Не растерявшие историю

Далеко не все школьные музеи выстояли в перестроечные и девяностые годы, когда страна, «задрав штаны», побежала за другими ценностями. Некоторые растеряли даже экспонаты, подаренные ветеранами Великой Отечественной войны. Музей костромской гимназии №25, который носит имя Петра Щербины, не только выстоял, но и продолжает жить и развиваться.

Раньше он назывался музей боевой славы, и его открытие состоялось в 1985 году, и на том торжестве присутствовали жена, сыновья и внучка героического фронтовика. Школьный музей занимал совсем небольшую комнату, но работа кипела. Кто такой Пётр Дорофеевич Щербина, в школе знал каждый ученик. Да и все ребята без запинки могли перечислять имена юных героев войны: Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Олег Кошевой, Валя  Котик, Гуля Королева… Что и говорить, патриотическое воспитание работало не вхолостую.

Подхватил флаг из рук убитого товарища

Герои тоже люди. Говорят, Пётр Дорофеевич так и не смог избавиться от чувства обиды, что его обошли высоким званием. И на то у него были все основания. Пётр Щербина из числа «несостоявшихся» Героев Советского Союза. Из тех, кого должны были наградить, да почему-то из списков вычеркнули. Спроси сейчас на улице прохожих, кто водрузил красное знамя над рейхстагом в Берлине, то старшее поколение назовёт две фамилии: Егоров и Кантария. Молодые наверняка пожмут плечами. Но не исключаю, что некоторые из костромичей произнесут-таки имя Петра Щербины. Этот человек не только дошёл с боями до Берлина, но и участвовал в штурме рейхстага и одним из первых прикрепил на него красное знамя. Тому есть все документальные подтверждения.

История водружения красных знамён над логовом нацизма оплачена героизмом и кровью. Петр Пятницкий, которому только что присвоили звание младшего сержанта, первым выскочил из окна дома Гиммлера и бежал со знаменем, увлекая за собой атакующих по простреливаемой насквозь площади к рейхстагу. У его ступеней пуля и настигла солдата. Флаг из мертвых рук товарища подхватил командир отделения Пётр Щербина и под непрерывным вражеским огнём привязал его к колонне цитадели. Петр Дорофеевич вспоминал, что то был самый горячий денёк в его жизни: «По нам стреляли из подвалов, и хорошо, что мы догадались, закупорили выходы. Оказалось, подвалы набиты немцами. Снизу в нас полетели гранаты и фаустпатроны, сверху на голову валилась штукатурка. Мы стояли у входов и выходов и отбивались гранатами. Горячие были минуты, когда начали гореть архивы. Все наполнилось дымом, и огонь вскоре пробился туда, где были мы. Оставаться дольше в этом коридоре было невозможно. Пришлось вылезать в окно. Потом мы разыскали чердачный вход и по нему прошли из горящей части здания в негорящую. Из рейхстага мы не ушли. Когда прогорело, опять начали штурмовать подвалы…» Вместе с замполитом батальона Алексеем Берестом, руководившим заданием по водружению знамени на куполе рейхстага, Щербина прокладывал дорогу знаменосцам Егорову и Кантарии и прикрывал их автоматным огнём. И это была не киношная прогулка суперменов. В одном из залов их блокировали фашисты. Тогда наши бойцы привязали к люстре противотанковую гранату и подорвали. А когда часть потолка рухнула, то, сдвинув мебель, устремились в образовавшийся пролом. Богатырь Берест словно котят вытаскивал наверх своих солдат. Красное знамя группа Береста крепко-накрепко привязала ремнём к каменной руке сидящего на коне кайзера… Имеет большую известность фотография советских бойцов на ступенях поверженного рейхстага, впереди которых стоит молоденький автоматчик с перевязанной головой и автоматом, прижимаемом к груди. Это наш Петр Щербина.

К званию Героя Советского Союза представлялись документы на сто бойцов, штурмовавших рейхстаг, но награждены были только пятнадцать. В их число не попали ни замполит Алексей Берест, ни Пётр Щербина, ни погибший смертью храбрых Петр Пятницкий. Первого и второго наградили орденом Боевого Красного Знамени, а Пятницкого на его родине долго считали без вести пропавшим. Говорят, маршал Жуков не любил политруков, коим являлся Берест. А Щербине аукнулась немецкая оккупация, под которую попала его родня в украинского села Скельки. После войны герой вернулся на родину, компетентные органы настоятельно советовали ему «не высовываться», и на сельских торжествах по случаю Дня Победы фронтовика, штурмовавшего рейхстаг, не чествовали. Не без этого было принято решение о переезде в Кострому, на родину жены.

Пётр Дорофеевич работал слесарем-сборщиком на заводе «Текмаш», был бригадиром. Избирался депутатом, получал за свой труд на заводе правительственные награды. В начале семидесятых в связи со съемками документального фильма о драматичной судьбе лейтенанта Береста представилась возможность вновь побывать в Берлине. Он встречался с немецкими школьниками, рассказывал о пережитом в их городе. И фотограф запечатлел его на тех ступенях рейхстага, где он стоял с перевязанной головой и с автоматом в руках в сорок пятом. Из жизни Пётр Дорофеевич Щербина ушёл 26 августа 1981 года.

Драгоценные экспонаты

Нынешний музей гражданско-патриотического воспитания имени Петра Щербины сильно отличается от прежнего. Он расширился и снабжён всеми атрибутами современности. Материалы (документы, фотографии, газетные публикации, книги) хранятся в отлично оформленных стендах и витринах в большом зале воинской славы, организованном в рекреационном помещении. Когда проводятся тематические встречи, то тут же на большом экране выводится дополнительная информация. Увы, из участников войны, чьи фотопортреты размещены на отдельном стенде «Наши ветераны», в живых остались единицы. Есть среди них снимок Крутикова Алексея Максимовича. «Не родственник?» — спрашиваю у руководителя музея Юлии Крутиковой. Оказывается, дедушка мужа. Юлия Борисовна занимается музеем двадцать лет, с тех пор как пришла в школу преподавать историю. Удалось создать  работоспособный совет музея из ребят-единомышленников. Гимназисты активно участвуют и побеждают в конкурсах, работают над проектами, посвящёнными истории Великой Отечественной войны. Огромное счастье, что успели записать на видеокамеру ветеранов. С приходом новых технологий все архивные и исследовательские материалы оцифровали, создан электронный каталог. Свою работу о связи и единстве поколений ребята из 25-й гимназии представляли даже на Всемирном русском народном соборе в Москве. Музей Петра Щербины дружит со многими общественными организациями. Особая память и гордость — то, как принимали у себя участников Всероссийского съезда малолетних узников концлагерей. «Мы все плакали, воспоминания о том, что довелось вынести этим людям, переворачивали души ребят и учителей», — рассказывает Юлия Борисовна.

В ближайших планах школьных музейщиков — открыть стенд, посвящённый предприятию «Текстильмаш», на котором не одно десятилетие трудился Пётр Щербина. Материалов у них предостаточно! Здорово выручил ныне здравствующий ветеран Великой Отечественной войны, костромич Иван Митрофанович Уханов. Сам он в прошлом работал на этом же заводе, к тому же был активным рабкором, и все заметки, корреспонденции им сохранены, оформлены в нескольких «томах» амбарных тетрадей. Вот их-то и подарил музею гимназии. «Для нас это драгоценность!» — радуется руководитель музея.

А на третьем этаже гимназии располагается отдел музея, посвящённый истории образования в костромском крае 19-го и 20-го веков. Здесь собрано множество удивительной информации. В том числе о самой 25-й гимназии. Школьные фотографии прошлых лет, на которых гимназисты распознали юные лица нынешних учителей, вызвали прямо-таки фурор. И тем интереснее то, как жила их «двадцать пятая» раньше, какие проводились мероприятия, чем увлекались их сверстники. Оказывается, даже ездили в колхоз на уборку картофеля. И, судя по веселым лицам на снимках, такая «трудотерапия» их вовсе не расстраивала. А вскоре откроется еще один «филиал» — интерактивный музей повседневности, в котором будут представлены предметы быта прошлых времён — давних и не очень давних. В отличие от «настоящих» музеев, ребята смогут экспонаты подержать в руках и рассмотреть как следует.

Думаете, каждый ребёнок в этой замечательной гимназии вам скажет, кто такой Пётр Щербина? А вот и нет. На перемене мальчишки-шестиклассники на этот мой вопрос пожимали плечами. Нет, не кидаю камушки ни в чей огород. Потому что заниматься патриотическим воспитанием в современной школе многократно сложнее, нежели раньше. По крайней мере, у педагогов советских времён не было конкурентов в виде электронных гаджетов, которые не выпускают теперь из рук ребята. Что до этих мальчишек, то вполне вероятно, что в старших классах они будут сами проводить экскурсии по музею имени Петра Щербины.

Алевтина НОВИКОВА.


Фото Николая Суворова.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...