Игумен Антоний (Бутин) — духовник женского монастыря Успенской Тетеринской пустыни под Нерехтой, наверное, самый старый из монашествующих Костромской епархии. Старый не древностью лет, а по времени, когда стал монахом. Было это более 30 лет назад в 1985 году, когда он еще был совсем мальчишкой, учеником 10«А» класса средней школы №5 города Иркутска. Уже тогда его руками были созданы более сотни роскошных церковных облачений и десятки уникальных вышитых икон.

 Шить приходилось многое

Отец Антоний сам шьет и вышивает невероятной красоты церковные одежды. Трудно поверить, но только в собственном обиходе у него их более ста пятидесяти! По его мнению, это совсем не трудно…

Причем свою первую ризу отец Антоний сшил, когда ему было всего-то пятнадцать лет. Он тогда учился в восьмом классе обычной средней школы. Те ризы, из первых, им используются до сих пор на церковных службах. И это не удивительно. Со вкусом подобранные ткани, четкие линии силуэтов, ровные строчки и многое другое свидетельствуют о мастерстве творца. Каждая вещь создана с душой, поэтому она не блекнет со временем, не теряет своего предназначения, а остается способной жить. Времени на создание такого чуда, должно быть, ушло немало. Например, одно невероятной красоты облачение батюшка вышивал почти два года, урывками, в редкое свободное время, выпадавшее между основными заботами. 

Перечень обязанностей отца Антония можно назвать всеобъемлющим. Монах должен уметь делать все.  Но прежде всего, это молитва и служение Богу. Молитва за весь мир и за каждого из нас, с кем приходится встречаться по жизни, а служение Богу не только во время церковных богослужений.  Кроме дел духовных батюшка является помощником настоятельницы монастыря, матушки игумении Феофании в хозяйственных делах. 

В круг его забот входит надзор за общим состоянием монастырских храмов и часовен, ремонтно-строительные работы, благолепие храмового убранства, правильность совершения богослужений, и даже сбор исторического материала. Кроме всего прочего много времени занимает преподавание в Нерехтском медучилище и учеба в аспирантуре Костромского госуниверситета. В прошлом году отец Антоний защитил магистерскую диссертацию о «Развитие русского села на примере села Тетеринского Нерехтского уезда Костромской губернии в XII-XVIII вв.» и был участником археологических раскопок селища Тетеринского. И вот из этой насыщенной разными заботами жизни приходится выкраивать редкие мгновения для творчества.

DSC_0888.JPG

— Нас было в семье пять человек детей. И мы все пятеро научились с детских лет шить от мамы. Первые попытки вышивки у меня были еще в детском саду. Маму в детсадике часто просили, как родительницу, сделать ячейки для расчесок и прочего,  а на каждом карманчике нужно было вышить разные фигурки. Вот я иногда украдкой, пока мама не видит, пробовал укрывать гладью грибочки, вишенки, листочки.

Отец Антоний вырос в многодетной сибирской семье. С двенадцати  лет любознательный подросток переступил порог православного храма. Там юноша узнал о нужде монахинь в их одеждах. Так он стал шить церковные облачения.

— Первое, что мне пришлось сделать из церковных одежд, это был аналав для схимонахини Симеонии, на котором гладью вышивались тексты Священного писания и молитвы. Потом мне пришлось выкраивать  по старым образцам и шить апостольники, подрясники, рясы и мантии иркутским монахиням. После о моем умении узнали старые священники. Пришлось и пошить облачения. От них о моем умении узнала соборная староста Анфиса Георгиевна Холодилина. Так я стал церковным портным-самоучкой.

DSC_0884.JPG

Облачения, сделанные руками о. Антония, носили многие священники и архиереи. Его мастерство ценилось. Будучи учеником десятого  класса, за свое ревностное отношение к церкви семнадцатилетний Андрей Бутин был пострижен в монашество с именем Антоний. После окончания школы он был принят на должность ризничего в Знаменский кафедральный собор Иркутска.

Работы было много. Старые церковные облачения износились и потеряли видс течением времени все приходит в негодность. Многие старинные вещи нуждались в реставрации и ремонте. Все положение осложняло отсутствие необходимых материалов и опыта. Но была огромная жажда дать всему новую жизнь. Своим опытом с молодым монахом делилась старая прихожанка Виктория Васильевна. Они вдвоем принялись восстанавливать плащаницы. Не было золотных нитей. Даже люрекс был в большом дефиците, и доставался с большим трудом через многих знакомых. Приходилось распускать на нитки обрывки старинной парчи, и восстанавливать ими утраты. Некоторые фрагменты закрывались с помощью галунов, используемых в воинских пагонах. Так приобретался опыт.

DSC_0923.JPG

На каждый праздник – свое облачение

 

Все церковные одежды имеют особый духовный  смысл. Даже детали облачений, до мелочей,  имеют свое мистическое значение. Фелонь – символизирует багряницу Христа, в которую Он был облачен Пилатом перед распятием, епитрахиль, похожий на фартук, символизирует излияние (подобно водопаду) Святого духа на священника, поручи обозначают узы, которыми был  связан Христос при истязаниях. В русских облачениях богато украшались оплечья. То было не данью моде, а имело глубокий смысл. Оплечье – символ заблудшей овцы, которую «пастырь добрый» несет на своих плечах, и нет для него ничего более ценного, нежели эта овца из Христовой паствы.

По церковной традиции богослужебные облачения бывают семи цветов. Каждому разряду праздника соответствует особый цвет одежд. На все праздники Пресвятой Богородицы принято надевать синие или голубые облачения. Белые одежды обычно используются священниками в дни ангелов и непорочных дев, на Рождество, Преображение и Вознесение. Также в белых ризах положено совершать Крещение и Венчание. Белый же цвет употребляется при погребении умерших.

DSC_0928.JPG

— Белый цвет подчеркивает чистоту. Желтый цвет принято считать царским цветом. Это цвет золота, поэтому одеяния этого цвета носятся на праздники в честь Христа Спасителя и ближайших его служителей —  апостолов и святителей, — объясняет о. Антоний.

Красный цвет символизирует цвет крови мучеников. Также по существующим правилам надевают красные ризы на Пасху, поскольку православная Пасха – самый красивый праздник. Начинается пасхальное богослужение в белых ризах. Потом на песнях пасхального канона меняются облачения несколько раз. Смена облачений – это символ радуги, подчеркивающий радость великого торжества.

Красота требует жертв

В ризнице Успенского храма Тетеринской пустыни хранится великолепное облачение из темно-синего бархата, расшитое сплошным узором из искусственного жемчуга. Это уникальное облачение имеет вес более десяти килограммов.

— Красота требует жертв, — пошутил о. Антоний.

Это облачение используется только один раз в год на праздник Успения Богородицы – престольный день обители. Такая риза подстать великолепию Тетеринского храма!

DSC_0931.JPG

— Вышивать это облачение  начал, когда служил духовником Казанского женского монастыря города Троицка Челябинской области. Потом я был назначен наместником Троицкого Селенгинского монастыря в Забайкалье. Там  по ночам вышивал епитрахиль. Из Бурятии риза перекочевала вместе со мной в Костромскую епархию в Чухломской Авраамиев Покровский монастырь, и уже здесь в Тетеринской пустыни облачение получило законченный вид, — вспоминает батюшка.

По уникальной ризнице, созданной руками игумена Антония можно проследить историю изменений богослужебных облачений в Русской православной церкви за последние полвека. Особое внимание привлекают ризы с вышитыми оплечьями. Все рисунки на ризах придумывает сам.

— Сейчас благодатное время: все необходимое можно купить. А в советские годы не было ничего. Ни качественного бисера, ни бус, ни золотых ниток. Приходилось распускать на нити ветхие парчовые лохмотья и этим, что было часто, восстанавливать утраты или вышивать. Зачастую приходилось применять репарацию – переносить старинную вышивку на новый бархат. Представьте, фрагменты старого золотного рисунка сначала вырезали, потом на новый бархат пришивали их потайным швом, чтобы ни одного стежка было не видно. Так ремонтировались митры, покровцы и облачения прошлых веков, и им продлевалась новая жизнь.

DSC_0938.JPG

Сейчас можно приобрести в церковных лавках ткани с особыми церковными рисунками, а тридцать лет назад приходилось шить облачения из портьерных тканей, в орнаментах которых можно было усмотреть подобие креста. Изредка, по большому счастью, доставались церковные греческие ткани. Но таких счастливчиков были единицы из высшего духовенства. Еще сложнее обстояло дело с галунами и др. украшениями. Многое приходилось изобретать. Галуны, например, заглаживались из глазетовой парчи, изредка появлявшейся в продаже, и стоившей целых 14 рублей за метр! Проще всего можно было найти в магазинах паетки (блестки). В середине восьмидесятых на прилавках стали появляться люрексовые нитки, а до этого для вышивок использовался новогодний елочный дождик.

Мне приходилось много шить облачений, времени не хватало, Хотелось быстрее все успеть. Пришлось придумать свою технологию. Я пришиваю все необходимые нашивки, ставлю подкладку, пришиваю галуны и только потом собираю облачение и придаю конечную форму, – поделился своей методикой изготовления ризы о. Антоний.

Он абсолютно уверен, что все его многочисленные умения не его личная заслуга, а  подарок от Бога. Впрочем, только с Божьей помощью и хранятся облачения в идеальном состоянии. В это трудно поверить, но облачения, которым более тридцати лет, ни разу не стирались…

DSC_0951.JPG

Можно повторить и восстановить…

Уникальные иконы, вышитые отцом игуменом Антонием, находятся в иконостасе Смоленской церкви Одигитриевского скита-подворья Успенской Тетеринской пустыни в селе Ильинском. На первый взгляд это старинные иконы в хорошо сохранившихся позолоченных чеканных ризах, но на самом деле это уникальная вышивка – очередной шедевр батюшки Антония. Он пояснил, что для создания икон нужно благословение только от Бога…

— Сложнее всего дается так называемое «золотное шитье». Сначала делается объемный каркас из картона или бересты, потом на него настилаются серебрённые или позолоченные нити, закрепленные снизу обычной ниткой в прикреп. Много времени отнимает вышивка «литым швом» и канителью.

Чтобы ускорить и облегчить процесс, отец Антоний придумал свою технологию. Каждая складка на ризе иконы вырезается отдельно, обклеивается парчой, ей придается выпуклая форма, объем прокладывается бумагой и складка пришивается потайным швом. Кроме того, специально меняется направление ткани, чтобы каждая складка давала контраст. Поверьте, это – настоящее искусство!

— Вот если собрать сначала каркас, как положено, да обшивать его в прикреп, то это было бы долго. А здесь я обклеил тканью, потом пришил –  это и быстро и просто, – считает отец Антоний. Мол, ничего особо-то сложного в этом и нет.

DSC_0953.JPG

Самое, на мой взгляд, удивительное: создавая свои редкостные иконы, он заботился исключительно об экономии.

За последние десятилетия многие храмы в России подвергаются ограблениям. Иконы воруют, перепродают, вывозят за рубеж. Не миновала такая участь и многие костромские храмы. Сложилась парадоксальная ситуация: древние намоленные многими поколениями наших предков иконы, наши национальные святыни, стало небезопасно держать в наших церквах! К сожалению, есть опасения, что иконы могут похитить или как-то повредить…

DSC_0906.JPG

Однако о. Антоний убежден, что все сделанное его руками, в случае чего, легко можно повторить и восстановить.

DSC_0987.JPG

Валентина ФАДЕЕВА.

Фото Николая Суворова и автора.

№23 (850) от 8.06.2016.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...