Если нынешние мамы в детстве наряжали в рюшечки кукол, а папы бегали в «казаки-разбойники», вооружившись деревянными автоматами, то современных деток часто тянет к весьма странным, порой внешне совершенно не привлекательным игрушкам.
Страшно модные
Бум страшных игрушек переживает каждое поколение. Дети родом из девяностых забавлялись лизунами из «Охотников за привидениями» – мерзковатой гелеобразной массой, прилипающей к любой поверхности и невероятно приятной на ощупь. Играли правдоподобными до тошноты пауками на резинках и жутковатыми трансформерами. Эра покемонов, не всегда добрых и симпатичных роботоподобных зверюшек, также миновала.
Даже примелькавшиеся уже куклы Барби вызывали ожесточенные споры в родительском сообществе. Кто-то с радостью покупал своим дочкам гламурных кукольных красоток. Некоторые из родителей были категорически против такой игрушки: зачем, мол, кукле грудь?
Теперь же индустрия игрушек эксплуатирует детский интерес ко всему странному, загадочному, потустороннему. Место привычных пупсов на полках магазинов сейчас занимают разноцветные монстрики с кожей, покрытой шрамами, увечьями, ярким гримом. То, что у родителей вызывает негатив и даже отвращение, пользуется огромным спросом у детей.
Страшно красивые
Наибольшие споры вызывают у родителей популярные куклы «Монстр Хай». Это серия героинь одноименного мультфильма – в коллекции есть кукла-зомби, вампиресса, призрак, оборотень. В комплект «потусторонних» игрушек входит все самое необходимое: гробы, запасные конечности, черепа и скелеты, покрытые стразами и блестками. Жутко привлекательно – по-другому и не скажешь, ведь все эти оборотни, упыри и вурдалаки со шрамами на коже, рогами, клыками и съемными частями тела – заветная мечта почти каждой девчонки в возрасте от 6 до 14 лет.
Надо признать, согласно мультику, потусторонние героини вполне себе положительны. У них, как у обычных школьниц, кипят страсти: первая любовь, проблемы в школе, вечеринки. Привкус тайны добавляет привычным сюжетам привлекательности, и вот уже привычная игра в куклы заиграла новыми красками.
Зато родители и бабушки-дедушки в ужасе – у одних кровиночка укладывает спать куклу в гроб, вторая в подобной же таре хранит свои резинки-заколки. Первое, что хочется сделать родителю в такой ситуации, ликвидировать, убрать с глаз долой, выбросить в мусорку. Оказывается, зря!
По словам детского психолога, Марии Овчинниковой, последствия запрета желанной игрушки могут быть самыми неожиданными – от потери контакта с ребенком до детских неврозов. Мария считает: «Главная проблема современных родителей – у нас нет альтернативы. Продукция русских производителей – гидроцефальные куклы с синтетическими волосами, пропорции тела которых нарушены еще похлеще, чем у Барби. Естественно, девочка со своей естественной тягой к прекрасному выберет какую-то красивую, изящную куколку, пусть даже «монстряшку», но с макияжем и утонченную. Запретить-то можно, а во что она будет играть тогда?»
Надо предложить ребенку достойную замену. Например, вместо покупки куклы в ужасающей вас коробке в виде гробика можно приобрести роскошную, вполне похожую на настоящую, Барби. «Можно пойти и более сложным для родителя путем – сделать свою подачу игрушки, – рекомендует Мария. – Например, пусть кожа у куклы зеленая, но не оттого, что это полуразложившийся труп, а просто она инопланетянка. Или тот же монстрик с соплей – ведь заболел он у нас. Давай-ка будем его лечить!
Но если вы категорически не хотите, чтобы ребенок играл подобными игрушками, не показывайте ему их, не акцентируйте на них внимание. Если вы пришли в детский магазин и водите его мимо полок с зомбо-куклами в ярких коробках, а ребенку сказали, что купите ему только мыльные пузыри – вы глупец. Дети не могут регулировать свои желания, на них не действуют логические доводы. Попробуйте перетянуть чадо на свою «сторону добра» – ведь все зависит от позиции родителя. Педагогическим навыкам не нужно учиться специально – тут нужно просто включить голову, сердце».
Чем чуднее – тем моднее
«Надо же, какую тебе мама страшилу купила! Кто это – мишка что ли? А почему он фиолетовый?», – любопытствует в маршрутке неподкованная бабушка у мальчика, который любовно прижимает к груди Лунтика (известный мультперсонаж). Лунный малыш – Лунтик – по мультику существо добрейшее, немного, правда, странное на вид. А вот зловредные одноглазые миньоны, бешеный супергерой Халк и угрюмый Шрек кротостью нравов похвалиться не могут, но все равно приводят деток в настоящий восторг.
С точки зрения психологии это объяснимо – подтекст игры с добрым монстриком таков: «Даже в груди чудовища может прятаться добрая душа». Герои-злодеи тоже нужны – через подобные игрушки дети учатся различать добро и зло, и даже бороться со своими страхами. Ведь во все времена не было игры притягательней, чем рассказывать в темноте страшилки или вызывать таинственную пиковую даму. Таким образом дети закаляют свою психику, подготавливают сознание к нашей жизни, которая часто бывает страшней и безжалостней любой, даже самой жуткой сказки.
На «монстрологии» строятся даже многие образовательные программы – например, несколько популярных методик раннего изучения английского языка активно эксплуатируют эту тему в благих целях. «Дети охотнее учат, сколько у монстра глазок, и что у него фиолетово-зеленая шкура, чем просто набор цифр и названия цветов. Трудный незнакомый язык в такой подаче и веселит, и притягивает. А игра для педагогов – наше все!», – рассказала преподаватель курсов по английскому языку Вероника Чеушева.
Вообще дети, с высоты взрослой многоопытности, могут «изуродовать» любую, даже самую благообразную игрушку. «То нацепит на нее что-то, то кидает головой вниз с горки. Я ей: «Ты что, куколке же больно!» А дочка мне: «Она с парашютом прыгает!» То вообще фломастером изрисует – ветрянка, понимаешь ли, у куклы за две тысячи рублей образовалась! Злодейка какая-то растет!», – жалуется стоящая у песочницы мама вполне миловидной девицы лет пяти. Звание отпетой шалуньи за девочкой, видимо, прочно закрепилось.
Но современные детские психологи в унисон говорят, что ошибочно связывать внешний вид игрушки с характером ребенка. Потрепанный безухий заяц или полураздетая кукла с оторванной ногой совершенно не говорят о том, что ребенок – юный садист. Просто дети – экспериментаторы, исследователи. Они не любуются игрушками – они ими играют. А во что можно играть с разряженной в пух и прах куклой? Кроме того, внешность для них – дело второстепенное. Игра идет от лица придуманного образа. Сейчас кукла – космонавт, через пять минут – пациент, а потом – вообще лучший друг, которому можно доверить сокровенную тайну. А разве друга выбирают за красоту? Игрушка – это часть ребенка, а игра – процесс познания жизни.
Позиция эксперта
Мария Овчинникова, практикующий психолог и мама троих детей:
— У меня такое ощущение, что сейчас многие родители делают все, чтобы у них выросли нездоровые дети. Начинается все с пресловутого раннего развития, когда из ребенка вытягиваются эти росточки любопытства, познания. Природой ведь все заложено как: сначала интерес к предмету, а потом – его изучение. А у нас сейчас трехлетние дети спешат с музыкального занятия на английский, даже не понимая, что такое вообще этот иностранный. В итоге, к школе мы можем получить кучу неврозов и напрочь отбитый интерес к добыванию информации – ребенок просто не умеет этого делать, ему всегда все давали раньше, чем это успевало его заинтересовать. Вот в чем причина проблемы, а не в том, что сейчас игрушки пошли какие-то страшные. Психологически здоровый ребенок, у которого комфортный микроклимат в семье, не будет втыкать булавки в резиновый череп куклы, не будет с привидениями медитировать, желая погибели классному руководителю. У него море интересных идей и мыслей.
Вообще, игрушки не бывают хорошими и плохими. Каждая игрушка для ребенка преследует определенную цель. Например – оружие. Сейчас, кстати, в садик давно его запрещено приносить. Дети целятся друг в друга – с позиции воспитателя это ужас-ужас. Но ведь они не воспринимают войнушку как реальный посыл убить другого, сделать так, чтобы его не стало! Они примеряют на себя роль мужчины-защитника, охотника – это срабатывают те самые древние архетипы, и с ними не только не нужно, но и вредно бороться.
Но ребенок может увидеть в игрушке те качества, которые привьет ей взрослый. Мама может возмущаться на ту же Барби: «Срамота какая! Одень ее немедленно во что-то приличное, что за разврат!». А может сказать: «Смотри, даже у твоей куколки волосы всегда заплетены и осаночка прямая! Видишь, какая она грациозная?». Почувствуйте разницу, как говорится.
Ребенка воспитывает не телевизор, не мультики, не рекламная индустрия и не игрушки. Его воспитывают родители. А все вышеперечисленное – средства и инструменты, которыми нужно правильно и разумно пользоваться. Не нужно перекладывать на игрушки свои обязанности – ах, мой ребенок стал злым, потому что в игрушки страшные играет! Вы ведь его родитель, не монстрик с соплей, не зомби и не Шрэк.
Ольга СИДНЕВА.