Деревня Берендеево затерялась среди полей и лесов Нерехтского района. В 1155 году они состояли на службе у Юрия Долгорукого (до 1157 года). Во время его киевского княжения захватили в плен много половцев. А потом часть берендеев была переселена и в костромской край… Сейчас Берендеево красивейшее, заповедное место. Найти ее непросто. Для этого нужен «проводник», хотя бы по телефону. Такой для нас стала староста деревни Зинаида Смирнова.
Надоел беспорядок
Встретились с ней мы на «центральной площади» деревни, около магазина. Здесь недавно был субботник. Площадка рядом окошена. Периметр ограничен разноцветными, вкопанными в землю, шинами. «Вот привели в порядок территорию, сделали генеральную уборку, — говорит Зинаида Владимировна, — это самое посещаемое место у нас. В субботнике участвовал 21 человек, для нашей деревни это очень много. Люди начинают верить, что у нас может все получиться».
Старостой женщина стала в январе этого года, выбрали ее на общем сходе жителей. «Я ведь раньше жила, занимаясь только делами своей семьи, старалась никуда не влезать… Но надоел беспорядок, и я согласилась быть старостой».
Зинаида Владимировна родилась по соседству в селе Большое Андрейково. В Берендеево приехала после окончания агрофакультета Костромского сельхозинститута в 1988 году. Работала заведующей детским садом и заведующей клубом. В семье Смирновых трое детей — два сына, Иван и Михаил, 30 лет и 24 года, и 11-летняя Дарья. «Младшая – подарок на 18-летие старшему сыну! — улыбается Зинаида. — Мы с мужем из многодетных семей, и он всегда мечтал, чтобы у нас была дочка». История знакомства с мужем Виктором Александровичем – необычная. Он — из Кадыя. А его одноклассница училась в одной группе института с Зиной, они дружили. Однажды вернувшийся из армии Виктор приехал навестить землячку и влюбился в ее подругу Зину с первого взгляда, вскоре молодые люди поженились. «Муж у меня немногословный, но очень мне помогает в общественной работе».
Дорога жизни
Первой задачей, с которой столкнулась староста, стал вывоз мусора. Счета за эту услугу к жителям приходили регулярно. Люди платили, но… «Приходили и ждали по часу-два. А машина могла не приехать и месяц. Я куда только не стучалась, обращалась даже в природоохранную прокуратуру, — и добилась». Сейчас машина приезжает два раза в месяц.
В Берендееве — 45 домов. Но от одного конца деревни до другого раньше было не пройти. Дороги в деревне весной и осенью превращались в непроходимое болото, по которому не только транспорт не мог проехать, но и пешком пробирались с трудом. Когда Зинаида обратилась в администрацию с просьбой сделать путь, ей ответили, что дорога внутрихозяйственная. И ее ремонт федеральная программа не предусматривает.
«Раньше здесь был колхоз имени Максима Горького — один из лучших в Нерехтском районе. В нем – три бригады. Берендеево – центр второй… Занимались льном, картофелем, зерновыми. Было два животноводческих двора, телятник, пилорама. Работали клуб, библиотека. Дети ходили в детский сад, начальную школу, — рассказывает Зинаида Владимировна. — После 90-х годов все развалилось, ферму закрыли. Многие остались без дела. С тех пор кто в Кострому, кто в Волгореченск на работу ездит. У меня муж проработал в колхозе 30 лет водителем, теперь безработный. Раньше, когда колхоз был, мужики работали на технике, — один кюветы обкосит, другой — трактором дорожку разровняет. Сейчас об этом приходится только вспоминать… В общем, дорогу пришлось делать самим. На окраине деревни была куча обломков строительных плит и керамзита. Однажды она загорелась. Пожарные потушили ее и предписали лом раскидать по полю, чтобы не было возгораний. Тогда житель нашей деревни Василий Лапшин, у него есть машина и трактор, и мой муж всю эту гору перевозили на нашу болотистую дорогу. Мы подсыпали дорогу, работали несколько дней. На эту же дорогу перевезли щебенку и песок от подъезда к бывшему зернотоку. Километр дороги по деревне сделали, ее, конечно, еще надо выравнивать. Но хоть сейчас пройти можно».
«Хорошо что есть помощники…»
Когда мы разговаривали со старостой, к нам подошла Наталья Киселева, местный фельдшер: «Зинаиду мы выбрали как самую активную. Она нас зажигает. Теперь мы приходим на субботники вместе с детьми. Сажали деревья, на кладбище порядок наводили… Времени на это не жалко. В нашей деревне многое еще надо сделать — освещение, родник облагородить, мы оттуда воду берем». Зинаида Владимировна дополняет: «Деревянное здание, где у нас находится водокачка, почти развалилось. Ремонт его в планах администрации, они обещали нам его отремонтировать в течение августа. Иначе, если оно развалится, вся система, насос замерзнут. И Берендеево может остаться без воды».
Заместителем старосты стала Любовь Щербакова, тоже многодетная мать. «С чем бы не обратилась к этой семье, тут же откликаются, — говорит староста, — например, детскую площадку установить. Когда возник вопрос с покосом травы на ее месте, мужья наших женщин Евгений Щербаков и Виталий Киселев вышли с триммерами, все сделали. Потом позвонили: «У нас сегодня выходной, давайте устанавливать детскую площадку». Я пришла, мы все распланировали и сделали. У нас есть энтузиасты, но есть и такие, как в «сказке про рыбака и рыбку» — сидят у разбитого корыта».
У нового дома, рядом с которым стоит грузовик, я разговорилась с его хозяином Василием Лапшиным. На мой вопрос: «Как сейчас живется в деревне?» он ответил: «После того как Зинаида стала старостой, что-то начало продвигаться. Хоть проехать по дороге стало возможно. До этого здесь пути не было. Раньше старосты в Берендеево были, но сдвинулось все с мертвой точки при Зинаиде. Потому я и своим транспортом помогаю. Раньше даже пешком невозможно было пройти, колеи по пояс были. Вот площадку детскую начали делать. Сейчас уже результат ее работы очевиден. Думаю, через год будет еще больше сделано. Приезжайте тогда в гости!»
Да будет свет?
«За один год улучшить жизнь в деревне невозможно, не в наших силах. Но сейчас мы «разворошили» поселковую администрацию. Они теперь у нас часто бывают на сходах. Обещают помочь с освещением к сентябрю. А это у нас – большая проблема».
В Берендееве несколько лет назад установили фонари. Они горели некоторое время. «Мы обрадовались, наконец, и до нас дошла цивилизация!» Но потом они дружно потухли. «А школьный автобус подъезжает на площадку к магазину. С того конца деревни детям приходится идти сюда в темноте. Они ходят с фонариками, а дорогу зимой не чистят. Я в марте звонила в администрацию, и мне ответили, что договор на расчистку не заключен!.. Правда, сейчас администрация и реагирует, и помогает».
Деревня Берендеево находится в живописном месте. На окраине две разрушенные (очень красивые!) церкви — Ильинская и Фроловская. «Я еще помню, когда около Ильинской церкви была деревня, — рассказывает Зинаида Владимировна, — теперь там ничего нет. А у Фроловской церкви находится кладбище. Жителей Берендеева очень тревожит, что оно стремительно разрастается в сторону деревни. А хоронить сюда приезжают из разных мест. Раньше на этом поле мы пасли коров, а теперь это погост. Мы обращались к администрации, чтобы определили, узаконили, размежевали территорию кладбища. Захоронения необходимо направить в другую сторону. Но пока на это нет ответа».
Уезжали мы из деревни с хорошими впечатлениями. Если у нее есть такие заботливые хозяева – то Берендееву жить!
Светлана ГАПОНЮК.
Фото Николая Суворова.