Корреспондент КНГ продолжает самостоятельно искать и изучать памятники Костромы, совершая увлекательные пешеходные путешествия. На наших страницах мы уже писали о самых известных монументах города, мемориалах в память о Великой Отечественной и других войнах, увековеченных изображениях братьев наших меньших. На этот раз речь пойдёт о безымянных каменных и железных изваяниях каких-то незнакомых людей.
Мы видим их лица чуть ли не каждый день, но не знаем имён. Учитывая то, что за каждым таким памятником, так или иначе, стоит человек (модель, прототип, сам художник и так далее), справедливой такую ситуацию назвать сложно. Но, увы, как правило, именно так и происходит годами и даже десятками лет. Сначала путаются в памяти и стираются имена, а затем нередко рушатся и сами монументы, которых создавали на века.
Кто-то может возразить, что мы такие не одни, и что Карфаген или Константинополь грабили и разрушали настолько часто, что не сохранилось почти ничего. Но разве можно сравнивать дело рук варваров и завоевателей с тем, что в собственных домах делаем мы сами…
Античный мир
Начнём наше путешествие по традиции – на Сусанинской площади, но сосредоточим внимание не на самой «сковородке», а на первых кварталах улиц, которые расходятся от неё веером. И первая остановка на улице Ленина. Здесь в основании арки, примыкающей к зданию гауптвахты, гостей и прохожих встречает косматая мужская голова. Конечно, в обычной будничной суете мы её не замечаем, спеша по своим делам и не поднимая взгляд от земли. А зря, поскольку именно такие незначительные, едва различимые детали городского убранства и придают ему уникальную атмосферу и уют, за которые так ценят Кострому.
Как известно, здание Гаупвахты было построено по проекту нашего знаменитого архитектора Фурсова в 1823-26 годах. Но сказать, когда именно на арке по-соседству появилась гипсовая голова то ли древнегреческого мыслителя, то ли воина, то ли божества, то ли и вовсе какого-то обычного мужчины преклонных лет, сказать сложно.
В официальных описаниях архитектурного облика и интерьеров Гаупвахты об этом элементе декора ничего не сказано. Зато известно, что за время своего существования это строение на Сусанинской площади служило для самых различных целей. Сначала, по прямому назначению, став пристанищем для арестованных офицеров и даже декабристов и народовольцев, затем как библиотека, загс, литературный клуб, а теперь здесь — военно-тематический музей. Исполнению какой именно роли больше всего подходит этот лохматый человек – тоже, видимо, останется загадкой. По мне, так он похож на Гомера или на маску из древнегреческой трагедии. А скорее всего это бог войны Марс, по-древнегречески Арес – все-таки ведь это здание гауптвахты.
Двигаемся дальше и находим двор в первом квартале улицы Советской. Здесь на барельефе одного из зданий красуются сразу две гипсовые человеческие фигуры. В руках у мужчины слева молот или топор, у женщины справа – факел и колесо, что, казалось бы, больше является атрибутикой скульптур советского периода. Но на самом деле, изваяния эти, как и само здание, — дореволюционной постройки, а значит, можно сделать вывод, что изображены здесь вовсе не рабочий и колхозница, а скорее всего — древнегреческие божества Гефест и Афина-Паллада.
Ещё одна гостья с Олимпа обитает немного дальше от Сусанинской площади – на пересечении улиц Свердлова и Скворцова. Здесь, на величественном здании областного суда, построенном несколько лет назад, на небольшом выступе красуется бронзовая статуя богини правосудия. Фемида, как и положено, слепа и к тому же слегка воинственна. В одной руке она держит весы, в другой щит, с изображением почему-то московского герба, где Георгий Победоносец на коне пронзает копьём змея-дракона. Но статуэтка настолько невелика и находится так высоко, что незаметным становится не только это небольшое несоответствие, но и сам памятник целиком.
А стены главной костромской святыни – Архиерейского корпуса Ипатьевского монастыря украшают барельефы двух уже православных святых – мужчины и женщины. Это великомученики Хрисанф и Дарья, украшающие вход в надвратную церковь, которая также носит имя этих греческих святых.
На безымянной высоте
Но, конечно же, куда больший след в архитектуре и убранстве Костромы оставили советские времена. И памятников это коснулось в неменьшей степени. Достаточно сделать всего несколько шагов из центра города практически в любом направлении, чтобы в этом убедиться.
Улица Чайковского. Парадный вход в Центральный парк, который ранее носил название парка имени Ленина. В небольших нишах по бокам от главной лестницы и нарядной арки, оформляющей её, нас ожидают ещё две гипсовых фигуры. На этот раз «рабочий и колхозница», хоть и не стоят спина к спине и не держатся за руки, как на знаменитом московском монументе, вполне узнаваемы. Он в рабочем комбинезоне и фуражке, она – в лёгком сарафане, босая и со снопом каких-то злаков на плече. Прекрасная пара, только вот внимание прохожих и гостей парка привлекают не столько сами памятники, сколько состояние, в котором они находятся. Постоянные грязные разводы, брызги от проезжающих машин и придорожная пыль – скульптуры, конечно, совсем не украшают. За расположенным в глубине парка бронзовым Ильичом следят почему-то гораздо пристальнее. Казалось бы, все скульптуры, все равны, все одно дело делают… А вот и нет: одно дело памятник известной личности, другое – монументальный декор.
Если проследовать от Сусанинской площади по проспекту Текстильщиков, то первый же многоэтажный жилой дом по левой стороне готовит нам ещё один архитектурно-советский сюрприз. На уровне второго этажа этой массивной и богато украшенной «сталинки» красуются две гипсовые фигуры. Это пионер и пионерка. Большой популярностью у костромичей и туристов они также не пользуются, зато определённо делают строение, фасад которого украшают, неповторимым символом эпохи. Таких домов в нашем городе больше нет.
Если ещё дальше отходить от Сусанинской площади, можно встретить ещё несколько подобных скульптур. Так, две безымянные фигуры мужчины и женщины с каской и похоронным венком в руках выступают центром композиции мемориального комплекса Вечный огонь на проспекте Мира, о котором мы уже писали.
Одно из крупных скульптурных изображений людей, имён которых мы не знаем, в Костроме расположено настолько далеко, что большая часть коренных жителей никогда его не видела. А заволжане, конечно, знают про памятник во дворе завода «Мотордеталь». У главной проходной, посреди автомобильной парковки возвышается рабочая триада машиностроителей. В центре композиции горделиво стоит девушка, а по бокам двое мужчин в спецодежде, с только что отлитым и обработанным автомобильным поршнем в руках. Есть в этом памятнике какая-то стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Ведь, несмотря на то, что завод пережил не лучшие времена, менял формы собственности и так далее, памятник уцелел, и поршни здесь отливают до сих пор.
Есть в графском парке…
Куда более удручающее впечатление производит городской парк Берендеевка, который на самом деле является местом с самым большим сосредоточением человеческих скульптур, о которых мы почти ничего не знаем.
Наверняка этот факт также для многих станет неожиданностью, но, увы… Когда-то скульптурные композиции из камня здесь можно было встретить буквально на каждом шагу. Сегодня «уцелели», если можно так сказать, лишь четыре монумента в натуральную величину: «женщина в платке с овечкой и ягнёнком», «женщина с тканью», «женщина со снопом» и «мужчина с пиджаком в руке». Первые три, конечно, нуждаются в реставрации, почти потеряли верхний слой краски и заросли мхом, но, тем не менее, целые, а вот парню с пиджаком повезло меньше. Он уже остался инвалидом – по колено без ноги.
Все они располагаются неподалёку от школы РОСТО ДОСААФ, в рекреационной зоне вблизи здания, где раньше был местный клуб. Сейчас здесь в основном оздоровительные учреждения, кафе, сауны и гостиницы, но по-прежнему ведётся активное строительство, а заброшенные старинные здания кричащими рекламными растяжками на фасаде ищут себе новых хозяев. А значит, шансы на то, что памятники, которые нам удалось отыскать в здешних зарослях кустов и травы, сохранятся и застанут следующие поколения костромичей, весьма невелики. Увидевший меня с фотоаппаратом на шее охранник территории решил поинтересоваться, что я там делаю. А услышав о цели визита, удивлённо спросил: «А что, здесь есть какие-то памятники? Я и не знал…».
Продолжение следует…
Иван САРАФАНОВ.