В декабре 2015 года рабочей группой двух костромских университетов была разработана концепция программы будущего опорного университета. По результатам работы экспертного совета Минобрнауки проект был признан одним из лучших, и Костромская область вошла в число первых одиннадцати российских регионов, которым выделено государственное финансирование на создание новой современной модели высшей школы.
В процессе создания опорного вуза будут участвовать на равноправных и взаимовыгодных условиях коллективы двух старейших высших учебных заведений Костромы. Официально механизм объединения запущен в начале марта приказом Минобрнауки. Начат довольно сложный период по запуску процесса реорганизации, который завершится к новому учебному году созданием единого Костромского государственного университета.
С чем же связаны самые серьезные преобразования региональной системы высшего образования за всю ее историю?
Мы живем в большой по площади, но малонаселенной части северо-востока Центральной России. Для экономики характерен большой удельный вес сельского и лесного хозяйства и низкая доля высокотехнологичных производств. Доля крупных субъектов экономики невелика: основной валовый региональный продукт производится малым и средним бизнесом. Это означает, что вузам сложно формировать связи с ключевыми работодателями вследствие их разнородности и размытости интересов.
Структуры образовательных программ и научных исследований давно не соответствуют формальным названиям или декларируемым целям развития. Указанные выше особенности нашего региона вкупе с сильными центрами внешнего влияния со стороны Москвы, Ярославля, Иванова, Кирова формируют «зону рискованного образования». Сейчас более половины выпускников школ выбирают вузы больших городов. За четыре года костромские вузы потеряли треть своего контингента: сейчас в каждом из них учится примерно по 4 тыс. человек. Это очень мало даже по сравнению с вузами региональных центров Центральной России, Поволжья, Черноземья и Сибири.
Куда же исчезли студенты? Всё не так просто. Это не только общее изменение демографической ситуации, стремительное сокращение числа бюджетных мест и переход на 4-летний цикл базовой подготовки, усиленный «двойным» выпуском бакалавров и специалистов в 2015 году. Это изменение отношения к высшему образованию: став вседоступным, оно перестало давать выпускнику вуза конкурентные преимущества.
Для Костромской области индекс образовательной миграции, отражающий соотношение потоков абитуриентов к нам и от нас, равен 0,4, то есть более половины выпускников школ нашей области выбирают вузы других регионов (для сравнения Ивановская и Воронежская области – 1,2-1,3, а для Санкт-Петербурга – 2,8, то есть там выражен «экспорт» образования). Баллы ЕГЭ бюджетного и платного приема наших вузов также стабильно ниже общероссийских.
Важным негативным следствием уменьшения числа обучающихся становится сокращение численности преподавательского и обслуживающего персонала. Это не только проблемы, связанные с напряженностью рынка труда, но и угроза потери уникальных образовательных программ и научно-педагогических школ, более того, интеллектуальной среды региона.
Еще одно видимое проявление кризиса – неспособность образовательной системы полноценно выполнять функцию кадрового обеспечения национального и региональных рынков труда.
При этом категорически неверно перекладывать вину только на вузы! Костромские вузы, принимая далеко не отборных абитуриентов, выпускают вполне конкурентоспособных специалистов, востребованных рынками труда, в том числе внешними. По показателю трудоустройства выпускников Костромская область входит в первую десятку регионов России.
Итак, следствием стихийной адаптации вузов Костромской области к экономико-политическим изменениям стал их отрыв от потребностей региона и работодателей, они не встроены в решение задач инновационного развития региона. Дальнейшее сокращение бюджетного финансирования и численности обучающихся могло бы поставить костромские вузы на грань, за которой следовал быстрый и неотвратимый коллапс всей системы высшего образования с очевидной цепью последствий. Мы отчетливо понимаем, что региональная система высшего образования нуждается в глубокой модернизации.
В 2015 году перед костромским вузами со всей остротой встал вопрос о своем месте в будущей системе образования. При детальном анализе ситуации ответ очевиден: поодиночке мы станем, в лучшем случае, вузами массовой подготовки, способными брести поодиночке еще пару лет с последующим созданием единого вуза той же категории.
Не следует думать, что эти проблемы уникальны для костромской высшей школы: они лишь проявления общенационального системного кризиса образования с поправкой на региональные особенности. В настоящее время государством запущен процесс объединения целого ряда московских и региональных вузов. Важнейшим направлением реформы является создание группы вузов, имеющих повестку конкурентоспособности национального уровня и обеспечения развития территорий – многопрофильных опорных университетов.
Поэтому в декабре 2015 года коллективами двух костромских вузов было принято непростое, но очень важное и единственно верное решение – объединиться и стать региональным опорным университетом.
Чего, собственно, коллективы двух костромских вузов избежали, войдя в пугающие всех процессы реорганизации и создания новой модели университета? Мы избежали худшего варианта развития событий с необратимым «сваливанием» региональной образовательной системы при невозможности управлять ситуацией. То же решение было бы принято чуть позже, притом как чрезвычайное. И оно бы уже принималось не нами, без нас и, возможно, вопреки нашим интересам.
Что же такое «региональный опорный университет»? В его основе лежит модель многопрофильного и многоуровневого научно-образовательного, инновационного и экспертно-аналитического комплекса. Новый вуз должен занять достойное место в новой системе высшего образования: конкурентоспособность на национальном уровне, 2-3 прорывных направления международного уровня и роль локомотива регионального развития.
Опорные вузы получат в течение трех лет значительную финансовую и иную помощь. Эта поддержка выразится в увеличении приема на бюджетные места, помощи при открытии новых образовательных программ и научных направлений.
По видению Минобрнауки, такой вуз должен быть крупным: в нем должно учиться около 10 тысяч студентов очной формы, консолидированный бюджет должен быть не менее 2 млрд рублей. Кстати, в Костроме даже объединение всех трех гражданских вузов не позволит выполнить это требование: значит, на повестке дня широкое развитие экспорта образования, привлекательного для абитуриентов из других регионов и зарубежья. Для этого необходима развитая социально-культурная (бытовая) инфраструктура и среда.
ОПОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – УНИВЕРСИТЕТ ДЛЯ РЕГИОНА
Костромская область, как и ряд других субъектов Российской Федерации, стоит перед неотложной необходимостью перехода на инновационный путь развития всех отраслей и сфер регионального хозяйства. За последние годы произошли заметные сдвиги в развитии региональной экономики нашей области, что подтверждено позитивной инвестиционной динамикой.
Стратегическая цель нового университета – обеспечить его конкурентоспособность национального уровня в интересах социально-экономического развития Костромской области.
Университет должен быть включен в развитие действующих и проектируемых промышленных округов Костромской области. Наибольший потенциал для эффективного взаимодействия с опорным университетом имеют пищевое, текстильное, швейное, обувное, химическое производство, металлургия, станко- и приборостроение, фармация, производство строительных материалов и биотоплива, деревообработка (г. Кострома, г. Волгореченск, г. Нерехта и Нерехтский район, г. Галич и Галичский район, г. Буй и Буйский район, северные и северо-восточные районы области).
Университет призван стать ресурсным центром комплексного развития городских и сельских территорий, играть роль площадки развития. Во всех известных современных примерах эффективных трансформаций городов в центре процесса был университет. Это же понимание лежит в основе создания корпоративных университетов крупных компаний. Для студентов университет должен предоставить среду для развития личности, обучения критическому мышлению, выражения своих мыслей, капитализации своих знаний.
В нашей повестке не просто реорганизация небольших вузов с целью оптимизации, а создание вуза нового типа, способного стать драйвером и ресурсным центром развития региона. Нам предстоит создать новое качество научно-образовательной среды в очень короткие сроки. Что же может стать мерой изменения качества вуза? Способность быть привлекательным для людей и дел. Сможем замедлить отток молодежи благодаря конкурентоспособным образовательным продуктам, сможем запустить в университете развитие нескольких лабораторий национального уровня в интересах реального сектора экономики – это уже оправдает создание опорного вуза.
Повышение привлекательности вузов невозможно без повышения качества образования и развития уникальных образовательных программ. У нас есть и опыт прошлых лет, и понимание, что сейчас фокусом внимания должны выступить программы магистратуры, ориентированные как на промышленность, так и на социальную сферу.
Развитие научно-исследовательской среды связывается нами с закреплением бренда университета в узкоспециализированных направлениях исследований международного уровня. Опыт последних лет показал: фокус на потенциальных центрах превосходства позволит обеспечить укрепление лидерских позиций уже на начальном этапе, создаст условия для разработки и коммерциализации технологий. В качестве приоритетных видится выполнение исследований в области физического материаловедения, композиционных материалов, рационального природопользования, индустрии наносистем, информационных и телекоммуникационных систем, повышения энергоэффективности технологических процессов и производств, использования местной ресурсной базы (древесина, лен), комплексному развитию социальных систем.
Конечно, мы видим и существенные риски на предстоящем пути. Наиболее значимый из них – неверная стратегическая ставка, ошибка в выборе приоритетов развития. Высока степень неопределенности политико-экономического дрейфа и, как следствие, сложности в формировании единства действий и обязательств ключевых групп интересов.
Осуществление любого университетского объединения является вызовом, включающим в себя задачу развития нового, возникающего университета. При этом выигрывают те, кто способен учитывать оба процесса и параллельно со слиянием реализовывать и проект создания нового вуза. В течение марта – апреля межвузовская рабочая группа в плотном взаимодействии с учеными из Высшей школы экономики должна подготовить программу развития на период до 2020 года. В мае предстоит ее защита перед экспертным советом.
Уже в этом году мы создадим новую структуру с потенциалом развития, которая будет способна продуцировать новые востребованные направления, использовать лучшие практики обоих вузов. Имеющийся опыт внутренней реорганизации позволит пройти этап объединения с минимальными социальными издержками. В дальнейшем мы запустим новые механизмы функционирования, ориентированные на перспективные прогнозы экономического и социального развития региона, обеспечим эффективное управление, запустим инвестпроекты по развитию объектов социокультурной инфраструктуры. Важно обеспечить непрерывность образовательного процесса, соблюдение прав работников и обучающихся в ходе проведения реорганизации.
В зоне внимания при реорганизации находятся требования законодательства и нормативных документов, организационная структура и менеджмент объединенного университета, организационная культура и университетская среда, образовательная и научная деятельность. Нам надо обеспечить единство и синхронность основных процессов реорганизации.
Крайне важно обеспечить преемственность в принятии управленческих решений. Как правило, при реорганизации первыми страдают традиции: этого нельзя допустить. Оба коллектива имеют огромный кадровый и интеллектуальный потенциал – единственный ресурс развития, способный дать быстрый эффект.
Не секрет, что существуют часто диаметрально противоположные взгляды на процессы изменений: например, ярко выраженный оптимизм руководителей и столь же ярко выраженный пессимизм тех, кто работает на кафедрах, в лабораториях, в отделах. Эти разногласия связаны, на наш взгляд, с непрозрачностью планов, с плохой информированностью работников и, главное, с их изоляцией от планирования. Поэтому будут обеспечены открытость процесса слияния, широкое распространение информации, включение преподавателей, научных сотрудников и административных работников в принятие ключевых решений. В основе принятия любых решений будет принцип равенства прав и обязанностей каждого работника будущего вуза.
Пока преждевременно говорить о наименовании нового вуза. Ясно, что в его основе останется «Костромской государственный университет» – указание и на месторасположение, и целевое предназначение, и на наследование традиций вузов-основателей. Будет ли он носить имя кого-то из тех, кто прославил костромскую землю? Это решение не стоит торопить: оно должно быть взвешенным, ведь имя ко многому обязывает и формирует новые традиции.
Становление и опережающее развитие опорного университета – одна из главных структурных задач, стоящих перед Костромской областью на ближайшее десятилетие.
А. Р. Наумов, КГТУ,
В. Н. Ершов, КГУ им. Н. А. Некрасова.
«Средний класс» №11 (561) от 23 марта 2016.