привычных им «парадных» и «булок» говорить «подъезд» и «батон».
Через полтора года Денис переехал в общежитие.
— Могу с уверенностью сказать, что в общежитии я начал самостоятельную жизнь. Минусов у общежития много, например, «среднее» состояние комнат, душевых, время езды до университета – около часа. Но плюсов больше: основной – наличие рядом таких же студентов, к которым всегда можно обратиться за помощью. Поняв, что родительских 7000 рублей в месяц мне не хватает, я устроился на работу. На учёбу это никак не повлияло, потому что график работы был с 18 до 22. Проработав год, я уволился и с тех пор подрабатываю в Интернете, делаю сайты.
В этом году Денис получит диплом. Вернется ли он в Кострому или останется в Петербурге? Денис и сам пока не знает.
Я хочу небо в алмазах, я хочу звезды руками достать…
Часто абитуриенты уезжают учиться в города помасштабнее, потому что там больше перспектив, больше возможностей реализовать себя. К слову, нередко первая и вторая причины дополняют друг друга.
Костромичка Елена Демьянова учится на 3-м курсе в Российском государственном университете имени Герцена (РГПУ) на химика-специалиста.
— С самого детства я была влюблена в Санкт-Петербург, это редкий по своей красоте город, — рассказывает Елена. – Каждая его улочка дышит историей, и мою душу неизменно тянуло в Питер. Так что вопросов, где я буду учиться, не возникало даже у родителей! Они, конечно, были не рады, но прекрасно понимали, что этот прекрасный город откроет передо мной большие перспективы и возможности. Куда именно поступать, я сразу не решила, поэтому схватила, что дают: с моими дипломами с олимпиад меня без вступительных экзаменов взяли в Химико-фармацевтическую академию на фармацевтический факультет. Мне дали комнату в общежитии, и в этих 4-х стенах я была заперта 2 года. Я не была ни в одном музее, не гуляла и почти не видела людей. Учились мы с 9 утра до 8 вечера: вставала — ночь, ложилась — ночь. Времени с трудом хватало лишь на уроки и сон, выходные же приходилось посвящать уборке. Однажды сидя на остановке в ожидании автобуса, я увидела двух девочек. Они о чём-то рассказывали друг другу, весело хохотали, не спешили домой к учебникам. И я вдруг поняла, что вокруг меня жизнь. Я пошла в деканат, забрала документы и ушла в никуда. Мне негде было жить, нечего есть, у меня не было работы, но меня это не особо заботило. Я шла по улице с одной мыслью: «Боже – я свободна!».
Потом Елена нашла работу в аптеке, ей дали место в общежитии для сотрудников. А через год девушка поступила в РГПУ им. Герцена и сняла комнату на Васильевском острове.
— В новой группе оказались одни приезжие ребята, мы очень быстро все подружились и сблизились, — рассказывает Елена. – Учится мне интересно. Ситуации у нас разные бывают, мы же химики. Не раз приходилось и кабинеты тушить, и людей из задымлённых помещений на себе вытаскивать. Однажды мы синтезировали эфир с запахом банана. Мои иностранные однокурсники что-то не так сделали, и вся группа вместе с преподавателем очнулась в коридоре на лавочке, рядом с открытым окном. Мы сидели, тыкали друг в друга пальцами и хихикали. Через полчаса наш учитель пришёл в себя и устроил иностранцам разнос, пообещав их наказать. Но на самом деле, они прекрасно всё сдали и получили стипендию.
Елена уже довольно долго живет в Петербурге, но ее любовь к этому городу меньше не стала. Вряд ли девушка вернется на ПМЖ в Кострому.
Костромичка Виктория Буркова с детского сада была уверена, что будет учиться в первопрестольной.
— Я часто слышала от окружающих: «Думаешь, поступишь? Или самая умная? Как будто единственная в Москву едешь! Да там таких!» После этого обязательно взмахивали рукой. Для меня небрежные фразы такого рода ничего не значили. Цель была поставлена, и я к ней шла.
Сейчас Виктория – студентка Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК). Девушка без труда переехала в Москву, тем более город ей давно знаком. У нее там немало родственников. Однако Вика решила жить в общежитии. Учеба девушке очень нравится.
— У нас нет ни КВНа, ни привычной «СтудВесны» или всеми любимых конкурсов «Мистер/Мисс Универ», — говорит Вика. – На замену им пришли: съемки, съемки, съемки и международный кинофестиваль ВГИК. В перерывах – театральные премьеры или многочисленные выставки, куда с радостью приглашают вгиковцев, причем зачастую совершенно бесплатно. Несмотря на все это, бывает тоскливо, как ни крути, домой тянет. Вернусь ли в Кострому? Я не считаю, что я уже уехала насовсем, чтобы возвращаться.
Мария Авдеева с 8-го класса поняла, что хочет уехать из Костромы и получать образование в другом городе. Сейчас она студентка 5-го курса Российской Академии Правосудия Приволжского филиала в Нижнем Новгороде (РАП ПФ).
— Давно было решено, что я буду получать образование по специальности юриспруденция, — говорит Мария. — Изначально планировала поступать в Ивановский государственный университет. Родители давно знали о моём решении уехать из Костромы, поэтому с ними никаких проблем не возникло. Собственно говоря, именно мама рассказала мне про РАП ПФ и предложила учиться там. Переезда я ждала с нетерпением. Нижний Новгород – большой и красивый город. Я быстро привыкла к его ритму и к нижегородцам. Жители особо ничем не отличаются от костромичей. Хоть Нижний – и город-миллионник, уклад жизни здесь практически такой же. Только пробок на дорогах в пять раз больше и автобусы с маршрутками постоянно переполнены. Но меня раздражает привычка нижегородцев говорить «без десять два», «без пять шесть». Я полюбила Нижний Новгород, и нисколько не разочаровалась в нём. Мне нравится жить здесь. Конечно, я скучаю по Костроме. Но хочу остаться жить и работать в Нижнем Новгороде.
И совсем проста – игра в себя
Костромичка Анна Панина училась в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете социологии. В прошлом году девушка получила диплом. У нее причина поступления в некостромской вуз была иная. Анна решила попробовать свои силы, доказать себе, что сможет справиться с ответственностью. Девушка призналась, что справиться ей помогли родители, которые всегда и во всем ее поддерживали.
— Первое время было неуютно, — рассказывает Анна. – Особенно неуютно прошёл первый месяц, поскольку мне нужно было приспособиться к массе новых вещей, оформить множество каких-то бумаг, освоиться на новом месте. Конечно же, поселилась я в общежитии. Мне очень повезло, поскольку мы с одноклассницей поступили на один факультет и нам разрешили поселиться вместе. Дружим до сих пор, хотя в школе практически не общались. Вот так нас сблизил другой город. Трудности, конечно, были. Масштабы Петербурга отличаются от Костромы, и я долгое время не могла привыкнуть к тому, что потратить час-полтора туда и столько же обратно на дорогу до университета или работы – в порядке вещей. Первое время меня также слегка пугало метро, поскольку оно очень глубокое: если, например, в Москве ты спускаешься вниз на эскалаторе за полминуты, то в Петербурге можно ехать около трёх минут. По Костроме я очень скучаю, поэтому бываю здесь часто, примерно раз в месяц или два. Провожу время с родителями и друзьями, отдыхаю, гуляю по городу. В 2013 году я получила диплом и пока что осталась в Петербурге. Далеко идущих планов не строю, но не исключаю, что когда-нибудь вернусь в Кострому.
Мир посмотреть и себя показать
Наконец, еще одна причина «учебной» миграции – просто хочется поменять все вокруг, посмотреть мир. Куда комфортнее делать это в юном возрасте, правда?
Костромичка Алёна Кондратьева учится на втором курсе в Институте предпринимательства в Остраве в Чехии на факультете «Экономика и менеджмент».
— Когда нужно было принимать решение: куда поступать, хотелось поменять всё вокруг и себя в том числе, — говорит Алёна. – Решиться на что-то грандиозное. Мне во всем помогал папа, и, наверное, именно он подталкивал меня к решению поступать в университет в другой стране: узнавал, искал, спрашивал. Мама поначалу была скорее против, чем за. Но мое решение приняла. Было трудно уезжать из родного дома, но как только приехала в Прагу (именно там я два месяца проходила курсы чешского языка), я забыла все свои страхи. Я попала в сказку. Иначе не скажешь. Здесь весь транспорт ходит по часам, каждые пять минут, с точностью до секунды. Люди здесь другие: ни лучше, ни хуже, просто другие. Свободные, яркие, независимые. Им абсолютно не важно, что на них надето и что про них скажут. Быстро идут на контакт, в большинстве случаев помогут и расскажут, а иногда и исправят твой чешский. Однако несмотря на их коммуникабельность и общительность, я пока не поняла, кого они называют «друзьями». Знакомый, приятель – это одно. А вот друг? Вы можете общаться с чехом долго-долго и хорошо, но останетесь для него в категории «знакомый».
Живёт Алёна в общежитии, находящемся в пяти минутах езды от университета. Отношения с однокурсниками у девушки замечательные. На первом курсе в ее группе учился молодой человек из Беларуси, сейчас русскоговорящая Алёна одна. В основном, в университете учатся чехи.
Как бы не было хорошо в Чехии, о Костроме, о родном доме Алёна никогда не забывает.
— Домой стараюсь лететь сразу, как только выпадает возможность: в новогодние каникулы, после сессии в феврале и летом на три месяца. Сказать, что скучаю по Костроме, — ничего не сказать. Это мой дом, мое место, моя жизнь.
Виктория СТОЦКАЯ.
Фото из архива героев.