Школьная математика и алгебра лично у меня – уже в далёком прошлом. Но неумолимо приближается время, когда придётся возвратиться к забытым задачам. Уже в качестве родителя. А это, как говорят опытные родители школьников, гораздо страшнее. Песенка «То ли ещё будет», про первый класс, который «хуже института» написана в 80-х годах. Сейчас, по всей видимости, то самое «то» уже наступило. Родители школьников хватаются за головы в буквальном смысле слова. Всех предметов касаться не будем, меня заинтересовала математика, как наука, с которой жизнь моя и большинства моих знакомых протекает параллельно.
Летят гуси…
У знакомой дочь несколько лет назад пошла в первый класс. Учебник математики поверг Ольгу, человека с гуманитарным высшим образованием, в шок. Мы-то помним задачки про яблоки и марки, примеры три плюс два и прочее. Муж Ольги, у которого образование техническое, к учебнику отнёсся не без интереса, но и без фанатизма. В том смысле, что решать с дочерью хитроумные задания не рвался. Поэтому Ольга постигала азы математики вместе с ребёнком героическими почти усилиями. В классе третьем даже вошла во вкус. Её даже диаграмма Эйлера-Венна уже не смутила. Даже логические задачи и задачи старинные они решали уже с азартом. Про гусей, например. Вот такую: летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было гусей?
Гуси, летящие стройными рядами, снились Ольге дня три. Задачу, они, конечно, решили. Но впечатления остались. Спустя некоторое время в школу пошёл второй ребёнок. Их класс учился уже по другой программе. Вот тут-то Ольга и вспомнила добрым словом учебник дочери. Потому что с сыном в первом классе пришлось уже уравнения решать, точно как в песне: «нам учитель задаёт с иксами задачи, кандидат наук и тот над задачей плачет».
— Время сейчас другое, и учебники другие, – считает Ольга, – они красочнее, да и, что там говорить, задачи гораздо интереснее. Мне кажется, если заниматься по какой-то программе с детского сада, будет гораздо проще, ребёнок привыкает уже к определённому типу заданий, на логику, например.
Эти слова подтверждает костромичка Ирина, у которой дочь тоже училась по такому же учебнику. С той только разницей, что девочка занималась в одном из городских детских центров как раз по такой программе для своего возраста. Конечно, им учебник дался проще. Хотя некоторые задания удивляют Ирину до сих пор.
Дилер – это кто?
Костромичка Галина Владимировна – учитель математики с 30-летним стажем. Учебники менялись буквально на её глазах. Она начинала преподавать в советское время, когда была единая учебная программа, одинаковые для всех школ учебники. Контрольные работы приходили из гороно одинаковые для всех школ города. А потом, с переменами в стране, начались и перемены в школе. Коснулось это и школьных программ с учебниками. Их стало превеликое множество, выбрать есть из чего. С одной стороны – неплохо, с другой стороны – неудобно – считает Галина Владимировна.
— Некоторые программы не совпадают в темах настолько, что детям при переводе из одной школы в другую приходится очень тяжело, – говорит педагог, – иногда программы не совпадают даже в параллелях, что уж о другой школе говорить. У меня был ученик, приехавший к нам из Калининграда, он никак не мог втянуться в нашу программу, они, например, изучали логарифмы по своему учебнику, а у нас шла тригонометрия. Пришлось с ним заниматься дополнительно, мальчик никак не мог перестроиться, потому что темы совершенно в другом порядке оказались. Самой Галине Владимировне пришлось работать по разным учебникам. Она и сейчас «в теме», как говорится, так как родители с просьбами о репетиторстве обращаются до сих пор. Опытнейший педагог, она считает, что программа действительно должна быть последовательной.
— Сейчас есть очень хорошие учебники, сложные, но развивающие, – говорит Галина Владимировна, – однако, если на такой учебник ребёнок приходит, например, только в 5-м классе – это для него очень сильный стресс. Представьте, когда ему приходится решать примеры, которые занимают целую строку, там 18 действий делать надо! У детей просто паника начинается. Другое дело, когда ребёнок изначально по этой программе учился. В этом случае ему никакой другой учебник не будет страшен. С такими детьми очень легко работать – они всё схватывают налету, приучены мыслить и думать.
Задачи в современных учебниках приближены к современным реалиям. В принципе, это и правильно. Банковские вклады, проценты, биржевые акции, регистрационная палата – такие задачи есть в 6-м классе, к примеру. Это всё же гораздо интереснее, чем вычислять объём воды, переливающейся из одной трубы в другую в бассейне.
Подоходный налог установлен в размере 12%. До вычета подоходного налога 1% заработной платы отчисляется в Пенсионный фонд. Работнику начислено 500 руб. Сколько он получит после указанных вычетов? Как вам задачка для 6-го класса? По-моему, очень даже жизненно.
— Иногда задачи слишком перегружены терминами, специальными словами, – считает Галина Владимировна, – один мой одиннадцатиклассник не знал значения слова «ежеквартально». Так это одно из самых простых понятий. Конечно, тут важен общий кругозор ребёнка.
При этом костромичка отмечает, что, если судить по учебникам 1952-1954 года, математика была сложнее. Алгебраические уравнения в старших классах сейчас упрощены, например.
Ни дня без Интернета
Беда нынешних учеников – огромный соблазн не думать. Сами посудите – в книжных магазинах полно решебников со всеми решениями задач. Спиши – и всё.
— Помню, когда появились эти решебники, – рассказывает Галина Владимировна, – у меня купил их чуть ли не весь класс. Я тоже себе купила, чтобы посмотреть, какие там решения приводятся. Очень много опечаток, символов, которые в школе не используются, это во-первых. Во-вторых, решить задачи можно по-разному. Когда школьник просто списывает из решебника – это сразу видно. А ещё через несколько лет началось безумие с мобильниками и Интернетом – с этим бороться посложнее.
И об этом говорят все учителя. Дети сидят на уроках с телефонами, айпадами, во время урока легко пересылают ответы и решения, ищут их же в Интернете. Или кому-нибудь посылают сообщение, чтобы решили. У некоторых вообще решебники с задачами в телефон закачаны.
Недавно случайно услышала, как две мамы обсуждали домашние задания. Одна со вздохом рассказывала, что сын-шестиклассник нашёл в Интернете программу, которая решает задачи. Ты ей – условие, она тебе – решение. Другая поделилась страшным секретом – сын иногда на контрольной посылает ей по аське условие задачи, она сразу копирует его в поисковик, и практически сразу находится решение, которое она благополучно копирует ему в аську. Непедагогично, конечно, но ей жаль ребёнка, которому геометрия и алгебра в жизни вряд ли пригодятся – он в художественной школе занимается и собирается связать свою жизнь с изобразительным искусством, а не с тангенсами и косинусами.
Учителя пытаются хоть как-то этому «прогрессу» противостоять. Особенно сложно на тестовых заданиях – ответы проще простого переслать, найти, вписать и так далее. Требуют в таких случаях не только ответы, но и решения – обычно на этом «халявщики» и выявляются. Ещё педагоги отмечают, что дети год от года становятся всё коммуникабельнее, мобильнее, прекрасно владеют компьютером, но чему-то учиться – не хотят. А зачем? Всё же есть в Интернете…
Некоторые родители замечают, что по некоторым новым программам очень мало времени для закрепления темы. То есть – соображай и запоминай быстро, что-то упустил – уже безнадёжно отстал. И это только математика. А сколько в школе предметов? А если ребёнок ещё ходит на дополнительные занятия?
Одним словом, родителям школьников можно пожелать только долгого терпения. И способных детей.
Ника СОКОЛОВА.
А вам слабо?
Есть кадамба цветок,
На один лепесток
Пчёлок пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла
Вся в цвету сименгда,
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди,
Её трижды сложи
И тех пчёл на кутай посади.
Только две не нашли
Себе место нигде,
Все летали то взад, то вперёд и везде
Ароматом цветов наслаждались.
Назови теперь мне,
Подсчитавши в уме,
Сколько пчёлок всего здесь собралось?
*********
Собрался Иван-царевич на бой со Змеем Горынычем, трёхглавым и трёххвостым. «Вот тебе меч-кладенец, – говорит ему Баба-Яга. – Одним ударом ты можешь срубить Змею либо 1 голову, либо 2 головы, либо 1 хвост, либо 2 хвоста. Запомни: срубишь голову – новая вырастет, срубишь хвост – 2 новых вырастут, срубишь 2 хвоста – голова вырастет, срубишь 2 головы – ничего не вырастет». За сколько ударов Иван-царевич может срубить Змею все головы и все хвосты? Какие удары нужно наносить?
(Математика, 4-й класс, 1 часть)
Нарочно не придумаешь
Рассказала учитель математики. Класс занимается по довольно сложному, но интересному современному учебнику. Задала на дом решить задачу. Через некоторое время случайно встретила маму одного из учеников. Та поведала, как они решали эту задачу. Сначала всёй семьёй – дома, весь вечер. Решить не смогли. Взяла задачу на работу, целый день всем коллективом пытались её решить, но к единому мнению так и не пришли. Но народ раззадорился и остался после работы с твёрдым намерением задачу сделать. Чтобы не было скучно – выпили. И задача, как говорится, «пошла»!