Новички, которые только-только сдали на права и купили автомобиль, боятся всего – других водителей, встречных машин, ям на дорогах, крутых поворотов. Опасаются они даже пешеходов. С какими трудностями сталкиваются «чайники» в Костроме, корреспондент «КНГ» узнала на собственной шкуре.

Желтая метка

На заднем стекле моей машины две наклейки с восклицательными знаками. Водители, стаж которых менее двух лет, считаются новичками. Об этом и говорят восклицательные знаки. Обычно «чайникам» хватает и одного… Я налепила два (а купила три). Чтоб наверняка. Эти знаки никаких преимуществ не дают. Дают они только надежду на то, что другие участники дорожного движения проявят снисходительность, не будут сигналить и обзываться. Тем более, на моей машине питерские номера. «О! Баба за рулем! А, так она еще и неместная… Еще и с двумя восклицательными знаками…» На заднем стекле одной из машин я увидела такую надпись: «Не гудите, пожалуйста! И так страшно…»

Чему учат в школе?

Мне посчастливилось сдать экзамен со второго раза. Я удивляюсь, когда люди, сдающие по десять раз, говорят, что их завалил инспектор. Я просто не понимаю, как это возможно. Если не сдал, значит, сам виноват! Я в день первого экзамена волновалась как никогда. Может быть, подвели нервы: при перестроении в левую полосу на Калиновской я не уступила дорогу другому водителю. И все, «ищите место для остановки». Потом мой инструктор (которому я до сих пор благодарна за его терпение) сказал мне по секрету, что если бы не эта досадная ошибка, я бы сдала. Из нашей группы с первого раза сдали человек семь. Кто-то опустил руки после первого же провала и пообещал купить права…

Мне попался адекватный и дружелюбный инспектор. Он принимал у меня экзамен и во второй раз. Задал всего два вопроса: «Это вы на радио работаете?» – «Да». – «Вы, кажется, недавно сдавали?» – «Да». Я вообще в тот день была немногословна.

Теории в автошколе меня научили как следует. Я до сих пор говорю фразочками из тоненькой синей книжки, именуемой «Правилами дорожного движения»: «встречный разъезд затруднен», «в этом месте движение без остановки запрещено»… Я включаю поворотники при каждом малейшем перестроении и соблюдаю дистанцию. Единственное, чему я не научилась в автошколе – трогаться, используя две педали – сцепление и газ. Во время обучения я ездила на «тринашке» и трогалась только со сцепления. На моем японском самурае Subaru этот фокус не прокатывал – машина глохла. Я останавливалась на каждом светофоре и не могла продолжить движение. Сзади сигналили. Хотелось плакать. Мне было очень страшно. Большинство водителей, которые вставали позади, скорее всего, матерились почем зря. Лишь один мужчина остановился и спросил, все ли у меня нормально, когда я заглохла посередине дороги, пытаясь развернуться.

В общем, не особо жалуют нас старички. Магистры вождения, так сказать. Они же круче. Они считают, что имеют право подрезать.

Кстати, если вас подрезал новичок, скорее всего, он даже не понял, что только что сделал.


На одной теории далеко не уедешь

Без практики никуда! Даже если от дома до работы пешком идти пять минут, все равно нужно ехать. В магазин за покупками, в кино, в спортзал, в гости, забрать подругу… Без регулярного вождения навык теряется. На велосипеде, может быть, разучиться ездить и невозможно, а вот на машине, тем более, с механической коробкой переключения передач – очень даже реально. Новичку нужно всего ничего – неделя, чтобы отвыкнуть. После перерыва и обычная парковка может стать настоящей проблемой.

Кстати, о парковке. Если бы в нашем городе действовало движение «СтопХам», активисты бы пообклеили машины новичков. Многие водители в месте выбора парковки руководствуются простым правилом: «я паркуюсь, как хочу». У «чайников» оправдание другое – «Я паркуюсь, как умею…» Вспоминается видео, в котором молодая девушка поставила свою машину посреди проезжей части. Ее попросили убрать автомобиль, сдать назад. На что она ответила: «Видите у меня сзади знак (восклицательный)? Так вот: сдавать назад я не умею!»

В теории вообще все гораздо проще, чем на практике. А вот дорога, к сожалению, не терпит долгих размышлений – тут нужно действовать быстро (по крайней мере, так мне говорил инструктор).

Боевое крещение

Ездить на работу и с работы по изученному маршруту – это ерунда. А стоит сунуться туда, где раньше и пешком-то не ходил – и сразу чувствуешь себя королем дорог. Я застряла в частном секторе улицы Осыпной. Застряла, потому что машины там понаставлены были с обеих сторон и протиснуться между ними на японском внедорожнике я не рискнула. Каким-то чудесным образом развернулась (правда, заглохла при этом раз десять) и поехала в неизвестном направлении по узенькой улице Пастуховской. А потом преодолела и самый оживленный перекресток города, простояла полчаса в пробке на Советской, когда столкнулись две машины. Даже в заторе меня умудрился подрезать автобус… После таких приключений и приходит уверенность. Если бы еще верно включать передачи и не глохнуть… Многие новички, которые ездят не на «автомате», а на «механике» вместо первой передачи включают третью, вместо второй – четвертую, и удивляются: «Почему это машина не слушается, я ведь все правильно делаю!»

Костромичке Анне Крыловой первое время очень не хватало инструктора, который мог бы подстраховать в случае чего. С его стороны в учебном автомобиле есть две главные педали – сцепление и тормоз. Особенно тяжело девушке давалось перестроение: «Было страшновато, казалось, что не успею во время перестроиться! Почему-то боялась больших грузовиков, а я же в Паново живу, они на Магистральной постоянно ездят, подопрет кто-нибудь сзади, и я как заглохну с перепугу! Через месяц самостоятельного вождения появилась первая эйфория. Я сама за рулём! И вот я лечу такая вся деловая по улице Ивана Сусанина за каким-то джипом на моргающий жёлтый через перекрёсток Подлипаева за Волгу… А там пробка! Получилось так, что я остановилась посреди Советской… Не знала, куда себя деть: спереди джип, справа машины поворачивают, еле увернулась! Теперь всегда заблаговременно останавливаюсь на светофорах!»


Первые царапины

Для новичка, который за рулем меньше двух недель, любая поездка – это событие. Не просто событие, это настоящее приключение! В машину моего знакомого въехала девушка, которая на момент этой нелепой аварии несколько дней как получила права. Она ехала вперед, а смотрела почему-то назад, ей показалось, что там что-то есть… И знаете, я ее понимаю. Нужно обращать внимание абсолютно на все. На скорость. На дорожные знаки. На идущие впереди машины. На идущие сзади машины. На светофор. На пешеходов. На рычаг переключения передач. На педали, в конце концов! Отвлекся на что-нибудь или не углядел… БАМ! У опытных водителей все эти действия уже дошли до автоматизма. Для них ездить на автомобиле – практически как ходить.

Некоторым новичкам везет меньше и их автомобили «украшают» не пара царапин, а серьезные вмятины. Еще во время обучения я стала свидетельницей аварии: на перекрестке проспекта Мира и улицы Князева машина, за рулем которой был новичок, столкнулась с учебным автомобилем. Оказалось, что 70-летняя женщина-водитель пыталась сдать на права около двух лет. Сдала. И врезалась в учебку. Ирония судьбы…

Первые царапины мой японский самурай получил в первый же день моего к нему привыкания. В 50 метрах от дома с тротуара на проезжую часть «вылез» кустарник. А посередине дороги на непрочно закрепленном канализационном люке поставили деревянное ограждение. Мне нужно было втиснуться между этой деревяшкой и колючим кустом. Мой «сенсей», который сидел на переднем пассажирском сиденье, сказал «езжай»… Я и поехала. Поскольку я еще не совсем привыкла к большой машине, не учла, так сказать, габариты… Раздался неприятный скрежет, как металлом по стеклу. Мне показалось, что это скрипит мое сердце… От ветвей кустарника на передней двери и капоте остались царапины. Я заволновалась, но сенсей сказал, что ничего страшного в этом нет – царапины очень легко убрать с помощью абразивной полировки. Краска не повредилась.

Я рассказала эту историю своей коллеге. Оказалось, что у нее была похожая ситуация, и ее «учитель» тоже сказал «езжай», и ничем хорошим это не закончилось. «Кто водитель? Ты. Значит, принимаешь решение и несешь за него ответственность тоже только ты, — комментирует теперь уже опытный водитель Наталья. – Не слушайте никого. И да, будьте осторожнее с кустами. Эти ребята опаснее, чем кажутся».


Берегись автомобиля

Отношение «взрослых» водителей к «чайникам» двоякое. Максим, который за рулем всего четыре года, из новичков вычеркнул себя давным-давно. К начинающим коллегам по баранке он относится с опасением: «Если бы я увидел машину с двумя восклицательными знаками на заднем стекле, стал бы держаться от нее подальше. Понятно, что за рулем совсем неопытный человек. Кто знает, чего от него можно ожидать? А вдруг он педали перепутает, или вообще назад начнет ехать? Бывает, поворотники не включат и поворачивают. А я как должен догадаться, что ты налево надумал повернуть?! Я же не экстрасенс! Короче говоря, очень непредсказуемые эти новички…»

Кстати, об указателях поворота: с ними у большинства новичков проблем нет. Во время обучения нам вбили в голову, что их включать необходимо при любом перестроении, даже когда на дороге нет машин. Одна из моих однокурсниц по автошколе, выходя из здания(выходя!!!), поймала себя на мысли, что не включила поворотник…

Алексей, шофер с 20-летним стажем, вспоминает себя на заре своей водительской карьеры: «У меня тоже не сразу все получилось. К машине нужно привыкнуть, да и к себе в качестве водителя тоже. Новички – точно такие же участники дорожного движения, как и все остальные. Можно подумать, опытные водители никаких ошибок не допускают!»

Костромичка Елена сдала на права совсем недавно – меньше месяца назад. Девушка очень радуется, когда видит машины с восклицательным знаком: «Я сразу думаю – о, наш человек! Чувствую себя лучше и уверенней. Я ведь не одна такая. И меня очень радует, что начинающих становится все больше и больше!»

Однажды я пыталась припарковаться возле работы. Сложного в этом не было ничего: просто встать за другой машиной. Я встала, но мне не понравилось как. Стала тыркаться туда-сюда. Машина глохнет, руль не слушается, и это не так, и то на этак… И тут я поймала на себе любопытный взгляд мужчины, который припарковался на другой стороне улицы. Он смотрел и, видимо, никак не мог понять, что я пытаюсь сделать. Мне стало стыдно. Я не придумала ничего лучше, как просто уехать со злополучного места.

Другая костромичка попала в более нелепую ситуацию: она стала участницей ДТП. Ничего серьезного, обыкновенная «железка». Даже царапины на обоих автомобилях невооруженным глазом разглядеть было сложно. Второй участник аварии, мужчина, стучал в окно этой дамочке, хотел разъехаться, что называется, с миром. Барышня испугалась и не стала его слушать. Даже окошко не открыла. Только головой покивала, мол, нет, ничего не знаю… Мужчина написал на стекле своей номер телефона и уехал.

Да, иногда девушки за рулем ведут себя очень странно! Но выражение «обезьяна с гранатой» — это уже перебор. Даже звучит эта фразочка по-дурацки. Как новичок, я пока не могу рассуждать о качестве вождения женщин. Но думаю, если машина едет в ритме потока, водитель никому не мешает и выполняет все маневры быстро и обдумано, никто не задумается над его полом. А вот если машина едет «как-то не так», скорее всего, окружающие подумают: «Ага! Баба за рулем!»

В любом случае, получив навык водителя, важно не утратить навыки пешехода…

Анна ОЛИФЕР.

Цена вопроса

Обучение в городских автошколах стоит от 25 тысяч рублей. Причем в некоторых, судя по слухам, с кандидатов в водители еще и требуют деньги на бензин.

Одно дополнительное занятие (у меня их было 4) стоит 1 тысячу рублей. Для тех, кто не сдал с первого раза, такие занятия – необходимость. Иначе в ожидании экзамена можно кое-что подзабыть.

Медицинская справка обойдется примерно в 1 тысячу 600 рублей.

Госпошлина в ГИБДД – 2 тысячи рублей.

Пересдача – 500 рублей.

ИТОГО: 33 тысячи 100 рублей.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...