«Не нужен нам берег турецкий», — сказали наши власти, поссорившись с турецкими. И так полюбивший эту страну за доступную экзотику и качественный сервис российский турист вынужден был искать иные варианты бюджетного отдыха. Тем более что по телевизору постоянно идут страшилки про войну, теракты, нестабильность в Турции и другой мекке путешественника – Египте. Тут поневоле задумаешься об «импортозамещении» в туристической сфере… Так получилось, что в этом году мне пришлось побывать аж в трех подобных местах. Не все они строго подходят под термин «импортозамещение», но все их можно рассматривать как альтернативу недорогим турецко-египетским турмаршрутам.
Мы прошли и Крым, и Рым
Идея ехать в Крым пришла в голову моему английскому родственнику Алану Винфильду. Он живо интересуется современной Россией, а поскольку по натуре – экстремал, то во всем хочет убедиться лично. Вот и на то, что происходит в Крыму после воссоединения с Россией, Алан решил поглядеть сам. Ну и попутно отдохнуть. Заметим: его родная Великобритания хоть и показала фигу Европе, выйдя из Евросоюза, в остальном, как правило, поддерживает позицию США. «Мы – партнеры», — поясняет Алан. Как и США, Англия не признает законность присоединения Крыма к России, эта территория для нее по-прежнему — Украина. Потому Алану пришлось платить сразу за две визы – в Россию и на Украину. Но, как он потом признался, оно того стоило…
В Крым мы ехали «дикарями», чтобы была возможность самостоятельно попутешествовать по городам полуострова. А якорь бросили в Судаке – живописном городке со старинной Генуэзской крепостью на берегу. Авиабилеты Алан заказал за три месяца по Интернету, сказав: так выгоднее. Но поскольку рейс был не чартерный, перелет оказался недешевым – более 6 тысяч рублей на человека в один конец. Плюс к этому билет от Костромы до Москвы и назад в Кострому, а в Москве – такси до Домодедово и обратно. То есть еще по 4 тысячи с человека.
В Симферополь прилетели ночью. Порадовал небольшой, но красивый аэровокзал, отстроенный уже после воссоединения с Россией. До Судака взяли такси – (еще по 500 рублей на брата), хотя можно было доехать за 90 рублей на рейсовом автобусе. Но ждать утра не было сил.
Таксист – крымский татарин — с лицом, словно вырезанным из камня, по дороге сделал полный политический расклад, попутно показывая местные достопримечательности. Лучше после воссоединения, сказал он, стало полиции, армии и чиновникам, «их хорошо кормят». Остальные живут, как и прежде, не хуже, но и ожидаемых перемен пока нет. Перевод на российский рубль сказался на росте цен. А малый бизнес из-за сокращения туристов и кризиса в России сильно упал. Как нам позднее жаловались местные предприниматели, торгующие сувенирами, после «известных событий» иссяк поток туристов из Украины, Польши и Белоруссии (последним путь перекрыла украинская территория). Предприниматели считают, что отдыхающих стало меньше раз в десять. Раньше с ночи люди занимали места на пляже, рассказывали они, положив там свое полотенце. Идешь рано утром – людей нет, одни разноцветные полотенца на песке. На набережной вечером было не протолкнуться, отдыхающие гуляли, задевая друг друга локтями.
Набережная Судака
Сейчас, конечно, такого нет. Но по нашим впечатлениям (а в Крыму мы и прежде бывали не раз) туристов, действительно, поменьше, но не в десять раз, а может, раз в пять. Объявления о сдаче комнат – буквально на каждом шагу. Стоит жилье от 300 рублей до 1500 (с человека) в зависимости от уровня комфорта и близости к морю. Но уже за 500 рублей можно снять приличную комнату со всеми удобствами. Наша квартирная хозяйка рассказала: «Раньше не мы бегали за отдыхающими, от отдыхающих отбоя не было. Как-то одна пара даже упросила нас заночевать прямо в саду, узнав, что спальных мест нет. Пожалели их, уплотнили домашних и все таки разместили ребят под крышей». Сегодня жилье искать не надо – отдыхающих буквально за руки хватают, а таксисты делают на этом свой маленький бизнес. Прямо от вокзала везут туристов по договоренности с хозяевами частных гостиниц по адресам. «Это место не понравится, — говорят, — отвезу в другое, третье, четвертое – найдем то, что вам по душе». Таксисты получают за каждого клиента от хозяина гостиницы свой процент.
Еда в Судаке тоже не доставит проблем. Можно питаться в столовых при гостиницах, можно готовить самим (во многих частных гостиницах есть небольшая кухня, плита, холодильник), а можно идти в кафе. Последних – великое множество, цены в них примерно одинаковы, не надо искать, где дешевле. Обед в среднем обходится в 250 рублей на человека. А вот знаменитые крымские вина в магазинах оказались дорогими. Бутылка популярного массандровского «Черного полковника» — 700 рублей, крымский золотистый «Херес» – 800. Не дешевы и фрукты, овощи. Цены на базаре на уровне костромских, хотя яблоки, груши, персики, черешня, арбузы растут тут, никуда товар везти не надо.
А вот море в Судаке не разочаровало: чистая вода, пляж – очень мелкая галька, похожая на черный песок. Городской пляж — бесплатный. Повезло и с погодой. Вообще климат Крыма очень здоровый – здесь небольшая влажность, со степей дуют теплые ветра, а море в заливе необычайно теплое. Из развлечений – прогулки на катере, морская рыбалка, катание на «банане», полеты на парашюте, дайвинг и пр.
В целом атмосфера в Крыму все же какая-то особенная. Есть некое единение, все стараются помочь друг другу, нет ни хамства, ни грубости. «Русские мужчины очень доброжелательны, не агрессивны, везде порядок, хотя полиции совсем не видно, на пляже много спасателей», — отметил с удивлением Алан. Еще порадовало, что совсем нет пьяных, молодежь ведет себя очень достойно. Удивило его и то, что на многих частных домах – российские флаги.
Крымчанам сегодня живется нелегко, но поражает их спокойствие и выдержка. «Вы тут держитесь!» — и они держатся. Коммунальные проблемы воспринимают стоически. Больше всего, по их словам, напрягает двойственное положение полуострова: украинские паспорта у них до сих пор на руках, плюс получены российские. Граница с Украиной работает лишь в одну сторону – беспрепятственно впускает в Крым, а для крымчан доступ на Украину, где у многих родственники, закрыт. Закрыт для выпускников местных школ и доступ в европейские вузы – аттестат об образовании считается недействительным из-за российских печатей… В общем, все очень непросто. Но на вашем отдыхе это никак не скажется. Для туристов здесь делают все, чтобы им было весело, комфортно и интересно. Вечером на прекрасной набережной (пожалуй, лучшей на крымском побережье) играет музыка, выступают артисты, художники рисуют портреты, аниматоры развлекают детей и взрослых… Но самое прекрасное в Крыму, конечно, его неповторимая природа. Ласковое море, живописные скалы, запах татарского лимонника со степей. А таких молочно-розовых закатов, как здесь, не увидишь нигде …
Алан после своей «инспекции» Крыма написал: «Мне очень понравилось время, проведенное в Судаке. Я определенно рекомендую это место всем, кто хочет праздника. Крым сочетает в себе все хорошее, что есть в современной развлекательной индустрии, но в то же время имеет богатую и древнюю историю. Здесь так много истории, что вы ее встретите прямо на пороге дома или просто за углом…».
Генуэзская крепость Судака
Крым вообще многомерный и разный — неожиданный, неповторимый, но всегда прекрасный. Путешествовать по нему можно бесконечно – всегда ждет что-то новое. Вот только с политикой бы наши политики поскорее разобрались. Этот момент все же напрягает — не только крымчан, но и туристов…
В городе Сочи темные ночи
В Сочи мы ездили в сентябре – в бархатный сезон и в «Бархатные сезоны». Так называется туристический комплекс на самой границе с Абхазией. Путевку покупали через агентство в Костроме. Это чуть более 20 тысяч на 7 дней на человека, включая авиаперелет в оба конца, проживание в отеле и завтрак и ужин (шведский стол). Плюсом к расходам нужно добавить трансфер из Костромы до Домодедово и обратно — это 2,5 тыс. рублей на человека. Зато быстро и удобно – прямо до места. Минус от ваших потенциальных расходов – бесплатная доставка из аэропорта Адлера до отеля и обратно на транспорте гостиницы.
Несмотря на бюджетность, условия проживания в «Бархатных сезонах» оказались хорошими. Просторные, чистые номера со всеми удобствами, с большим балконом, с телевизором, кондиционером, холодильником и пр. Еда тоже на уровне. Если же питаться самостоятельно, получается дороже, хотя можно найти столовые, например, «50 на 50», в которых пообедаешь рублей за 250. В других местах средний чек – 400-500 рублей.
«Бархатные сезоны», находящиеся под эгидой «Интуриста», это целый туристический город. Построен к Олимпиаде для журналистов, освещавших игры. Море — в пяти минутах ходьбы, свой пляж, вода чистая. На улицах так мало транспорта, что поначалу даже пугаешься: «А мы точно в Сочи?». В Сочи – да не совсем. Это самая окраина города, всего в 9 км отсюда аэропорт Адлера, а до границы с Абхазией километра три, можно дойти пешком. Даже наша автобусная остановка называется «Сельсовет», хотя кругом суперсовременные олимпийские объекты. Совхоз «Россия» сохранился, он – ближе к абхазской границе, а рядом – «Сочи-парк» с его экстремальными и вполне мирными аттракционами (взрослый билет на весь день — 1800 рублей), чуть подальше – Олимпийский парк с поющим фонтаном, музеем Николая Теслы (входной билет 350 рублей), музеем автомобилестроения и пр. Парк поражает размерами, передвигаться по нему лучше на велосипеде, тандеме и прочем двух-, трех- или четырехколесном транспорте. Иначе устанешь, ты ж еще не олимпиец.
«Сочи-парк» выглядит как Диснейленд
Велосипеды, кстати, весьма популярны в Сочи, их здесь многие берут напрокат, благо специальные дорожки проложены всюду. Вообще город производит впечатление спортивного (многие бегают по утрам, при отелях – бесплатные фитнес-залы и пр.). И очень современного. Благодаря Олимпиаде тут появилось много новых красивых зданий, прекрасные дороги, хорошая инфраструктура. Даже частный сектор поменялся. Перед Олимпиадой владельцев обязали привести строения в приличное состояние и под единый стиль: терракотово-красные крыши, белые или бежевые фасады. Смотрится стильно — синее море, светлые дома, празднично-красные крыши. Сам город Сочи в его центральной части просто запружен машинами, постоянные пробки, много людей. Цены здесь выше, чем в пригороде. И значительно. А вода в море на городском пляже грязная.
Экскурсоводы не забывают, проезжая аэропорт Адлера, обратить внимание на президентский самолет, если тот на взлетной полосе: «Владимир Владимирович на выходные прилетел, он тут часто бывает, в одном море с ним будете купаться». Туристы улыбаются. А когда им сказали, что недавно после фестиваля «Новая волна» на местном пляже был замечен Стинг, фанаты даже застонали: такой шанс увидеть кумира упущен! Водитель автобуса утешил: «Видите здание? Здесь квартира у Аллы Борисовны, Кристина туда с детьми приезжает».
В плане развлечений в Сочи – большой выбор, но приготовьте такой же большой кошелек. Музеи с полотнами Айвазовского, Шишкина, Серова, дельфинарии и пингвинарии (билет от 250 до 500 рублей), аквапарки (от 700 до 1700 рублей на день), древние храмы, пещеры, каньоны, аттракционы в парках, самый известный из которых «Ривьера», дендрарий и др.
Молодежь больше привлекает экстрим. Экстрима в Сочи хватает, но и он недешев. Полет на парашюте над пляжем – от 2500 до 3500 рублей. 10-часовая экскурсия в «Русскую Швейцарию» — на Роза-хутор, в Красную поляну и скайпарк — от 2000 до 3400 с человека. Здесь вы покатаетесь на канатной дороге, пройдете по самому длинному в мире подвесному пешеходному мосту (439 метров), побываете на высокогорных альпийских лугах и смотровых площадках, откуда открываются потрясающие виды. А если вы такой же экстремал, как моя дочь, то у вас есть возможность осуществить мечту и прыгнуть с банжо. Предварительно заплатив за прыжок с высоты 69 метров 6000 рублей, а с высоты 207 метров – 17000.
Экстрима в Сочи хватает, и он не дешев
Чтобы пощекотать нервы, можно пронестись на самом скоростном в мире мега-тролле (2500 рублей с человека), покататься на самых высоких в мире (170 метров) качелях (7000 рублей с человека) или посоревноваться в ловкости в веревочном парке развлечений…
Вообще на Роза-хуторе стоит побывать тем, кто жаждет повысить градус своего патриотизма. Здесь все самое-самое – самое высокое, самое первое, самое крутое в мире. В общем, от посещения этого высококлассного курорта с невиданными объектами на фоне великолепных горных пейзажей и реликтовых лесов, национальная гордость начинает зашкаливать.
О, море в Гаграх, о, пальмы в Гаграх
Быть рядом с самой границей Абхазии и не побывать там – грех. И мы на один день отправились туда.
Когда-то Абхазия была частью СССР, сейчас это самостоятельная страна, но с Россией у нее особые отношения. Есть граница, но режим безвизовый, а прохождение пограничного контроля и таможни упрощенное. Впрочем, с российской стороны пограничники довольно бдительны. Меня, к примеру, чуть не тормознули из-за того, что когда-то паспорт поменяла с опозданием. К другой даме придрались из-за того, что на фото в паспорте она блондинка, а сейчас – брюнетка, перекрасилась. Но в целом процедура не заняла много времени, однако из-за скопления машин на границе все же прошлось прождать часа полтора. Кстати, с абхазской стороны мы даже и пограничников не видели – водитель, не выходя из автобуса, показал списки пассажиров, и Абхазия приняла нас в свои горячие объятия.
Хороший экскурсовод может просто влюбить вас в свою страну. Нам попался не просто хороший, а еще и веселый. И к тому же рыжий – в Абхазии это не редкость. Юмор был добрым и ненавязчивым, а неподражаемый абхазский акцент делал его особо привлекательным. Это здорово помогало, когда автобус крался, скрипя тормозами на каждом повороте, по горному серпантину. Экскурсовод читал Ахматову и Гумилева на абхазском, потом на русском, сыпал пословицами и поговорками своего народа, много и интересно рассказывал о стране. Кстати, судя по богатейшей фонетике этого языка, совсем не русский язык – самый трудный в мире. В абхазском есть такие звуки, которые без долгой тренировки даже человеку с музыкальным слухом не произнести.
Но наш веселый клоун стал грустным, когда стал рассказывать о минувшей войне. Прошло немногим более 20 лет, но до сих следы ее видны – разрушенные здания, потерянные при обстрелах памятники истории и культуры (снаряды не выбирали направление), но главное – человеческие жизни. Воевало против Грузии, которую абхазы иначе как «агрессором» сейчас не называют, все взрослое мужское население, и многие семьи осиротели. Для такой маленькой страны, небольшого по численности этноса, это стало настоящей национальной катастрофой.
Война и разруха с туризмом не совместимы, а это было основным доходом Абхазии. И только сейчас страна стала вставать на ноги, только сравнительно недавно сюда потянулись отдыхающие.
По сравнению с Сочи цены здесь кажутся смешными, но и они в последнее время заметно «подросли». Если лет семь назад в Сухуми можно было хорошо пообедать рублей за 70-90, то сейчас это обойдется в 200 рублей. А вот вино по-прежнему недорогое и качественное (таможня дает добро и пропускает через границу все ваши винные закупки, а сетку с фундуком весом в два кило можно купить за 350 рублей (в Костроме на рынке килограмм стоит 800 рублей).
Новоафонский монастырь-цель многих путешественников
Купив экскурсию «Абхазия – страна души» за 2500 рублей, мы объехали полстраны. Выехали из Сочи в 6 утра, вернулись в час ночи. Были в Гагре, Пицунде, Гудауте, на озере Рица и Голубом озере, у водопадов и в Каменном мешке, дегустировали вино, мед, сыр и домашнюю ветчину, обедали в ресторанчике кавказкой кухни, купались, гуляли по местным базарчикам, облазили новоафонские пещеры, побывали на службе в Новоафонском монастыре … Друзья ездили на экскурсию «Кавказское застолье», вернулись довольные. Они и все красоты посмотрели, и побывали на самом настоящем кавказском застолье, когда стол ломится от вина и яств, а тосты льются как из рога изобилия. А за столом собралось ни много ни мало, а человек 600. «Было так душевно, так здорово, совершенно необычные впечатления, необычный момент единения. Мы там познакомились с интересными людьми, — рассказали друзья, — потом с ними не раз встречались в Сухуми, и даже разъехавшись по своим городам и странам, и до сих пор перезваниваемся, переписываемся, дружим…».
Зоя ТАТАРЧУК.
Фото автора.