Про этот неприглядный факт поведала нам костромичка Елена. В один из воскресных осенних деньков вся её семья отправилась в нелидовскую «Швейцарию». Родители столько рассказывали младшему поколению про красоты этих мест, что наконец-то  решили: пусть увидят сами. Но, проделав большой путь — сначала на машине, а потом пешком, они были… нет, не разочарованы даже, а подавлены увиденным.

Из рассказа Елены:

«Это удивительное место мы открыли для себя шестнадцать лет назад благодаря моему педагогу Наталии Николаевне Сусловой. Она часто водила в походы студентов и своих друзей, знакомила с красивейшими местами, если можно так сказать, делилась с нами тем, что сама полюбила. От неё мы узнали и про нелидовский ключик, и связанные с ним легенды, и про чудесную гору, на которой произрастает лесная клубника, что редкость, и про писателя Василия Бочарникова, воспевшего эти места. Сколько лет прошло, а я все вспоминала красоту, увиденную в Нелидове,  в особенности панораму, которая там открывается с высоченного холма за деревней.

И вот когда дети подросли, мы с мужем тоже решили показать им «костромскую Швейцарию». Увы, это уже совсем другие впечатления! Честно сказать, испытали просто шок. Ну то, что постройки подступили к самой горе, — ничего уже не поделаешь. Но сама гора теперь превращена в помойку, в свалку. И кем? Жителями деревни! Все, что вырубают в своих образцово-показательных огородах, и весь бытовой мусор сбрасывают именно сюда, в «Швейцарию». Что же за психология у людей такая: от себя мусор отгребу и за забор выброшу. Вместо того чтоб благоустроить этот памятник природы, построить здесь беседку, с которой можно любоваться красивой панорамой, учинили вандализм.  И, конечно, домой мы возвращались очень огорченные…»

Ну что сказать? Не отправиться в дорогу мы просто не могли. По карте деревня Нелидово расположена вовсе недалече, проедешь по красносельской трассе Большое Андрейково, поднимешься в гору, а дальше решай, выбирай из двух вариантов.  Первый такой: вперёд ещё несколько километров, сворачивай налево и по бетонке, а потом по грунтовке добирайся до Покши, пересекай её вброд по плитам, уложенным по дну русла, и тут уж до Нелидова рукой подать. Мы так и сделали. Однако водная преграда нашей редакционной машине с её низкой посадкой оказалась не по зубам, и мы были вынуждены вернуться к другому варианту. А именно: повернуть назад, оставить машину у санатория имени Ивана Сусанина и пешочком вдоль берега Покши, потом по навесному  мосту через реку и дальше — холмами через поля и лесочки до Нелидово.

DSC_0315.JPG

Первый житель, встретившийся нам в деревне, и объяснил, как до ключика дойти и до горы. Звать его Сергеем Петровичем Молотовым. Сам костромич, но в конце шестидесятых его родители купили здесь домик под дачу, и с тех пор вошла в его жизнь эта замечательная деревня. Выйдя на пенсию, тут и поселился. Семья бывает у него наездами, но часто, труды на земле всем в радость, а не в тягость. Сергей Петрович лично знавал писателя Бочарникова, разговаривал с ним: «Нормальный был мужик, природу очень любил».

Поделилась воспоминаниями о писателе и другая жительница Нелидово Нина Леонидовна Кузнецова (она-то самая что ни на есть коренная — в этой деревне родилась): 

«Что за человек Бочарников был? С виду самый затрапезный мужик, и русская привычка была ему не чужда. А вот душу имел тонкую, редко кто так  чувствует и понимает природу. Любил он эти места и красочно их описывал. Книжка его у меня дома хранится. А деревня наша теперь разрослась дачниками. Было 17 домов, сейчас насчитывается 36 участков. Летом тут народ, жизнь кипит, а зимой замирает. Хорошо ещё трактором дорогу разгребают. Говорите, гору засорили? Я там давно не бывала. А в молодости мы туда на игрища ходили. «Пойдём на полянку!» —  это значило, что на гору. Красиво там! Да у нас ведь везде красиво…»

Сначала мы с Николаем, фотокором, отправились на ключик. Путь неблизкий, но и недалекий. Пройдёшь деревню, спустишься по тропке и шагай к оврагу, окружённому кустарниками и древними деревами. Вот как описывает нелидовский ключ живописец слова и природы Василий Бочарников

«Слышите смех? Смех, полный радости! Это разбивается ключевая струя. Вот она, пронизанная солнцем, чистая-чистая, с лёгким отсветом зеленого — от листвы.(…) Надо полагать, этот ключ держали все подземные силы. А ему хотелось на волю. И вырвался, и скорее оврагом к речке. (…) Пей смело — ни гриппа, ни ангины от ключевой воды не будет. И ходит сюда вся деревня. Зимой и летом. Бабы грибы носят мыть ключевой водой, потрошёную рыбу. Рыба сразу твердеет и после очень вкусно жарится. Когда я прихожу на ключ, я всегда припадаю губами к жолобу и пью. Глоток, другой — и мне весело. Это необъяснимо, но это так. Теперь верят в это и все мои городские друзья, которых я водил первым делом на Нелидовский ключ».

А вот увиденное нашими глазами. Ведет в овраг сделанная кем-то давненько и заботливо лестница с перильцами, да только теперь пришла она в негодность, разъезжается в разные стороны. Держись крепче, чтоб не свалиться. По другую сторону ключа лежит на земле огромная ель, сваленная ветром или старостью. В глаза первым делом бросается установленный кем-то насос. Но желоб на месте! И по нему по-прежнему весело бежит прозрачная струя. Спасибо Сергею Петровичу, который дал нам, незапасливым, полиэтиленовую бутылку, и мы смогли набрать водицы с собой. И она действительно очень вкусна!

DSC_0261.JPG

Поднимаемся снова в деревню и ищем теперь путь по проулкам между огородов к нелидовский горе. Женщина, разбрасывающая из бурта навоз, глянула на нас неприветливо и ни словечком не обмолвилась на наши расспросы. Так не город — не заблудимся. А деревня Нелидово, надо сказать, просто загляденье. Много свеженьких красивых домов, да всё из современных разноцветных материалов. Иные — настоящие усадьбы с подворьем, банями, гаражами. Но и старые дома с замысловатыми наличниками на фоне респектабельных строений вовсе не теряются, от них так и веет нестареющей поэзией. А огороды в деревне словно соревнуются, у кого грядки ровнее и порядка больше.

DSC_0280.JPG

А вот и нелидовская гора! Это сразу стало понятно, как закончился проулок меж огородных заборов. Во-первых, мы сразу наткнулись на  свалку. А во-вторых, потеряли дар речи от открывшихся перед нами просторов. Далеко внизу извивалась змейкой Покша, ивы (или ракитник?) по её берегам казались зелеными облаками. А дальше — березово-еловое море. Но вот рядом и под ногами была совсем другая красота — изуродованная. Много разнокалиберных куч  из спиленного кустарника, ржавых вёдер, ячеек из-под яиц и прочих отходов человеческой жизнедеятельности. Мало того, склон изрыт ямами — следы местной добычи песка. Верх горы, та самая «полянка», — в чертополохе. Словом, мерзость запустения.

На фоне ухоженных огородов и торчащей синенькой кабинки биотуалета вся картина  обретает какой-то даже символический смысл: к цивилизации приобщаемся, а цивилизованно относиться к природе не умеем. Не хотим и не научены. Вот такая есть в Красносельском районе «русская Швейцария». Думается, за состояние хотя бы памятников природы необходимо спрашивать — и с жителей, и с власти. Раз уж перевелись у нас люди, которые, как Василий Бочарников, трепетно любили родную природу и понимали, что без этой красоты и человек — не человек.

Алевтина НОВИКОВА.

Фото Николая Суворова.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...