Простудный сезон в самом разгаре. А как мы обычно лечимся от ОРЗ и ОРВИ? Закинулись таблетками, наглотались жаропонижающих – и все, бегом на работу. Но раньше такого количества «колес» от всех болезней не было. Корреспондент «КНГ» вместе с костромичами вспомнила способы ретролечения.

Всем по банкам

Настоящим ретро в медицине являются банки. Ну, помните, такие маленькие стеклянные емкости, похожие на соски. Они прозрачные, но стекло, из которого баночки были сделаны, отдавало в зеленый. До простудного сезона они хранились в каком-то ящике, но когда кто-нибудь заболевал, обязательно доставались. И тут начиналось целое таинство: подопечного укладывали на живот, его спину чем-то смазывали. А потом происходили совсем уж жуткие вещи! По крайней мере, мне так казалось в детстве. Взрослые брали лучину, наматывали на нее вату и поджигали. Огонь вставляли внутрь банки, выжигали в ней кислород, а потом присасывали горячую емкость на спину. Заболевшие не кричали, а стойко терпели процесс лечения. Процедура заканчивалась только тогда, когда иссякали баночки. А было их штук десять. Потом какое-то время человек лежал, утыканный этими маленькими «пиявками», а когда их снимали, на теле оставались круглые ярко-коричневые пятна.

Сейчас банками не пользуются, говорят, что ВОЗ запретил. И костромичи вспоминают о них по-разному, но всегда с каким-то трепетом. Одни говорят, что, в принципе, баночное лечение было почти безболезненным, другие скучают по незабываемым ощущениям от такой процедуры. Многие их просто выбросили. Хотя еще попадаются те, кто их хранит.

Например, костромичка Ольга, заместитель начальника УФПС №9, признается, что банки хранит дома до сих пор, правда, уже давно ими не пользуется.

— Банки – самое хорошее средство было, но сейчас их отменили, сказали, что они очень вредные, — ответила Ольга. – Мне банки ставили в детстве. Помню это чувство, когда кожа внутри банки раздувается. Потом коричневые пятна оставались на спине. Это было терпимо, не больно. А снимали их с таким забавным звуком: «Чпо-о-ок!» Я и сама банки ставила. Перед процедурой нужно было обязательно намазать спину вазелином, чтобы смягчить кожу.

На вопрос, зачем она хранит устаревшее орудие лечения, Ольга шутит: «А почему бы и нет? Я, может, еще буду на ком-нибудь экспериментировать. На внуках, например!» Хотя, сдается мне, наши внуки уже даже не будут знать о таком способе борьбы с простудой и фраза: «Эх, кто б мне банки поставил?» будет вызывать у них недоумение.

Кстати, когда я встретила Ольгу на «сковородке», она ела мороженое. На улице было, конечно, не очень холодно, но все-таки октябрь, а не май. Ольга отшутилась, что всегда ест мороженое, когда заболевает. «От ангины самое то!» — задорно подмигнула она мне.

Календула и эвкалипт

В центре города мне встретилась Юлия Олеговна, беженка с Украины. Женщина рассказала, что родилась она в Ленинграде, а после замужества переехала на юго-восток Украины. Когда там начали бомбить, Юлия Олеговна уехала в Кострому. Здесь уже нашла работу, приютили ее неравнодушные костромичи.

— Как лечились раньше? – переспросила Юлия Олеговна. – От боли в горле пили молоко с медом. С уксусом или водочкой делали обтирания: это от температуры. Некоторые детям от кашля давали жженый сахар. Но я не верила, что это помогает. Водочными компрессами лечили боль в горле, раньше же спреев не было. Как сейчас помню: намочил чистую тряпочку водочкой, замотал ею горло. Сверху еще одной тряпочкой прикрыл и полиэтиленом обмотал, чтобы не испарялось. И спишь так. Еще заваривали календулу и эвкалипт и полоскали этим настоем горло. Или спиртовыми разбавленными настойками полоскали. Все это: и настойки, и травки, — можно было в аптеке купить. Стоило копейки.

Дышите глубже

Юлия Олеговна вспомнила и еще один способ ретролечения – подышать над картошкой или содой.

— Картошечку в мундире сваришь, под одеяло залезаешь вместе с дочкой, чтобы она подышала, — рассказала женщина.

Помню, в детстве над картошкой заставляли дышать и меня. Усаживали на кровать, ставили стул, а на него – кастрюлю, из которой валил пар, как дым на пожаре. Затем меня накрывали одеялом, я склонялась над кастрюлей и дышала: «А-ха! А-ха!» А мама из того, «внешнего мира», командовала: «Громче дыши! Глубже!» И я еще старательнее и громче выводила звуки: «А-ха! А-ха!»

А в пододеялочном царстве – жара и темень, пахло вареной картошкой. И мне казалось, что чем краснее я вернусь из этого «крестового похода», то бишь из-под одеяла с кастрюлей, тем больше обрадуется мама: «Вон, как хорошо дышала!» И я специально набирала в легкие побольше воздуха и дула на горячее содержимое, чтобы пар сильнее обдавал мое лицо…

Кстати, этот способ лечения иногда еще используется. Но не так повально, как раньше.

Под лампами ультрафиолета

Елена, художник-реставратор, рассказала, что в детстве ее лечили с помощью ультрафиолетовой лампы.

— Она была такая кругленькая, в середине синяя лампочка, — вспомнила Елена. – И я просто загорала под ней. Меня прогревали частенько, я помню.

Еще Елену лечили «особым» напитком: в горячее молоко добавляли мед, соду и масло.

— На вкус – ничего, терпимо. Я была девочка послушная, поэтому пила без капризов. Но, кстати, своих детей я лечу таблетками, — призналась Елена.

Травушка-муравушка

Года три назад я заболела. И терапевт прописал мне пить то ли заваренные листья брусники, то ли саму бруснику. Когда увидела эту запись в рецепте, у меня глаза на лоб полезли: лечиться травой! Но многие до сих пор предпочитают избавляться от хворей с помощью различных сборов и целебных трав.

Например, костромичка Анна Рябикова, домохозяйка, вспомнила, что ее родители специально ездили в лес, весной и летом, чтобы сделать запас трав на зиму.

— Они в большом количестве собирали зверобой, лист малины, лист смородины, земляничный лист, клюквенный лист. А потом это все сушили. Помню, в квартире висели связки трав. Потом их убирали в наволочки, в бумажные пакеты и прятали в буфет. После этого мы, дети, больше их не видели. А когда кто-нибудь заболевал, их доставали и заваривали с ними чай. Делали отвары. Отвары и пили, и использовали в виде примочек. Я помню этот необыкновенный вкус чая. Он ни на что не похож. Это настоящий, природный вкус, — рассказала Анна.

Кстати, Анна Рябикова до сих пор запасает травы на зиму, правда, не в таких количествах, как ее родители. Сейчас у нее дома стоят баночки с земляничным листом, шиповником, зверобоем и листом малины. И лечить себя и свою семью Анна предпочитает 50 на 50: и медикаментами, и народными средствами.

Прогрели по полной

Интересным способом лечения поделилась со мной пенсионерка Татьяна Борисовна.

— Когда мои дети были маленькие, мы жили в квартире без удобств. Но зато там была печка. У меня сыновья-двойняшки. Они обязательно болели друг за другом. Я поступала так: брала кипу чистого белья и уходила в самую теплую комнату. Одевала ребенка в чистое белье, кутала. Постельное белье, естественно, меняла. Ребенок потел, я его переодевала. И если за ночь я сына переодену несколько раз, вся зараза выйдет. Утром – уже здоров. Даже доктора удивлялись мне: «Что вы сделали за ночь?» Второго следом так же лечила.

Еще Татьяна Борисовна делала детям спиртовые компрессы.

— В кипяченую воду добавляла немного водки и меда, — вспоминает пенсионерка. – И делала детям компрессы. Тоже хорошо помогало. Таблетками мы сильно не увлекались, да их и не прописывали тогда. Были простейшие, например, «Мукалтин» да «Пектусин».

А сироп из жженого сахара костромичка давала и внукам.

— Берем березовую лучинку, поджигаем ее. Кусочек сахара располагаем на вилке. И жжем сахар в емкость с небольшим количеством водки. Получается лечебный раствор, который потом и даем ребенку.

Из детства я помню немного другое средство – леденцы из жженого сахара от кашля. Сахар топили на горячей сковороде, постоянно помешивая. Потом смазывали тарелку растительным маслом, выливали туда коричневый сироп и давали ему застыть. Затем кололи на маленькие кусочки и давали сосать, как конфетки.

А еще настаивали лук с сахаром. И сок давали простудившимся по чайной или столовой ложке три раза в день.

Жир да рыба

Немало костромичей с содроганием вспоминают рыбий жир. Многих заставляли пить эту гадость в детском садике. Одни запивали жидкость водой, другие выливали в суп, чтобы он не чувствовался, а третьи – пили так.

Жидкий рыбий жир ушел в прошлое. Его заменили желтыми безвкусными капсулами. Наверное, оно и к лучшему.

Чисто по-мужски

А этим рецептом поделился со мной один знакомый: в горячий чай добавить водки и меда, выпить этот пунш, закутаться и лечь. Такой суровый мужской способ от ОРВИ и ОРЗ. Правда, сей метод действенен только при первых признаках простуды, когда только-только появилось недомогание. Если ОРВИ уже вступила в свои права, такой чаек может только навредить: в нем алкоголь, а он, как известно, усугубляет болезнь.

Охотничьи угодья

Поделились своими методами и охотники. Их способы еще не стали ретро. Скорее, это правила, которые помогают не заболеть во время любимой забавы либо быстро выпутаться из сетей недомогания.

Самое главное правило охотников: «Нет плохой погоды – есть плохая одежда». Поэтому охотники всегда одеваются тепло, но легко.

При простуде или болях в спине используют медвежий или барсучий жир. Его втирают в грудь и поясницу.

А при заболевании половой системы (уж извините за подробности) охотники пьют настой из спирта и железы бобра (ее еще называют бобровая струя). Говорят, что помогает это средство очень хорошо, правда, запах изо рта после принятия лекарства неприятный. С женщиной не поцелуешься.

И, кстати, спиртных напитков настоящие охотники на охоте избегают. Особенно в холодное время суток.

Так одни методы лечения (например, банки) практически вышли из обихода. Другие же (например, травы, молоко с медом) еще держаться на плаву: таблетки их пока не вытеснили.

Виктория СТОЦКАЯ.

Фото автора.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...