В последнее время в судах частенько речь идет, как о возмещении материального ущерба, так и о компенсации морального вреда. Нередко потерпевшие оценивают моральные страдания в кругленькую сумму — в миллион рублей!
С учетом разумности
Разборки в сельском клубе закончились дракой, да такой жестокой, что мужчина угодил на больничную койку. По результатам уголовного дела четверо обидчиков понесли заслуженное наказание, но этого потерпевшему Александру Сергееву показалось недостаточно. Не так давно он обратился в суд и исковым заявлением о взыскании, как материального ущерба, так и компенсации морального вреда. Свои моральные страдания он оценил в миллиончик.
Александр скрупулёзно подсчитал буквально все: утраченный заработок, а это 90161 рубль, медицинское обследование, приобретение лекарств, вплоть до салфеток и шприцов, санаторное лечение. В итоге материальный ущерб Сергеев оценил в 138 661 рубль и 66 копеек. В ходе судебного заседания мужчина рассказал, что в результате полученных травм его здоровью причинен вред. Более того, он до сих пор мучается от головных болей. Страдает Александр и от того, что не может содержать семью, так как из-за болезни не может работать, а других источников дохода попросту нет. Беспокоит потерпевшего и то, что снизилось зрение.
Александр особо отметил, что никто из подсудимых не попытался возместить расходы на лечение. Более того, никто даже не предпринял попытки загладить как-то причиненный ущерб.
— Никто даже не извинился! – подчеркнул Сергеев.
Кстати, все подсудимые, пусть и частично, но признали исковые требования. При определении размера компенсации морального вреда суд учел требования разумности и справедливости. В результате, по решению суда обидчикам предстоит выплатить Сергееву 298040 рублей и 35 копеек. Кстати, большую часть этой суммы составляет именно компенсация морального вреда – 200 тысяч рублей!
Наезд на пешеходном переходе
ДТП произошло на нерегулируемом пешеходном переходе, почти в центре Костромы. Под колеса иномарки угодил Сергей Смирнов. Водитель авто Сергей Васильев не только вызвал «Скорую», но и регулярно навещал пострадавшего. Привозил ему продукты и дал 25 тысяч рублей на лечение. Казалось бы, инцидент исчерпан.
Но Смирнов обратился в суд с исковым требованием о взыскании компенсации морального вреда, который он оценил в 150 тысяч рублей, а также выставил счет на оплату судебно-медицинской экспертизы – свыше 11 тысяч рублей.
На суде Сергей поведал, что помимо сотрясения головного мозга, у него был перелом ноги, он вынужден был передвигаться на костылях. Более того, у него еще и зрение ухудшилось. Ответчик исковые требования не признал. Он пояснил, что у пешеходного перехода притормозил, но поскольку пешеход остановился, подумал, что тот его пропускает. Однако, когда до пешехода осталось метра полтора, тот неожиданно вышел на дорогу, посему наезда избежать не удалось. Сергей Васильев рассказал, что привозил пострадавшему в больницу продукты, спиртное, сотовый телефон, DVD-проигрыватель и деньги.
Кроме того, есть и заключение автотехнической экспертизы, что водитель не имел технической возможности остановить авто. Также выяснилось, что пешеход находился в состоянии опьянения. Суд посчитал, что истец размер компенсации завысил. Сергей Васильев должен будет по решению суда выплатить пострадавшему 40 тысяч рублей и оплатить расходы на оплаты судебно-медицинской экспертизы – 9 тысяч рублей. Оплата услуг представителя обойдется в 7 тысяч…
Ничейный колодец
Трагедия произошла в одном из поселков Костромского района. Девятилетний Максим встал на крышку канализационного колодца и упал туда. Высота колодца более двух метров. Выяснилось, что крышка была меньшего размера, чем колодец. Кстати, люк находился в траве и был абсолютно незаметен.
Ребенок с тяжелыми повреждениями был доставлен в больницу. Из-за травмы позвоночника Максиму был поставлен и еще один диагноз – расстройство адаптации. Он до сих пор боится колодцев…
Мальчику было запрещено сидеть восемь месяцев! Его перевели на индивидуальное обучение. По словам мамы, ребенку не хватало общения с детьми. Кроме того, Максимка переживал, что не может посещать любимый кружок. Ребенок получил тяжелую травму из-за халатности тех, кто отвечает за канализационные объекты. Однако найти виновника оказалось ох как нелегко! Руководители коммунальных служб наотрез отказывались признавать, что за колодец отвечают именно они. Однако в суде, куда с исковыми требованиями обратилась мама Максима, все-таки разобрались, хотя для этого и понадобилось достаточно много времени.
Коммунальщикам придется раскошелиться. Причем, если в пользу мамы, действующей в интересах Максима, будет взыскано 250 тысяч рублей, то компенсация морального вреда в пользу самой матери оценена в 30 тысяч рублей. Кстати, материальный ущерб оценен в 16070 рублей 94 копейки.
Руки в механизм не совать!
Несчастный случай на производстве привел к тому, что Константин Лимонов стал инвалидом. Правая рука мужчины попала во вращающиеся валы транспортера, когда он ремонтировал оборудование, которое является очагом повышенной опасности. Целый год Константин не мог работать, находился на лечении. Однако полностью восстановиться так и не удалось. Из-за частичной потери работоспособности он не может выполнять те работы, что легко давались раньше. С предприятия, где и случился несчастный случай, Лимонов попросил в судебном порядке взыскать компенсацию морального вреда в размере 300 тысяч рублей. На суде Константин рассказал, что инструктаж по технике безопасности он не получал. Ему всего лишь сказали: «Руки в механизм не совать!»…
Лимонов также поведал, что старое оборудование часто выходит из строя. Более того, еще и многие детали самодельные. Константин даже предупреждал инженера, что такое оборудование представляет опасность. Ремонтировал оборудование самостоятельно Константин не в первый раз, ведь за поломки оборудования рабочих наказывают. Но в этот раз руку зажало, все пять пальцев были переломаны, а кожу с руки стащило, как перчатку…
Мужчина перенес несколько операций, он испытывал «адскую» боль, причем даже обезболивающие не помогали. Сезонные боли он испытывает до сих пор. Рука полностью так и не восстановилась: тяжести он носить не может, да и кисть полностью не сжимается. Моральный вред Константин оценил в 300 тысяч рублей. По решению суда предприятие выплатит ему 150 тысяч рублей.
900 тысяч за 34 ножевых ранения
Владимир Алексеев имеет немало судимостей. Последнюю – за покушение на убийство. Он нанес потерпевшему 34 ножевых ранения. Пытался перерезать бедолаге горло и сломать шею. Потерпевший чудом выжил. Алексеев вину свою не признал. Хотя он не отрицал тот факт, что все ранения нанес именно он, но потерпевший сам виноват – так как сопротивлялся.
Компенсация морального вреда составила – 900 тысяч рублей! Кстати, по решению суда в исправительной колонии строгого режима Алексеев проведет 18 лет.
Не так давно осудили педофила. За насильственные действия сексуального характера в отношении малолетнего ребенка преступник получил серьезный срок – 15 лет лишения свободы. В ходе судебного разбирательства мать потерпевшей заявила исковые требования к подсудимому о возмещении морального вреда. Цена вопроса – 200 тысяч рублей. Суд удовлетворил требования в полном объеме.
— Комментарий специалиста-
Екатерина Скородумова, прокуратура Костромского района:
— Вопросы возмещения морального вреда регулируются статьями 12, 150-152, 1099-1101 Гражданского кодекса РФ. Обязательным условием наступления ответственности за причинение морального вреда является вина того, кто причинил, за исключением тех случаев, которые предусмотрены ст. 1100 ГК РФ.
По каждому конкретному делу суд устанавливает, чем подтверждается факт причинения нравственных или физических страданий. Компенсация определяется только в денежной форме. Срок исковой давности не применяется, если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ.
— Только факты —
Ст. 151 Гражданский кодекс Российской Федерации под моральным вредом понимает физические и нравственные страдания, которые могут быть причинены гражданину нарушением его прав.
Валентина ФАДЕЕВА.
Информация предоставлена прокуратурой Костромского района.
Все имена изменены по этическим причинам.