Небо и самолеты. Кажется, бесконечно романтичный мир, где всегда светит яркое солнце, красивые закаты и рассветы. В полете сопровождают очаровательные бортпроводницы. Сложно ли быть «королевой небес»? Оказывается, это очень непростая профессия и случайные люди в ней не задерживаются. И мы захотели разузнать об этом поподробнее.

«Пассажиры как хорошие гости»

В Костромском аэропорту нас уже ждала Наталья Шаркаева, начальник службы бортпроводников. Ее послужной список начинался много лет назад. «У меня была другая мечта, — стать архитектором. Я училась в университете, даже закончила четыре курса. Но однажды разговорилась со знакомыми. Они мне и рассказали о такой профессии. Я загорелась желанием и пришла в авиапредприятие в Саранске, в Мордовии. В те времена была большая конкуренция, строгий отбор, в первую очередь обращали внимание на здоровье, но меня взяли. И с тех пор я — бортпроводник. В Костроме второй год. У меня уже шесть тысяч часов налета, и теперь я бортпроводник-инструктор, закончила курсы в Санкт-Петербурге, в авиационной академии. Без работы себя не мыслю, нравится общение с людьми, впечатления. Все летят на отдых с хорошим настроением».

Так как мне тоже скоро предстоит полет, я не могла не спросить у Натальи, кормят ли пассажиров.

— Когда летим на юг, питание горячее: куриное филе, мясо, рыба — три варианта на выбор. Предлагаем овощи, лимонад, прохладительные напитки, чай, пирожные. А когда в Санкт-Петербург — напитки, чай и кексы. Для нас каждый пассажир как долгожданный гость. И мы им рады, стараемся напоить, накормить, обогреть.

голос народла-1.jpg

«Романтики здесь нет!»

С бортпроводником Олесей Вешняковой мы встретились буквально после ее прилета из очередного рейса в Санкт-Петербург. Олеся была в хорошем настроении, смеялась и шутила:

— Эта работа — мечта детства. Но все дается не с неба. Когда пришла сюда, окончила курсы, потом были 30 часов налета с инструктором. И после прохождения определенных зачетов и тестов приступила к самостоятельной работе. Летаю уже четыре года.

Какие рейсы особенно запомнились?

— Для меня все памятны. Всегда разные пассажиры, лица, улыбки — неулыбки… Кто-то в первый раз или на таком типе самолетов впервые, а кто-то летает всю жизнь. Все индивидуально.

Есть постоянные пассажиры?

— Конечно. Они, когда поднимаются на борт, здороваются, улыбаются, чувствуют себя как дома. Вообще, пассажиры у нас хорошие, некапризные и неизбалованные. Правда, иногда садятся люди с крупных, более комфортабельных самолетов, и бывает обидно, что заходят в салон и говорят: «консервная банка». Они забывают о том, что в свое время эти самолеты были самыми популярными, выполняли и выполняют множество рейсов. И сейчас, учитывая конструкцию самолета и аэродинамические свойства, — он безопаснее многих других воздушных судов.

Сколько планируете летать?

— Интересный вопрос (смеется)! Вообще, для бортпроводника достаточно отработать семь с половиной лет, чтобы заработать пенсию. Я летаю уже четыре года и могу с полной уверенностью сказать, что из авиации в ближайшие годы не уйду. До этого я пробовала себя в различных направлениях: ресторанный бизнес, творческая деятельность, различные арт-проекты. Но авиация — это мое!

Хочу разочаровать тех молодых людей, кто мечтает стать бортпроводником. Романтики здесь нет. Это очень сложная работа, пассажиры видят только ее пятую часть. Это сервис и вся предварительная подготовка к рейсам. И в первую очередь – забота о безопасности. Когда пассажир видит в самолете хрупкую, улыбающуюся девушку, он должен знать, что именно она, в первую очередь, будет спасать ему жизнь в случае нештатных ситуаций.

А приходилось?

— Слава богу, нет. И никому не пожелаю. Но подготовка к этому у нас проводится постоянно. Когда самолет на полосе перед взлетом, когда идет разбег, в голове всегда мелькают ситуации, что делать, а если вдруг… Я должна быть всегда готова. Впрочем, как и любой бортпроводник.

У вас красивые костюмы…

— Форма стандартная: брюки, юбка, платье. Может быть все, что угодно. Это предусмотрено авиакомпанией. В крупных авиакомпаниях форму шьют, заказывают у известных модельеров. Там вкладывают огромные деньги в «картинку», «фантик». Конечно, у них прекрасный сервис, отличные технологии, подготовка серьезная. Но мы ничем не хуже! А какого цвета у меня брюки — это второстепенно.

Семья такую работу одобряет?

— Безусловно. Муж только «за». Папа у меня — офицер ВДВ, мама занималась разработкой авиационных жгутов, кабелей. Друзья завидуют. Правда, многие, после того, как услышали, что я бортпроводник, спрашивали: «Не страшно ли?» Сразу говорю, что нет.

Никто из знакомых не захотел получить такую профессию?

— Все не так просто. Это нужно любить. Либо небо, либо земля.

День рождения в воздухе случалось проводить?

— Один раз. В тот день был обычный рейс. В пять утра встала, собралась, поехала в аэропорт… Вечером вернулась с чувством выполненного долга и усталостью. Дома — бокал вина и аромат роз, подарок мужа. А затем — спать. Хотя начальство можно попросить не ставить в рейс в такой день — поменяют. Руководство у нас – прекрасное. Любые просьбы и пожелания всегда рассмотрят и пойдут навстречу. Если кто и захочет сюда прийти на работу — двери открыты, любого выслушают. Но наши руководители — тонкие психологи, сразу видят, зачем пришел человек, работать или просто так.

Когда сама летаешь в качестве пассажира, оцениваешь работу других бортпроводников?

— Очень скрупулезно. Я наблюдаю за каждым шагом, движением, улыбкой, взглядом, жестом, манерой. Неважно, девушка это или молодой человек. И иной раз, когда попадается непростой пассажир, хочется встать и помочь.

У нас маленький коллектив, очень слаженный, мы всегда друг другу поможем, подстрахуем, выручим.

«Пришла в авиацию вслед за подругой»

Коллегу поддерживает бортпроводник Евгения Зарецкая:

— В ноябре будет четыре года как я здесь… У меня подруга тоже летает, но только в Москве. Она много рассказывала о работе, и я решила, что пойду в авиацию. Хотя до этого получила высшее экономическое образование.

А почему осталась в Костроме?

— Не хотелось уезжать, здесь муж, семья, квартира.

— Приходится летать в праздники?

— В этом году работала и 8 Марта, и 23 февраля. Постоянные пассажиры нас в тот день поздравляли, дарили шоколад, конфеты.

Куда нравится летать?

— Нравится всюду. Предпочтение отдаю рейсам в Анапу. Мы там находимся почти сутки. Есть время сходить на море искупаться, позагорать. И гостиница находится в пяти минутах ходьбы от пляжа.

Слышала, что костромские бортпроводники сейчас работают в Москве.

— Когда мы только пришли, здесь работалf Марина. Теперь она бортпроводник в Домодедово. Встречаемся, когда она бывает в Костроме.

голос народа-2.jpg

Рейсы стали популярными

Рассказывает Любовь Опаневич, начальник службы организации авиационных перевозок:

— У нас появилось новое направление Кострома — Симферополь. Оно очень востребовано, билеты раскупаются моментально, желающих много. Пока мы летаем раз в две недели. В первый рейс, 19 июня, среди пассажиров были не только отдыхающие, но и костромичи, уезжавшие в Крым на постоянное место жительства. Видимо, они приобрели там недвижимость, потому что переезжали со всем имуществом.

Другое популярное направление — Анапа. Это уже накатано, люди привыкли. Очень удобно. Летают туда даже с детьми-грудничками.

Билеты на СанктПетербург немного подорожали?

— Этот рейс пользуется спросом. Раньше билеты продавались по цене, сравнимой с ценой на железнодорожные билеты. Но, согласитесь, лететь два часа, или ехать 16 часов, — разница ощутимая! Поэтому билеты немного выросли в цене. Очень хорошо раскупают их петербуржцы. Они изначально стали активно летать. У нас есть пассажиры, которые с нами с открытия этого рейса. Мы их уже знаем в лицо. Это 10-12 человек. Обычно они отправляются в деловые поездки. А некоторые, наоборот, летают в Петербург домой, потому что в Костроме находятся в командировках.

Мы делаем все, чтобы пассажирам было удобно и комфортно.

Светлана ГАПОНЮК.

Фото Николая Суворова.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...